Босси

160

, Джузеппе (Bossi, Giuseppe) 1777, Бусто-Арсицио — 1815, Милан. Итальянский живописец и рисовальщик, автор теоретических работ по искусству. С 1778 жил в Милане, в Академии художеств занимался у Андреа Аппиани. Был пенсионером в Риме (1795—1800), где изучал памятники античности, работы старых мастеров. Его близким другом стал А. Канова, который писал о Босси. "Гений, талантливый в живописи и эрудит в области истории искусства". Посещал "Академию размышляющих", созданную Феличе Джани в противовес Академии Св. Луки, имел в ней шутливое прозвище Альчинто Эдипео. С юности Босси стал собирать рисунки и живопись старых мастеров. В его коллекции были работы Тициана, Карраччи, Рубенса. С 1801 жил и работал в Милане, одержав в том же году победу на конкурсе в Академии Брера и получив приз в две тысячи цехинов за представленную на конкурс картину Признание Итальянской республики Бонапартом (Милан, галерея Брера).

В период с 1802 по 1806 является секретарем Академии Брера, создавал вместе с А. Аппиани галерею Брера. К 1810 в своем доме открыл частную школу живописи, где учащиеся имели возможность изучать его коллекцию. Творчество Босси сформировалось в Милане среди писателей и художников романтического лагеря. Его кумирами были поэт У. Фосколо и А. Аппиани. Собственные произведения художника (исторические полотна, портреты, рисунки) явились своего рода размышлениями о живописи прошлого и настоящего, и в этом его отношении к наследию Босси можно считать романтиком. В полотнах Барка Улисса (Милан, Галерея современного искусства), Рассказ Энея Дидоне (Бусто-Арсицио, частное собрание) мифологическая тема трактована в отличной от работ художников-неоклассицистов манере.

Движения и жесты героев более эмоциональны, сцены переданы в ночном освещении. Полотна Эдип у Колона и Похороны Фемистокла (1805, оба — Милан, Галерея современного искусства) исполнены в традиции неоклассицистической живописи. Четко продуманная расстановка фигур в виде скульптурного фриза, большая эмоциональная сдержанность, строгий колорит. Однако в трактовке фигур персонажей ощущается зыбкость, заставляющая вспомнить работы И. Г. Фюсли, Ф. Джани. Эти влияния особенно проявились в рисунках Босси Венера и путти (Венеция, Музей Коррер), Адонис, сопровождаемый Грациями Венеры (Милан, Галерея современного искусства), манера исполнения которых свидетельствует и о знании произведений Дж. Флаксмана. Большую известность художнику принесла фреска Парнас (1815), исполненная для виллы Мельци в Белладжо, на которой изображена история рода Мельци, с одним из представителей которого (Франческо) был дружен Леонардо да Винчи.

А также росписи галереи Брера и Археологического музея в Милане, в которых античная тема трактовалась тоже в манере живописи романтической эпохи, т. Е. Без героизации, но и без жанризации сюжетов. В 1807 Джузеппе Босси была поручена реставрация фрески Леонардо да Винчи Тайная вечеря в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. Приказ об этом важном начинании был издан вице-королем, пасынком Наполеона Евгением Богарне, так как фреска разрушалась после наводнения 1800 и из-за невыполнения личного распоряжения Наполеона об освобождении помещения трапезной от постоя солдат. Копия на картоне создавалась в размер для последующего изготовления мозаики, и это был титанический труд для художника, не выдержавшего нагрузки и заболевшего после этой работы.

Картон был исполнен к 1810 и ныне хранится в Кастелло Сфорцеско в Милане. Работа Босси, его патриотическое отношение к национальному наследию восхищали Стендаля и Гёте, посвятивших ему страницы своих книг. Босси создано много живописных портретов современников. Писателя Г. Каттанео (Милан, Галерея современного искусства), поэта К. Порта (частное собрание). В Автопортрете (1810, Милан, галерея Брера) Босси создал образ художника-романтика, наследника лучших традиций просветительской культуры Италии. Благородные черты его лица, выразительный, полный тревоги взгляд, обращенный к зрителю, свидетельствуют о глубокой внутренней жизни этой яркой личности. К лучшим портретным образам Босси относится графический Портрет Антонио Кановы (1810, Бергамо, частное собрание), демонстрирующий великолепное мастерство Босси-рисовальщика.

В Групповом портрете (Милан, частное собрание) художник изобразил себя в кругу друзей, подобно А. Аппиани и Ф. Айецу, попытавшись сопоставить различные характеры, как это любили делать романтики. В 1805 была издана работа Босси о живописи (Discorso sull’utilita practica delle arti del disegno), а в 1821 — о колорите (Saggio di ricerche intorno all’armonia cromatica naturale e artificiale). В 1810 им была написана книга о Леонардо да Винчи, переведенная И. В. Гёте на немецкий язык. Образ Джузеппе Босси был увековечен в скульптурных бюстах известными мастерами — А. Кановой (1815—1817, Милан, галерея Амброзиана) и К. Пачетти (1817, Милан, галерея Брера).Лит. De Logu G. La pittura italiana dell’Ottocento. Milano, 1946. Rinaldis A.

De l’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949..

Значения в других словарях
Борджанни

, Орацио (Borgianni, Orazio) Ок. 1578, Рим — 1616, Рим. Итальянский живописец римской школы. Как и многие другие мастера этого времени, испытал влияние Караваджо, хотя и находился с ним во враждебных отношениях. В юности работал на Сицилии, затем — в Испании, в 1603 или 1604 вернулся в Рим. Творческая карьера Борджанни продолжалась менее двух десятилетий, а самый насыщенный и продуктивный римский период — чуть более 10 лет. Ранние, выполненные в Испании работы Борджанни не сохранились, но некото..

Бордоне

, Парис (Bordone, Paris) 1500, Тревизо — 1571, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Ученик Тициана. Испытал влияние Порденоне, Лотто, Моретто. Первый заказ получил в 1518. Работал в Венеции, Тревизо, Милане, Генуе. По свидетельству Вазари, в 1538 посетил Францию и работал в Фонтенбло, а затем в Аугсбурге по заказам патрицианской семьи Фуггеров. Временем наибольшего творческого расцвета Бордоне были 1520—1530-е. В 1520-х Бордоне разрабатывает один из излюбленных мотивов ранн..

Босх

, Иероним (Хиеронимус) (Bosch, Hieronimus), наст. Имя Иероним ван Акен (Hieronimus van Acken) Ок. 1450, Хертогенбос — 1516, Хертогенбос. Нидерландский живописец. Полагают, что предки его были выходцами из немецкого города Ахена (отсюда "ван Акен"). Своей профессии он научился в семье (его отец, два дяди и брат были живописцами). Работал в Хертогенбосе. Творчество Босха стало предметом многочисленных исследований и толкований, порой взаимоисключающих. Для понимания его образов ученые обращались к..

Бот

, Ян (Both, Jan) Ок. 1618, Утрехт — 1652, Утрехт. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Учился у своего отца, живописца по стеклу, и у Абрама Блумарта. Совершил поездки во Францию и Италию. В 1635—1641 жил в Риме, был принят в члены римской Академии Св. Луки. В 1646—1652 работал в Утрехте. Писал пейзажи, следуя итальянизирующей традиции. Часть картин Бота представляла собой крупные декоративные композиции с изображением романтизированного итальянского пейзажа (Итальянский пейзаж, Пейзаж..

Дополнительный поиск Босси Босси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Босси" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Босси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа