Владимир Соллогуб - Тарантас

194

Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с ИваномВасильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, — встреча эта, случившаяся наТверском бульваре, оказалась весьма плодотворна. Василий Иванович, сбираясь обратно в казанскоесвое поместье, предлагает Ивану Васильевичу довезти его до отцовской деревеньки, что для ИванаВасильевича, сильно издержавшегося за границею, оказывается как нельзя кстати. Они отправляются втарантасе, причудливом, неуклюжем, но довольно удобном сооружении, причем Иван Васильевич,предполагая целью изучение России, берет с собою основательную тетрадь, кою собирается заполнятьпутевыми впечатлениями.Василий Иванович, уверенный, что они не путешествуют, а просто едут из Москвы в Мордасы черезКазань, несколько озадачен восторженными намерениями молодого своего попутчика, который по путик первой станции обрисовывает свои задачи, вкратце коснувшись прошедшего, будущего и настоящегоРоссии, порицает чиновничество, дворовых крепостных и русскую аристократию.Однако станция сменяет станцию, не одаряя Ивана Васильевича свежими впечатлениями.

На каждойнет лошадей, всюду Василий Иванович упивается чаем, всюду часами приходится ждать. По пути удремлющих путешественников срезают пару чемоданов и несколько коробов с гостинцами для женыВасилия Ивановича. Опечаленные, уставшие от тряски, они уповают на отдых в порядочнойвладимирской гостинице (Иван Васильевич предполагает Владимиром открыть свои путевые заметки),но во Владимире их ждет дурной обед, номер без постелей, так что Василий Иванович спит на своейперине, а Иван Васильевич на принесенном сене, из коего выскакивает возмущенная кошка. Страдая отблох, Иван Васильевич излагает товарищу по несчастью свои взгляды на устройство гостиниц вообще иих общественную пользу, а также рассказывает, какую гостиницу в русском духе мечтал бы онустроить, но Василий Иванович не внемлет, ибо спит.Ранним утром, оставив в гостинице спящего Василия Ивановича, Иван Васильевич выходит в город.Спрошенный книгопродавец готов вручить ему «Виды губернского города», и почти задаром, но неВладимира, а Царьграда.

Самостоятельное знакомство Ивана Васильевича с достопримечательностямисообщает ему немногое, а неожиданная встреча с давним пансионским приятелем Федею отвлекает отразмышлений об истинной древности. Федя рассказывает «простую и глупую историю» своей жизни. Какотправился служить в Петербург, как, не имея привычки к усердию, не мог продвинуться по службе, апотому скоро ею наскучил, как, принужденный вести жизнь, свойственную его кругу, разорился, кактосковал, женился, обнаружил, что состояние жены еще более расстроено, и не мог покинуть Петербург,ибо жена привыкла гулять по Невскому, как им стали пренебрегать былые знакомцы, пронюхав о егозатруднениях. Он уехал в Москву и из общества суеты попал в общество безделия, играл, проигрался,был свидетелем, а затем и жертвою интриг, вступился за жену, хотел стреляться, — и вот выдворен воВладимир.

Жена вернулась к отцу в Петербург. Опечаленный рассказом Иван Васильевич спешит кгостинице, где Василий Иванович уж с нетерпением ждет его.На одной из станций он в привычном ожидании размышляет, где же следует искать Россию, колидревностей нет, губернских обществ нет, а столичная жизнь заемная. Хозяин постоялого дворасообщает, что за городом стоят цыгане, и оба путешественника, воодушевленные, отправляются втабор. Цыганки обряжены в европейские грязные платья и вместо кочевых своих песен поютводевильные русские романсы, — книга путевых впечатлений выпадает из рук Ивана Васильевича.Возвращаясь, хозяин постоялого двора, сопутствовавший им, рассказывает, отчего ему пришлосьнекогда сидеть в остроге, — история его любви к жене частного пристава изложена тут же.Продолжая свое движение, путники скучают, зевают и заговаривают о литературе, чье нынешнееположение Ивана Васильевича не устраивает, и он обличает её продажность, её подражательство,забвение ею народных своих корней, и, когда воодушевленный Иван Васильевич дает словесностинесколько дельных и простых рецептов выздоровления, он обнаруживает слушателя своего спящим.Вскоре посреди дороги им встречается карета с лопнувшей рессорой, и в бранящемся сквернымисловами господине Иван Васильевич с изумлением узнает парижского своего знакомца, некоего князя.Тот, покуда в починке его экипажа участвуют и люди Василия Ивановича, объявляет, что едет в деревнюза недоимками, бранит Россию, сообщает последние сплетни из парижской, римской и других жизней истремительно отбывает.

