Сюнь юэ
Сюнь Чжунъюй.148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209.Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. Мыслителя 4 - 3 вв. До н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. Службе. Осн. Соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. Труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие "дух" (шэнь (1)) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее "(телесной) форме" (сим (2)). Последняя есть "пневменное" (ци (1)) образование, тогда как наличие "духа" обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева.
Полагал, что в человеч. "природе" (син (1)) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (1 в. До н.э.) о том, что "природа" и "чувственность" человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею "трех категорий" (сань пинь)- качественных уровней - человеч. "природы", из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла. Тем не менее и каждый из этих уровней имеет три градации. Качественный рост человека обусловлен "научением" (цзяо) и осуществлением юридич. Закона (фа (1)), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы. Соответственно ян (1) и инь (1) (см. Инь ян), причем "доброта" формируется за счет "научения", а "зло" подавляется посредством закона. Оба средства в социально-политич.
Сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. Обеспечивать должную направленность его воли. Идея С.К), о "трех категориях" человеч. Природы получила развитие в учении Хань Юя (8 -нач. 9 в.).*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. Материалы по истории кит. Философии. Разд. Двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960. Ch'en Ch'i-упп. Hsun YQeh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introd. And Annotation. Princ., 1980. **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. С. 128 - 30, 146.А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Сюнь юэ
На нашем сайте Вы найдете значение "Сюнь юэ" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюнь юэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа