Церковь Мартина Исповедника

123

В Алексеевской Новой слободе (Большая Коммунистическая улица, 15/2). Построена в 1791—1806 по проекту архитектора Р.Р. Казакова, на средства московского городского головы В.Я. Жигарева. Главный престол посвящён Вознесению Господнему, боковые — иконе Грузинской Богоматери и Мартину Исповеднику. Предположительно, церковь стоит на месте деревянного храма, известного с 1492, когда эти земли (на левом берегу р. Яузы) принадлежали Андроникову монастырю. Архитектура здания, поднятого на высоком цоколе, выдержана в стиле классицизма и характеризуется торжественно-строгой трактовкой объёмных и декоративных форм, отчасти предвосхищающих художественные принципы ампира. Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни.

Храм завершён купольной световой ротондой и небольшими низкими «глухими» барабанами, поставленными над его углами. Динамично уменьшающиеся по объёму кверху ярусы колокольни — два нижних четверика и верхний цилиндр, увенчанный шатром, создают эффектную вертикаль, рассчитанную на восприятие с большого расстояния. Монументальному объёмному решению здания соответствует укрупнённый масштаб ордерных композиций, использованных в оформлении его фасадов. Особенно впечатляют сильно выступающие восьмиколонные тосканские портики на боковых фасадах храма, пропорции которых повторяют колоннады, опоясывающие апсиду и притвор, а также пилястровые портики нижнего яруса колокольни. Ордерная тема продолжена в декорировке центральной ротонды храма и верхних ярусов колокольни, оформленных колоннами с лепными композитными капителями.

Крупные ордерные обрамления получили окна, расположенные по сторонам портиков на боковых фасадах храма, а также на апсиде и притворе. В интерьере сохранились настенные росписи начала XIX в. Ограда вокруг церкви конца XIX в. Святыня, хранящаяся в храме, — икона Грузинской Богоматери из разрушенной одноименной церкви на Воронцовом поле. Величественный силуэт храма активно доминирует в панораме Заяузья, открывающейся с противоположного берега реки, но особенно выразительно воспринимается от Садового кольца, подавляя своим объёмом окружающую застройку. Церковь была закрыта в начале 1920-х гг., вновь освящена в 1991.П.Н. Шармин..

Значения в других словарях
Церковь Максима Блаженного

(улица Варварка, 4). Построена в 1698 на средства купцов М. Верхивитинова и М. Шаровникова. При сооружении церкви, по-видимому, были использованы части стен более раннего храма (начало XVI в.), поновлённого царицей Натальей Кирилловной в 1678. Первая деревянная церковь Бориса и Глеба известна на этом месте со второй половины XIV в. Своё второе, более употребительное название она получила в 1434 после похорон здесь известного московского юродивого Максима Блаженного. Существующее здание, поднятое..

Церковь Марона Пустынника

На Бабьем городке Церковь Благовещения (в Старых Панех, в Старой Панской слободе, у Крымского двора) (улица Якиманка, 32, строение 2). Построена в 1730, сменив деревянный храм, известный с 1642. Типичная для своего времени приходская церковь, первоначально состоявшая из двухсветного четверика собственно храма (главный престол Благовещения) с полукруглой в плане апсидой, трапезной с южным приделом Марона Пустынника и трехъярусной колокольни, перестраивалась и ремонтировалась на протяжении всего X..

Церковь Михаила и Фёдора Черниговских

(Черниговский переулок, 3). Построена в 1675 на средства купчихи И.И. Малютиной на территории бывшего Ивановского монастыря, располагавшегося здесь в XV — начале XVI вв. Существующему зданию предшествовала деревянная церковь, документально зафиксированная в 1625. Престол посвящён русским канонизированным святым — черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу и его боярину Фёдору, убитым в Орде по приказу Батыя в 1246. Их мощи хранились в Чернигове, а в 1572 были перевезены в Москву. Церковь отмечает..

Церковь Никиты Мученика За Яузой

(на Швивой горке) (улица Гончарная, 4—6). Построена в 1595 купцом С.Е. Вагиным «по челобитью боярина Дмитрия Годунова». Сооружена на подклете более раннего храма, впервые упомянутого в летописи под 1534. Первая же деревянная церковь на этом месте — высоком холме в устье р. Яузы — впервые упомянута в 1476. В настоящее время примыкающие к церкви разновременные пристройки (2 придела, притвор и колокольня) образуют несимметричную живописную группу, некогда эффектно воспринимавшуюся с берегов рек Мос..

Дополнительный поиск Церковь Мартина Исповедника Церковь Мартина Исповедника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковь Мартина Исповедника" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковь Мартина Исповедника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 27 символа