Путешественники наши в размышлениях о странностях русского дворянстваприходят к заключению, что за границей замечательно прошедшее, а в России будущее, — тарантас жетем временем приближается к Нижнему Новгороду.Поскольку Василий Иванович, торопясь в Мордасы, здесь не остановится, описание Нижнего, аособенно его Печорского монастыря, берет на себя автор. Василий же Иванович на расспросы своегопопутчика о тяготах помещичьей жизни детально оную описывает, излагает свои взгляды накрестьянское хозяйство и помещичье управление и являет при том такую сметку, рачительность иистинно отцовское участие, что Иван Васильевич преисполняется к нему благоговейным почтением.Прибыв к вечеру следующего дня в некий заштатный городок, путешественники с изумлениемобнаруживают в тарантасе поломку и, оставив его на попечение кузнеца, отправляются в харчевню,где, заказав чаю, прислушиваются к разговору трех купцов, седого, черного и рыжего.

Появляетсячетвертый и вручает пять с лишним тысяч седому с просьбою передать деньги кому-то в Рыбне, куда тотнаправляется. Иван Васильевич, вступив в расспросы, с изумлением узнает, что поручатель седому неродственник, даже толком не знаком, а расписки меж тем не взял. Выясняется, что, свершая миллионныедела, расчеты свои купцы ведут на лоскутках, в дороге все деньги везут при себе, в карманах. ИванВасильевич, имея свое представление о торговле, заговаривает о необходимости науки и системы всем важном деле, о достоинствах просвещения, о важности совмещения взаимных усилий на благоотечества. Купцы, однако, не слишком постигают смысл его красноречивой тирады.Расставшись с купцами, автор спешит познакомить наконец читателя с Василием Ивановичем поближеи рассказывает историю его жизни.

Детство, проведенное на голубятне, запойный отец Иван Федорович,окруживший себя дурами и шутами, мать Арина Аникимовна, серьезная и скупая, ученье у дьячка, затему домашнего учителя, служба в Казани, знакомство на балу с Авдотьей Петровной, отказ суровыхродителей благословить сей брак, терпеливое трехлетнее ожидание, еще год траура по умершемубатюшке и наконец долгожданное супружество, переезд в деревню, устройство хозяйства, рождениедетей. Василий Иванович много и охотно кушает и совершенно доволен всем. И женой и жизнью. ОставяВасилия Ивановича, автор приступает к Ивану Васильевичу, повествует о его матушке, московскойкняжне, неистовой франкоманке, сменившей Москву на Казань во время пришествия французов.

Современем она вышла замуж за какого-то бессловесного помещика, похожего на сурка, и от этого бракародился Иван Васильевич, который рос под опекой вполне невежественного французского гувернера.Остающегося в полном неведении относительно того, что происходит вокруг него, но твердо знающего,что первый поэт Расин, Ивана Васильевича после смерти матушки послали в частный петербургскийпансион, где он сделался повесой, растерял все знания и провалился на выпускном экзамене. ИванВасильевич бросился служить, подражая своим, более усердным, товарищам, но начатое с жаром деловскоре ему наскучило. Он влюбился, и его избранница, даже отвечавшая ему взаимностью, вдруг вышлазамуж за богатого урода. Иван Васильевич окунулся было в светскую жизнь, но прискучил и ею, онискал утешения в мире поэзии, науки казались ему заманчивы, но невежество и неусидчивость всегдаоказывались помехой.

Он отправился за границу, желая рассеяться и просветиться одновременно, итам, заметив, что многие обращают на него внимание только потому, что он русский, и что к Россииобращены невольно все взоры, он вдруг задумался сам о России и поспешил в нее с уже известнымчитателю намерением.Размышляя о необходимости отыскать народность, Иван Васильевич въезжает в село. В селе хромовыйпраздник. Он наблюдает разнообразные картины пьянства, от молодиц получает обидное прозвище«облизанного немца», обнаружив раскольника, пытается дознаться, каково отношение селян к ересям,и встречает полное непонимание. На другой день в избушке станционного смотрителя Иван Васильевичс брезгливостью обнаруживает чиновника, исполняющею должность исправника и теперь ожидающегогубернатора, объезжающего губернию.

