Петров Михаил Константинович

78

(1924-1987) - русский философ, теоретик науки, культуролог, историк. В 1940 поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. С 1941 - в действующей армии. Окончил военный институт иностранных языков (1949), работал преподавателем, начальником кафедры. В 1956 - поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. В 1959 завершил кандидатскую диссертацию "Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода". Защита не состоялась из-за расхождений с научным руководителем. В 1959 написал публицистическую повесть "Экзамен не состоялся" и отправил ее с сопроводительным письмом Н. Хрущеву. Исключен из партии и уволен с должности. С 1962 - преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского университета.

В 1967 - кандидатская диссертация "Философские проблемы науки о науке". В 1969 П. Публикует статью "Предмет и цели изучения истории философии", вызвавшую идеологические обвинения. Уволен из института. С 1969 и почти до смерти П. Работал в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Был почти полностью лишен возможности публикации своих работ. Основные опубликованные работы. "Язык, знак, культура" (1991), "Самосознание и научное творчество" (1991), "Социо-культурные основания развития современной науки" (1992), "Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность" (1995). Основная сфера интересов - исследование механизмов преемственности (культура, наука, образование, язык, философия), а также анализ древнегреческой цивилизации.

Ограничивая определение социальности наличной суммой обстоятельств, П. Анализирует способы социального наследования и сохранения социальной преемственности как источники структурных различий культурных типов. Любое общество, по П., владеет набором социально-необходимых форм деятельности, который существенно превышает возможности (метальную вместимость) отдельного индивида и требует фрагментации. Возникает рассчитанный на множество поколений социокод, использующий знак в его способности фиксировать и неопределенно долго хранить значение. Социокод - основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении. 1) фрагментированный массив знания, 2) расчлененный на интерьеры мир деятельности и 3) институты общения.

Минимум видов общения, обеспечивающий функционирование социокода, представлен коммуникацией, трансляцией и трансмутацией. Под коммуникацией П. Понимает оперативное и единовременное информационное взаимодействие субъектов с целью оптимизации совместно выполняемой деятельности. Под трансляцией - передачу информации от поколения к поколению. Коммуникация и трансляция позволяют разворачивать в социально значимых актах деятельности унаследованные по социокоду программы и работать с ними в режимах стабилизации, нормализации и сжатия. Если общество не изъято из исторического процесса, социокод должен пассивно или активно изменяться, трансформируя матрицу деятельности производно от изменений среды, т.е. Должна происходить трансмутация.

Познание и социализация его результатов. Различия в трансляционно-трансмутационных механизмах и способах кодирования дают типы культур. Лично-именной, профессионально-именной (традиционные со-циокоды) и универсально-понятийный (европейский социокод). Адресность языкового общения отличает традиционные социокоды, объединяющие в социальную целостность через контакт и сопряжение имен в ситуациях коллективного действия либо через систему наследуемых межсемейных контактов. Европейский социокод разделяет знаковое и поведенческое в обособленные области со своими основаниями интеграции, принимая субъект-субъектное отношение в качестве ключевой структуры. Трансмутационные институты вырабатывались в ходе развития от философии к теологии и опытной науке, которая стала основным каналом производства и приложения наличного знания.

Функционирование науки в обществе, по мысли П., необходимо включает накопление научного знания и участие в повышении образовательного уровня новых поколений. Концепция тезаурусной динамики рассматривает движение идей от переднего края науки на начальные этажи системы образования и движение людей через систему образования в различные специализированные виды деятельности - в состав какого-либо научного сообщества. Анализируя наукометрические процессы по аналогии с речью, П. Связывает представления о единстве содержания лингвистических структур и общелогических понятий с особенностями флективного языка антично-христианского времени, а категории опытной науки - с аналитическим новоанглийским.Д.М. Вулынко, С.А.

Радионова.

Значения в других словарях
Петражицкий Лев Иосифович

(1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I Государственной Думы. Был в составе ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. С его именем связано возникновение социологии права. После 1917 - в эмиграции. Занимал кафедру в Варшавском университете. Покончил жизнь самоубийством. Рукописи П...

Петров Василий Викторович

(р. 1949) - специалист в области философии языка, логики, филос. Науки. Доктор филос. Наук, проф. Окончил технологический факультет Тюменского индустриального ин-та (1971), аспирантуру кафедры философии Новосибирского государственного ун-та (1974). В 1974-1980 - научный сотрудник, ученый секретарь Ин-та истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР, в 1980-1986 - советник Государственного комитета СССР по науке и технике. В 1986-1991 - проф. АОН. С 1991 - зав. Кафедрой логики Моско..

Пещеры Образ

Платоновское сравнение (в «Государстве») человеческого существования с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Если его освободить от оков и вывести из пещеры на свет, в мир с его действительными вещами, то глаза его сначала будут слезиться и он будет считать свой мир теней действительным, а настоящий мир – недействительным. Только постепенно, шаг за шагом он привыкнет к истине. Н..

Пиаже (Рiaget) Жан

(1896-1930) - швейц. Психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи ("Речь и мышление ребенка", 1923. Рус. Пер. 1932). Он описал при этом своеобразие детского мышления, считая эгоцентризм главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка. Дети постоянно путают субъективное и объективное, переносят свои внутренние побуждения на реальные связи вещей...

Дополнительный поиск Петров Михаил Константинович Петров Михаил Константинович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петров Михаил Константинович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петров Михаил Константинович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа