Подлинность

179

ЧЭН (1) "Искренность", "подлинность".Категория кит. Философии и культуры, выражающая потребность коррекции нормативного и институционного типа поведения.Впервые понятие Ч. Использовано в "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), где оно сопряжено с идеей личного самосовершенствования и выражает этич. Содержание человеч. Личности в ее единстве с макрокосмом. "Десять тысяч вещей - все они во мне. Обратиться к самому себе и (быть при этом) искренним (фань шэнь эр чэн). Нет наслаждения большего, чем это". В "Сюнь-цзы" Ч. Рассматривается в качестве атрибута мироздания (близкого к понятию регулярности космич. Процесса) и потому - основы политич. Управления, внеш. Образца деятельности для "совершенного мудреца".Идеи Мэн-цзы получили развитие в "Чжун юне" (3 - 2 вв.

До н.э.), где проблема Ч. Дана в двух аспектах, наметивших осн. Направления интерпретации этого понятия в кит. Культуре. 1) "искренность Неба" как качество, имманентное миру и реализующее себя в спонтанном совершенстве, - отсюда поиски "искренности" для "совершенномудрого" (шэн (1)), к-рая позволила бы ему слиться с миром. 2) качество низшего, направленное на поддержание должного социального контакта и обретаемое в процессе внутр. Трансформации при условии стремления к добру. "Искренность" дана человеку как потенция, подобно "(индивид.) природе" (син (1)). "Высшая искренность" (чжи чэн) является условием "исчерпания своей природы", что в свою очередь обусловливает возможность "исчерпать природу вещей", а вследствие этого - "содействовать изменяющей и взращивающей (силе) Неба и Земли", "образовывать троицу с Небом и Землей", т.е.

Быть равным высшим природным началам. Обладатель "высшей искренности" способен предвидеть грядущее и потому "м.б. Уподоблен духу (шэнь (1))". В "Да сюэ" (4 - 3 вв. До н.э.) Ч. В качестве составного элемента входит в многоступенчатую схему условий успешного управления Поднебесной. "постижение (сущности) вещей" - "знание" (чжи (2), см. Чжи - син) - "искренность мыслей" - "упорядочение сознания" - "(прогресс) самосовершенствования" - порядок в семье - "совершенное правление" в гос-ве - "покой" в Поднебесной. Этот ряд предваряется рассуждением в обратном порядке - формальное выражение "обращения к самому себе".Особенно важную роль играла категория Ч. В учениях предшественников и основоположников неоконфуцианства. Ли ао (9 в.) определил Ч.

Как "природу (син (1)) совершен немудрого". Чжоу Дуньи (11 в.) развил эту идею, охарактеризовав Ч. Как "чистую и в высшей степени добрую" "основу совершенномудрого" и одновременно "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)), отвергнув трактовку Ч. Сюнь Куаном как внеш. Идеала, помогающего улучшать исконно "злую" (э) природу человека. По Чжоу Дуньи, Ч. - сквозной атрибут устройства мироздания и ритма его жизни, наиболее полно выражающий себя в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун - цзин), ибо в "движении" возникает "добро" или "зло", "недобрые движения", "ошибки". Поэтому в социальной практике на первый план выдвигается идея обратного движения, к-рое уничтожает "ошибки" на пути к "недеянию", к постижению мира "очищенной" внутр.

"природы" без размышления.Чжан Цзай (11 в.) пользовался категорией Ч. Как вспомогательной для характеристики "природы Неба (тянь)" и близости к нему "совершенной мудрости". У Чэн И и Чэн Хао (11 - 12 вв.) Ч. Понималась как исходное состояние и предпосылка более актуальных для них категорий "почтительности" (цзин (4)), "правильности" (чжэн (1)) и др., а также начало обучения, что дало основание Чжу Си (12 в.) считать категорию Ч, "основой" их учений. Следуя Чжоу Дуньи, Чжу Си рассматривал Ч. Как одну из характеристик процесса порождения и становления всего сущего, четко выделив его онтологич. И гносеологич. Аспекты. В коммент. К "Чжун юну" онтологич. Выражение Ч. - "искренность Неба" определена как "истинная реальность, не имеющая изъянов", "искренность небесного принципа" (тянь ли, см.

Ли (1)) и в то же время "реальность" (ши (2)) благой силы дэ "совершенного мудреца", т.е. Сила его воздействия на мир. Чжу Си довел до логич. Завершения мысль "Чжун юна" об обретении "искренности". И, будучи полученной путем самосовершенствования, она "не отличается (от "искренности") совершенномудрого". Выделение Чжу Си гносеологич. Аспекта обретения "искренности" выразилось в тезисе об обусловленности Ч. "достижением (правильного) знания" (чжи (2), см. Чжи - син), связанного с "исчерпанием до конца принципа (ли (1)) всех вещей" и гармонизацией человеком своего внутр. Мира. Только т.о. Достигаются "правильное сознание, искренние мысли" (чжэн синь чэн и).Категория Ч. Сохраняла определенное значение у Ван Янмина (кон.

15 - нач. 16 в.), охарактеризовавшего "доведение знания до конца" (имея в виду "(врожденное) благое знание" - лян чжи) как "корень обретения помыслами искренности". В дальнейшем проблема Ч. Утрачивает реальное филос. Значение, сохраняя социально-этич. Содержание. Конфуцианцы 17 - 19 вв. (напр., Дай Ч жэнь, 17 в.) подвергали критике толкования Ч. Основоположниками неоконфуцианства как отошедшие от собственно моральной проблематики (задачи "уяснения добра").**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и кит. Классич. Философия. М., 1983 (по Указателю). Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа, императора // Из истории традиц. Кит. Идеологии. М., 1984. Тода Тоёсабуро. "Чэн чжи чжэ жэнь чжи дао е" кангаэ (Исслед. (кит. Выражения) "стремиться к искренности - путь человека") // Синагаку кэнкю.

1969. №34. Ichikawa Yasuii. On "Ch'eng" in "Chung-jung-chang-chu" // The Proceedings of the Department of Humanities. College of General Education. University of Tokyo, 1967. Vol. 44. №12.По материалам А.С. Мартынова.

Значения в других словарях
Подлинность

-и, ж.. ..

Подлинность

Достоверность, аутентичность. Несомненность, неподдельность, реальность, признанность, прирожденность, доподлинность, неприкрашенность, оригинальность, натуральность, чистопробность, точность, заправдашность, невыдуманность, искренность, истинность. Ant. Фальшивка, фальсификация, подделка. ..

Подлинность

Ж.Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Подлинный.. ..

Подлинность

Подлинности, мн. Нет, ж. Отвлеч. Сущ. К подлинный. Оригинальность, отсутствие подделки. Установить подлинность документа. Подлинность картины несомненна. Подлинность подписи.. ..

Покой - движение

ДУН - ЦЗИН "Движение - покой".Терминологич. Выражение филос. Дихотомии. Впервые она встречается в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.), где "движением (подвижностью, действием - дун) дао" объявлена "возвратность" (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, к-рые ведут к их собств. "истоку". Каждое "возвращение (фу) к корню" равнозначно состоянию "покоя" ("спокойствия, невозмутимости" - цзин (2)) и является "восстановлением (возвращением - фу, т.е. Реализацией) предопределения (мин (1))..

Дополнительный поиск Подлинность Подлинность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Подлинность" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Подлинность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа