Фан ичжи
Фан Мичжи, прозв. Маньгун. 1611, Тунчэн (совр. Пров. Аньхой), - 1671.Философ, ученый. В молодости вместе с Чэнь Чжэньхуэем, У Инцзи и Хоу Фанъюем ("четыре князя кон. Эпохи Мин"), а также Хуан Цзунси стал участником реформаторской группировки "Об-во возрождения" (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, засилья дворцовых клик, непоследовательной внеш. И внутр. Политики. Имел высшую ученую степень цзиньши, был инспектором Ханьлть академии. После падения дин. Мин в 1644 бежал на юг, под именем У Шигун и прозв. Юй даожэнь ("даос. Юй") занимался аптекарской торговлей. В 1646 призван на службу дин. Южн. Мин, вскоре оклеветан придворными евнухами и скрывался в горных районах Юга, где имел возможность общаться с Ван Чуаньшанем.
После вторжения маньчж. Войск в пров. Гуандун (1650) принял буд. Монашеский постриг и имя Дажи (др. Имя - Укэ, прозв. Хунчжи, Яоди, Фушань юйчжэ - "Встречный с гор Фушань", Юйч-жэ даши - "Встречный великий учитель", Цзивань лаожэнь - "Старец, (обретший) пилюлю (Великого) предела" и др.). Жил в монастыре Тяньцзесы в Цзиньлине (совр. Цзиньминчжэнь гор. Территория Цзыбо пров. Шаньдун), с 1664 - в монастыре Цзинц-зюйсы (горы Цинъюаныиань на территории совр. Уезда Цзиань пров. Цзянси). В уединении занимался созданием науч. Трудов, затрагивающих обл. Астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии (см. Сян шу чжи сюэ), фонологии, филологии, медицины, практиковался в каллиграфии и боевых искусствах. Был знаком с зап. Естественнонауч. Мыслью, сведения о к-рой проникали в Китай гл.
Обр. Через католич. Миссионеров. Осн. Соч.- "У ли сяо ши" ("Малое знание о принципах вещей"), "Тун я" ("Проникновение в классику"), "Фушань вэнь цзи" ("Собр. Соч. (встречного) с гор Фушань"), "Дун си цзюнь" ("Уравнение сторон"), "Яоди пао чжуан" ("Кухня Яоди"), "И юй" ("Следствия перемен"), "Син гу" ("Причинность (индивид.) природы") и др.Ф.И. Впервые в истории кит. Мысли предложил термины (не прижившиеся в кит. Яз.) для различения науки и философии. За основу он взял категории "Си цы чжуани" ("Коммент. Привязанных слов", 4 в. До н.э.) - философичного приложения к осн. Корпусу "Чжоу и". Соответственно чжи цэ ("измерение вещества", "природометрия") и тун цзи ("проникновение в (исходные) импульсы", см. Цзи (1)). "Природометрия", нацеленная на познание ("соизмерение") "вещества" (чжи (4)), представляет собой "учение об образах (или символах - сян ( 1 )) и числах (сян шу, см.
Сян шу чжи сюэ), календаре, звуках и медицине" ("Тун я"), т.е. О "принципах вещей" (у ли, см. Ли (1), У (3)). "Проникновение в импульсы" со своей стороны подразумевает уяснение того, почему "принципы" вещей таковы (там же), и обеспечивает "исчерпывающее (познание посредством) природометрии", "хранясь в ней", т.е. Составляя ее скрытую сущность. Зап. Наука, по мнению Ф.И., "скрупулезно занимается природометрией", игнорируя "проникновение в импульсы", тогда как неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) грешит противоположной крайностью ("У ли сяо ши", "Цзы сюй" - "Предисл.").Считал пространство "между Небом и Землей" целиком миром "вещей" (у (3)), состоящим из материалообразующей "пневмы" (ци (1)), к-рая представляет собой огонь - источник всякого движения (там же, цз.
1). В обл. Учения о познании Ф.И. Предложил своеобразный аналог материалистич. Теории отражения, утверждая, что "принципы реальности (ши (2)) подтверждаются реальным (ходом) дел. Принципы, (уясненные) прежде, подтверждаются принципами, (уясненными) впоследствии" ("Дун Си цзюнь"). Поэтому лишь "постольку, поскольку исследовано прошлое, (могут) решаться совр. (проблемы)". "древнее и современное посредством разума наслаиваются друг на друга" ("Тун я"). Ф.И. Выработал также подобие наивно-диалектич. Учения о движении противоречий, суть к-рого выражает тезис об "обусловленности двух одним, а одного - двумя" (и эр эр, эр эр и). Напр., Небо (тянь) и Земля, древнее и современное выражают двоицу "предельных" противоположностей, взаимодействующих и не существующих одно без другого.
Т.о. Наличие одной из сторон обусловливает существование дихотомичной целостности, к-рая немыслима без любой из двух ее сторон, а в качестве "одного" выступает и любая из противоположностей, и образуемое ими целое ("Дун си цзюнь"). Был убежден в устойчивости "нумерологич." закономерностей, существовании определенных "образов/символов" (сян (1)) мироздания и строгих числовых соотношений между ними (см. Сян шу чжи сюэ), без к-рых мир был бы обречен на состояние хаоса ("У ли сяо ши", цз. 1). В поздних соч. ("Дун си цзюнь" и др.) пытался примирить конфуцианство, даосизм и буддизм, отыскивая в них некую непротиворечивую суть - "Великое одно" (да и), или "Истинное одно" (чжэнь и).Изыскания Ф.И. Оставались на периферии кит.
Мысли до нач. 20 в., когда Л ян Цичао увидел в нем одного из идейных предтеч реформаторства кон. 19 в., определив суть учения Ф.И. Как "уважение к сомнению, уважение к доказательству, уважение к современности".*Дун си цзюнь. Пекин, 1962. Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Цин дай чжи бу (Избр. Материалы по истории кит. Философии. Эпоха Цин). Пекин, 1 962. **Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиц. Кит. Науки // Совр. Ис-торико-науч. Исследования. Наука в традиц. Китае. М., 1987. Юй Инши. Ф.И. Вань цзе као (Исслед. Последних лет жизни Ф.И.). Сянган, 1972. Жэнь Даоу. Ф.И. Чжушу чжи цзянь лу. Мао Юаньи чжушу чжи цзянь лу (Обзор соч. Ф.И. Обзор соч. Мао Юаньи). Пекин, 1985. Его же. Ф.И. Нянь пу (Биография. Хроника Ф.И.). Хэфэй, 1983.А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Фан ичжи
На нашем сайте Вы найдете значение "Фан ичжи" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фан ичжи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа