Естество
ЦЗЫ ЖАНЬ "Естественность"("спонтанность", "естество", "само собой", "исходить из самого себя") Понятие классич. Кит., прежде всего даос., философии. В "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое "постоянно исходит из самого себя без приказа". Там же Ц.ж. Выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе" (в нек-рых переводах на зап. Языки - "следует естественности", что представляется не совсем точным, т.к. Дао в таком случае выступает подчиненным некой отд. Сущности). В "Чжуестество ан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) понятие Ц.ж. Подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания воспроизводства сущего как процесса "порождения, не (преследующего каких-либо) интересов". Легист Хань Фэй (3 в. До н.э.) использовал словосочетание Ц.ж.
В даос, толковании для обозначения причины появления "принципов" (ли (1)) как неких правил структурирования вещного мира. В "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.) Ц.ж. Выражает даос, идеал управления и социального поведения. "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и м.б. Улажены лишь при условии "следования их естественности".Из конф. Мыслителей р-жа н.э. Наибольшее внимание понятию Ц.ж. Уделил Ван Чун (1 в.), поставивший это слово в назв. Одной из глав трактата "Лунь хэн". Он преемствовал даос, трактовку Ц.ж. Как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч.
Бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. Практике "естественности должны помогать (целенаправленные) действия".Категория Ц.ж. Играла существ, роль в рамках филос. Направления сюань сюэ. Ван Би (3 в.) противопоставлял искусственность конф. "гуманности" (жэнь (2)) "естественности Неба и Земли", т.е. Гл. Природных начал, к-рые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тыс. Вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учении Цзи Кана (3 в.) "естественность" следования человеч. Желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. Канонов. Го Сян (3 - нач. 4 в.) толковал восприятие "небесной речи" (тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е.
Информации о неумопостигаемых глубинах мироздания, как "прозрение" его "естественности". В учениях отд. Мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (кон. 2 - 3 в.), Ц.ж. Выступало не атрибутом, а непосредств. Тождеством дао.Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников неоконфуцианства, Чэн И (11 в.). У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Ц.ж. Стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи)- врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В 18 в. Дай Чжэнь отождествил Ц.ж. С необходимостью (би жань), приведя в пример "естественность" кровотока.В совр. Кит. Яз. Слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования науч. Терминов и терминология, словосочетаний, напр, цзыжань кэсюэ (естеств.
Науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия, философия природы), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п.Словосочетание "цзыжань бяньчжэнфа", к-рое обозначает введенное Ф. Энгельсом понятие "диалектика природы", используется также как синоним понятия "философия науки".См. Лит-ру к ст. Даосизм.А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Естество
На нашем сайте Вы найдете значение "Естество" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Естество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 8 символа