Не-я
У ВОСанскр. Анатма, анат-мавада. "Не-я" - одна из важнейших доктрин буддизма.Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс, учению брахманизма о существовании индивид., вечного субстанциального субъекта - "я", души и атмана - мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину "пяти скандх" (у юнь), т.е. Пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина У в. Тесно связана с буд. Учением о всеобщем непостоянстве. В отличие от атмана, скандхи и их элементы - дхармы (см. Фа (1), п. 2) непостоянны, их возникновение и исчезновение причинно обусловлены. Из доктрины У в. Вытекали отрицание существования какой-либо субстанции - носителя отличных от нее качеств и положение о дхарме как единстве качеств и их носителя.
Впоследствии в буддизме возникли учения о двух типах отсутствия "я". Пудгала найратмья (во У в. Жэнь У в. - "человеч. Не-я")- об отсутствии единой души у личности. Дхармья наратмья (фа У в.) - об отсутствии самодостаточных и независимых единичностей (дхарм) вообще. Последняя доктрина характерна для буддизма махаяны и связана с концепцией "пустотности" (шуньята, кун) сущего. Следствием доктрины У в. Явилось отрицание существования высшего существа - творца и промыслителя. Доктрина У в. Оказала значит, влияние на развитие средневек. Кит. Философии, прежде всего даосизма (см. "Гуань Инь-цзы").**Розенберг О.О. Проблемы буд. Философии. Пг., 1918. Его же. Труды по буддизму. М., 1991. Радхакришнан С. Инд. Философия. Т. 1. М., 1956. Кочетов А.Н. Буддизм.
М., 1983. Торчинов Е.А. О психология, аспектах учения праджняпарамиты // Психология, аспекты буддизма. Новосиб., 1986. Perez-Remon J. Self and Non-self in Early Buddhism. The Hague, 1981.E.A. Торчинов.
Дополнительный поиск Не-я
На нашем сайте Вы найдете значение "Не-я" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Не-я, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 4 символа