Василий Иванович, любя новые знакомства, садится с ним зачаек. Следует разговор, во время которого Иван Васильевич силится уличить чиновника в поборах ивзятках, но выясняется, что время теперь не то, что положение чиновника самое бедственное, он стар,немощен. В довершение печальной картины Иван Васильевич обнаруживает за занавескойпарализованного смотрителя в окружении троих детей, старший исполняет отцовские обязанности, исмотритель диктует ему, что писать в подорожную.Приближаясь к Казани, Иван Васильевич несколько оживляется, ибо решает написать краткую, новыразительную летопись Восточной России. Пыл его, впрочем, вскоре, как и следовало ожидать,утихает. Поиски источников его пугают. Он обдумывает, не написать ли статистической статьи илистатьи о здешнем университете (и обо всех университетах вообще), или о рукописях в здешнейбиблиотеке, или уж изучить влияние Востока на Россию, нравственное, торговое и политическое.

В этовремя гостиничная комната, в коей Иван Васильевич предается мечтаниям, наполняется татарами,предлагающими ханский халат, бирюзу, китайский жемчуг и китайскую тушь. Проснувшийся вскореВасилий Иванович осматривает покупки, объявляет настоящую цену каждой, купленной втридорога,вещи и, к ужасу Ивана Васильевича, приказывает закладывать тарантас. Среди сгущающейся ночи,продвигаясь по голой степи в неизменном тарантасе, Иван Васильевич видит сон. Снится емуудивительное превращение тарантаса в птицу и полет по какой-то душной и мрачной пещере,наполненной страшными тенями мертвецов. Ужасные адские видения сменяются одно другим, грозяперепуганному Ивану Васильевичу. Наконец тарантас вылетает на свежий воздух, и открываютсякартины прекрасной будущей жизни.

И преображенные города, и странные летающие экипажи. Тарантасспускается на землю, утрачивая птичью сущность, и несется чрез дивные селения к обновленной инеузнаваемой Москве. Здесь видит Иван Васильевич князя, недавно встреченного на дороге, — тот врусском костюме, размышляет о самостоятельном пути России, её богоизбранничестве и своемгражданском долге.Потом Ивану Васильевичу встречается Федя, недавний его владимирский собеседник, и ведет его вскромное свое жилище. Там видит Иван Васильевич прекрасную безмятежную жену его с двумяочаровательными малышами, и, умиляясь душой, вдруг обнаруживает себя, а вместе и ВасилияИвановича, в грязи, под опрокинувшимся тарантасом..

Значения в других словарях
Владимир Одоевский - Русские Ночи

Было уже четыре часа утра, когда в комнату Фауста ввалилась толпа молодых приятелей — не тофилософов, не то прожигателей жизни. Им казалось, что Фауст знает все. Не зря он удивлял всех своимиманерами и пренебрегал светскими приличиями и предрассудками. Фауст встретил друзей пообыкновению небритым, в кресле, с черной кошкой в руках. Однако рассуждать о смысле жизни иназначении человека в такое время он отказался. Пришлось продолжить беседу в следующую полночь.Фауст вспомнил притчу о слепом, глухо..

Владимир Одоевский - Сильфида

Мой знакомый Платон Михайлович решил перебраться в деревню. Он поселился в доме покойногодядюшки и первое время вполне блаженствовал. От одного вида огромных деревенских дядюшкиныхкресел, в которых вполне можно утонуть, хандра его почти прошла. Признаться, я дивился, читая этипризнания. Представить себе Платона Михайловича в деревенском наряде, разъезжающим с визитами пососедним помещикам — это было выше моих сил. Вместе с новыми друзьями Платон Михайлович обзавелсяи новой философией. Он тем и п..

Владимир Тендряков - Кончина

Действие разворачивается в селе Пожары колхоза «Власть труда». Народ собирается у домаумирающего председателя. Евлампий Никитич Лыков был знаменит не только в области, но и в стране.Все понимают, что грядут перемены, и вспоминают те тридцать лет, что Лыков возглавлял колхоз.Появляется и уже пять лет не выходивший из избы старик Матвей Студенкин, первый председатель.Это он проводил в селе коллективизацию, организовал коммуну. Сторонников у коммуны сначала былонемного, но собралась вокруг него «го..

Владимир Тендряков - Хлеб Для Собаки

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России исталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний,составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помогавтору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционномпосёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках. Раскулаченные «за..

Дополнительный поиск Владимир Соллогуб - Тарантас Владимир Соллогуб - Тарантас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Владимир Соллогуб - Тарантас" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Владимир Соллогуб - Тарантас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 28 символа