Катарсис
(от греч. Katharsis - очищение) - категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно - высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в антич. Культуре. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (т.н. Этическая функция музыки - воздействие на "этос" - характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. - человека). Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки "очищать" людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Авторы антич.
"Риторик" полагали, что катарсическим воздействием обладает и искусство слова. Платон не связывал К. С искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. Получило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой мистике и эстетике, особенно в интериорной эстетике аскетизма византийских монахов.Непосредственно к искусству концепцию К. Применил Аристотель. В "Политике" он писал, что под воздействием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели "получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием...".
В "Поэтике" он показал катарсическое действие трагедии, определяя ее как особого рода "подражание. Посредством действия, а не рассказа, совершающее путем страдания и страха очищение подобных аффектов". Неясность этой формулировки вызвала многочисленные комментарии в литературе 16-20 вв. Одни толкователи понимали К. Как очищение страстей (от крайностей и чрезмерностей), другие - как очищение от страстей, т.е. Полное устранение их.В эстетике Возрождения имело место как "этическое", так и гедонистическое понимание К. У теоретиков классицизма преобладал рационалистический подход. П. Корнель считал, что трагедия, показывая, как страсти приводят людей к несчастью, заставляет разум человека стремиться к сдерживанию их.
По Г.Э. Лессингу, напротив, К. Связан с возбуждением страстей, которые ведут к повышению социальной активности человека, к "превращению страстей в добродетельные наклонности", И.В Гёте понимал К. Как процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека. УЗ. Фрейда термин "К." означал одни из методов психотерапии, связанный с высвобождением энергии вытесненных инстинктов и влечений, в т.ч. И с помощью искусства. Б. Брехт понимал аристотелевский К. Как некое "омовение", совершаемое "непосредственно ради удовольствия". Сам он разработал в теории драмы понимание К. Как возникшего на путях художественного "отчуждения" и некоего потрясенного направляемого разумом действия, нацеленного на позитивное преобразование человека и в конечном счете способствующее социальному прогрессу.В отечественной эстетике понимание К.
Как завершающей стадии психического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия искусства, обосновал Л.С. Выготский в кн. "Психология искусства". Воздействуя на психику человека, произведение искусства, по его мнению, возбуждает "противоположно направленные аффекты", которые приводят "к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции".Особое внимание К. Как "всеобщей эстетической категории", вскрывающей сущность эстетического, уделил Д. Лукач ("Своеобразие эстетического"). В контексте своей эстетики, базирующейся на теории отражения, он выдвигает на первый план социально-нравственное знание К.
Эстетическое значение трагедии, для Лукача неразрывно связанное с социальным и этическим, он видит "в той правде жизни, которую, очищая и возвышая ее, отражает искусство". "кризис, вызываемый К. У воспринимающего искусство, отражает самые существенные черты подобных ситуаций в жизни". При этом в жизни речь всегда идет об этических проблемах, поэтому они составляют, по Лукачу, "ядро эстетического переживания", а эстетическое играет важнейшую роль "в нравственном урегулировании человеческой жизни".Внутреннее потрясение, просветление и неописуемое духовное наслаждение, которые характеризуют состояние К. И во многом близки к состояниям мистического экстаза, как этапы на путях мистического опыта, свидетельствуют о более глубоком духовном опыте, чем психофизиологические процессы в человеке, высокие эмоциональные состояния или интенции к социально-нравственному совершенствованию.
Наряду со всеми этими сопутствующими моментами в К. Выражается самая суть эстетического опыта как одного из путей приобщения человека к духовному универсуму. К. - реальное свидетельство осуществления в процессе эстетического восприятия контакта между человеком и плеромой духовного бытия, сущностной основой космоса.Принципиальный отказ посткультуры (втор. Пол. 20 в.) от эстетического в принципе, от художественно-эстетического измерения в искусстве (в современных практиках) закрывает для ее субъектов и катарсический путь в сферы Духа, прорыв материальной оболочки бывания, на что собственно посткультура и не претендует, ограничив свое онтологическое пространство телом и телесностью, вещью и вещностью.Лукач Д.
Своеобразие эстетического. М., 1986. Т. 2. Zumkley H. Aggression und Katharsis. Gottingen, 1978. Thiele M. Die Negation der Katharsis. Dusseldorf, 1982. B.B. Бычков.
Дополнительный поиск Катарсис
На нашем сайте Вы найдете значение "Катарсис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катарсис, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа