Дюбюффе
, Жан (Dubuffet, Jean) 1901, Гавр — 1985, Париж. Французский живописец. Обучался живописи в Академии художеств Гавра (1916—1917) и в Академии Жюлиана в Париже (1918). Одновременно увлекался литературой, музыкой, философией, изучением языков, палеографии, этнологии. В 1919—1920 посетил Алжир (в дальнейшем возвращался в эту страну неоднократно). В 1924, отказавшись от карьеры художника, занялся коммерцией и уехал в Буэнос-Айрес. В 1933—1937 вновь обратился к искусству. Писал портреты, изготовлял маски и куклы-марионетки, а также изучал египетскую иероглифику, китайские идеограммы, римскую каллиграфию. В 1942 решил окончательно посвятить себя художественному творчеству. Работая большими сериями (Метро, 1943. Марионетки города и деревни, 1943—1944.
Возвышающиеся пасты, 1945), Дюбюффе постоянно экспериментировал, открывал новые живописные техники. В результате многослойного наложения пастозных красок возникали пористые, изрытые, рельефоподобные фактуры. Красочная масса с примесями песка, пыли, гравия, ракушек, смазочного масла образует вмятины, складки, разрывы, имитируя волнующиеся поверхности неживой природы. Вздутия и оседания почвы, илистые или песчаные наплывы, застывшие потоки лавы, растрескавшиеся, выщербленные ветром каменистые ландшафты (серии Винные пейзажи, 1944. Феерические пейзажи, 1946—1947). Прообразы своей живописи Дюбюффе искал в пустынных пространствах заброшенных полей, карьеров, оврагов. В 1947—1949 совершил путешествие по Сахаре, где также находил новые красители и материалы.
Источником вдохновения ему служили "однородные пространства, без осей и границ, такие, как море, снежные наносы, пустыни и степи". Дюбюффе считал, что спонтанное формосозидание природы находит себе продолжение в человеческом творчестве, однако не в профессиональном искусстве, а в искусстве примитивном, "грубом" ("brut"). Изначальный творческий порыв осуществляется в обход культуры, прорываясь в инстинктивных рисунках детей, душевнобольных, маргиналов — аутсайдеров современного общества. Художник утверждал, что современная культура, репрессивная по своей сути, душит ростки естественного творчества, непосредственных проявлений человеческой натуры (теоретические эссе Преимущества грубого искусства перед искусствами культурными, 1949.
Удушающая культура, 1968). Дюбюффе положил начало изучению и коллекционированию "грубого искусства" (граффити, росписи, вышивки, мелкая пластика). Расценивая собственное творчество как осознанное проявление "ар брют", он широко использовал типичные для него материалы — асфальт, уголь, песок, шлак и т. П., стремясь к исчерпывающей разработке их пластических возможностей. В портретных сериях Они красивее, чем полагают (1946— 1947), Дамские тела (1950—1951) врезанные в красочную массу брутальные царапины, имитирующие настенные каракули, вычерчивают карикатурные, агрессивные фигуры, словно бросающие вызов всем эстетическим нормам и общественным запретам. Растертый, размятый красочный слой серии Грунты и земли.
Мысленные пейзажи (1951—1952) уподобляется высохшей, бесплодной почве, покрытой рытвинами и комьями. Рудиментарные знаки Взбитых паст (1953) подобны случайно впечатавшимся следам человеческого присутствия. Текстурологии (1957—1959) вызывают в памяти старые, облупившиеся стены, ветхие древесные панели, испещренные трещинами геологические пласты. Цикл Материологий (1959—1960) обыгрывает фактурные и пластические качества мятой фольги и бумаги, тканей, полистирола, смолы, крошева слюды, высохших растений (Кожаное море, 1959. Месса земли, 1959—1960, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства). С 1955 Дюбюффе жил в Вансе. Большой цикл Урлуп (1962—1974) свидетельствует об изменении творческих ориентаций художника.
Изгибающиеся линии членят поверхность картины на множество мелких ячеек — синих, белых, красных или заштрихованных тонкими полосами. Эта мозаичная структура зрительно подвижна, ее элементы смыкаются в быстро исчезающие, гротескные фигуры. Картины этой серии, внешне сходные с топологической головоломкой, затягивают глаз в зрительный лабиринт, в котором блуждают призрачные, ирреальные образы-фантомы (Ушедшие и пришедшие, 1965, Париж, галерея Ж. Бюше. Угощение, 1964, Даллас, Художественный музей). Эту систему, стимулирующую поисковую активность зрительного восприятия, Дюбюффе использовал и в последующих сериях Театры памяти (1975—1978), Психоландшафты (1981—1982), Прицелы (1983), а также в архитектурных проектах и в скульптуре.
Покрывая объемные фигуры цветными меандрами, художник создал своеобразную трехмерную живопись, развивающуюся в пространстве (Персонаж, 1973, Париж, галерея Д. Жервис). Дюбюффе много занимался искусством книги, создав такую ее разновидность, в которой рисунок, текст, каллиграфия составляют непрерывное целое.Лит. Dubuffet J. Prospectus et tous ecrits suivants. Paris, 1967. Dubuffet J. Asphyxiante culture. Paris, 1986. Dubuffet J. Batons rompus. Paris, 1986. Picon G. Le travail de Jean Dubuffet. Geneve, 1973. Franzke A. Jean Dubuffet. Basel, 1976. Thevoz M. Dubuffet. Geneve, 1986..
Дополнительный поиск Дюбюффе
На нашем сайте Вы найдете значение "Дюбюффе" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюбюффе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа