Интеллект
ЧЖИ (1) "Разумность" (хитроумие, мудрость, интеллект)В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как филос. Категория понятие Ч. Использовалось гл. Обр. Мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6 - 5 вв. До н.э.) поставил Ч. На второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь (2)) и "мужеством" (юн (1)). Понятие "разумности" у него (и в раннеконф. Текстах) выражено омонимом чжи (2) ("знание, знать, ведать, познание", см. Чжи - син), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" - от уныния, а "мужество" - от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна. Монеты (мо цзя) считали Ч.
Высшей ступенью и целью познания. В легистском трактате "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.) понятие Ч. Употреблено в негативном смысле. "опутанное хитроумием" (Ч.) и эгоизмом "сердце" (синь (1)) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" (цюань да ти) Вселенной. В даос, памятнике "Ле-цзы" (4 в. До н.э.- 4 в. Н.э.) "разумность" (Ч.) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли (2)) и "долг/справедливость" (и (1)) (возможно, позднейшая конф. Интерполяция).В конф. Текстах коннотация Ч. Исключительно положительна. "Чжун юн" (5 - 2 вв. До н.э.) ставит Ч. Уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством".
Формула чжи - жэнь - юн подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добродетель Поднебесной" (Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонич. Как средство "приближения к Ч." в "Чжун юне" рассматривается "любовь к учебе". В "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" - исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В "Хань шу" (J в.) "способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла". Промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло.
На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифич. И историч. Персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань, см. Сим (1)). Хань Юй (8 - 9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеч. Природу (син (1)) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", "благонадежностью" (синь (2)) и "долгом/справедливостью".В кит. Буддизме иероглиф Ч. Применялся для обозначения понятия "джняна" - высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.*Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969 (по Указателю).
**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983 (по Указателю).А.И. Кобзев, А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Интеллект
На нашем сайте Вы найдете значение "Интеллект" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интеллект, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 9 символа