Дюмустье, Даниэль

191

(Dumonstier, Daniel) 1574, Париж — 1646, Париж. Французский художник, мастер карандашного портрета. О жизни Даниэля Дюмустье, который был племянником художников Пьера и Этьенна, известно много больше, чем о жизни других членов семьи Дюмустье. Даниэль был близок ко двору. С 1601 он художник дофина, с 1602 художник и камердинер короля Генриха IV, придворный художник Марии Медичи. Это блестящий придворный, он живет в Лувре, на равных общается с высшей аристократией, он образован и умен, знает испанский и итальянский языки, сам пишет стихи. Вхож в светские салоны, славится умением вести беседу и остроумием. Все это свидетельствует об изменении положения художника в обществе. XVII в. Отмечен пристрастным интересом к человеческой личности.

Жанр портрета получает широкое развитие не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Входят в моду различные формы литературного портрета. Характеры, максимы, автопортреты. Яркие характеристики современников можно найти в письмах, мемуарах и т. Д. Многие аристократы берут уроки рисования у известных мастеров. Даниэль Дюмустье был блестящим рисовальщиком, но работы его неравнозначны по художественному уровню. Порой он делает эффектные портреты, передающие внешнее сходство с некоторой долей лести. Катерина де Леммерей, мадам Бретонсей (1627). Мадлена де Креки (1629, оба — Париж, Нац. Библиотека). Мужчин он изображает мужественными, женщин миловидными и красивыми, сам цинично подсмеиваясь над своими моделями.

"Они столь глупы, что думают, что они таковы, какими я их делаю, и мне за это лучше платят". Но когда модель интересна ему, его глаз приобретает остроту, проницательность и возникают произведения, высвечивающие глубинную суть человека. Таков Портрет министра Кончини (1624, Париж, Лувр), коварного мастера придворной интриги. Рисунок становится здесь жестким, передавая формы крупного хищного носа, четкий абрис озабоченно сдвинутых бровей, пронзительный злобный взгляд, змеящиеся усы. В резких чертах канцлера Сегье (1635, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) проступает жестокость, властность. С помощью минимальных средств — штрихов карандаша, легких прикосновений сангины и пастели — мастер буквально "лепит" объемы, создает яркий, убедительный образ.

Портреты 1630-х по своей пластике, по тончайшим переходам цветовых тонов, по глубокому проникновению в духовный мир человека соперничают с живописью. Портрет молодого человека (1640, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) — это одна из вершин карандашного портрета. Художник с величайшей бережностью и словно осторожностью наносит на лист бумаги еле уловимые, прозрачные пятна пастели, легкие штрихи цветного и черного карандаша, и из этих штрихов и пятен вдруг начинают проступать черты умного, прекрасного человеческого лица. Здесь нет никакой манерности, позы, ничего "светского", портрет словно духовный диалог художника, модели и зрителя. Это лицо говорит о богатстве и сложности души, по нему словно скользят тени мыслей, чувств, раздумий, в него хочется вглядываться, чтобы понять его.Лит.

Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет. М., 1978. Moreau-Nelaton E. Les freres Du Monstier. Paris, 1908. Dimier L. Historie de la peinture de portraiten France au XVI siecle. Paris, 1924—1925. 2 vol..

Значения в других словарях
Дюбюффе

, Жан (Dubuffet, Jean) 1901, Гавр — 1985, Париж. Французский живописец. Обучался живописи в Академии художеств Гавра (1916—1917) и в Академии Жюлиана в Париже (1918). Одновременно увлекался литературой, музыкой, философией, изучением языков, палеографии, этнологии. В 1919—1920 посетил Алжир (в дальнейшем возвращался в эту страну неоднократно). В 1924, отказавшись от карьеры художника, занялся коммерцией и уехал в Буэнос-Айрес. В 1933—1937 вновь обратился к искусству. Писал портреты, изготовлял м..

Дюге

, Гаспар (Dughet, Gaspard) 1615, Рим — 1675, Рим. Французский живописец и график, работал в Италии. Сын французского пирожника, обосновавшегося в Италии. Когда ему было пятнадцать лет, его сестра Анна вышла замуж за известного художника Никола Пуссена, в доме которого и поселился Гаспар. Под влиянием Пуссена и под его руководством стал заниматься живописью (1631—1635) настолько успешно, что в 1645 ему поручили роспись римской церкви Сан Мартино аль Монте Житие св. Илии. Эта работа принесла ему и..

Дюмустье, Пьер

Старший (Dumonstier, Pierre) Ок. 1540, Париж — ок. 1625, Париж. Французский живописец и рисовальщик. Один из наиболее одаренных мастеров французского карандашного портрета второй половины XVI — начала XVII в. Ему приписывается около 65 портретных работ. Как и его брат Этьенн, учился у своего отца Жоффруа Дюмустье, в 1583—1584 был художником и камердинером короля Генриха III, а с 1586 — художником королевы-матери Екатерины Медичи. Ок. 1569/1570 вместе с братом Этьенном был направлен Екатериной М..

Дюмустье, Этьенн

(Dumonstier, Etienn) Ок. 1540, Париж — 1603, Париж. Французский художник, мастер карандашного портрета. Карандашные портреты, или "карандаши", — явление уникальное. Только во Франции рисованные портреты достигли в XVI в. Столь высокого художественного уровня, что выделились в самостоятельный вид искусства, став одной из характерных особенностей культуры Возрождения в этой стране. Из штрихов черного карандаша, чуть подкрашенного сангиной или гуашью, на бумаге возникал яркий образ живого человека..

Дополнительный поиск Дюмустье, Даниэль Дюмустье, Даниэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюмустье, Даниэль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюмустье, Даниэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 17 символа