Константинов Николай Александрович

188

[26.5(7.6).1894, г. Телыпи, ныне Тельшяй, Литва, — 18.4.1958, Москва], педагог, историк педагогики, д. Ч. АПН РСФСР (1945), дер пед. Наук (1942), проф. (1935), засл. Деят. Науки Узб. ССР (1943). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1918), Высш. Пед. Ин-т им. Шела-путина (1919), ист. Отделение Воен.-пед. Курсов РККА (1920). В 1918—25 преподавал в воен.-уч. Завдениях, затем в школах Москвы. В 1924—41 работал в АКВ им. Н. К. Крупской, Всес. НИИ по с.-х. Образованию, Центр. НИИ национальностей (позднее НИИ нерус. Школ), Гос. НИИ школ Наркомпроса. В 1941 — 1943 в Ташкентском пед. И учительском ин-тах. С 1944 в системе АПН РСФСР (в 1944—46 директор Б-ки нар. Образования. В 1946—49, 1952—57 в НИИ теории и истории педагогики — директор, зав. Сектором и отделом). Одновременно с 1945 зав.

Кафедрой, проф. МГУ и МГПИ им. В. П. Потёмкина.Разрабатывал теоретич. Основы ист.-пед. Науки, расширил тематику и усовершенствовал методы её исследований. Одним из первых во 2-й пол. 30-хгг. И затем в период Вел. Отеч. Войны опубликовал цикл статей, разоблачавших челове-коненавистнич. Характер педагогики фашизма. Изучал историю образования и шк. Политику в колониях с нач. 19 в. До 2-й мировой войны. В обобщающем труде «Шк. Политика в колониальных странах» (1948) показал перспективы для изучения шк. Политики и состояния нар. Образования в странах Азии, Африки и Лат. Америки. В «Очерки по истории педагогики» (1952) включил сведения по истории школы Индии, Китая, Центр. Америки, что было серьёзной попыткой преодоления присущего традиц. Ист.-пед.

Науке европоцентризма и перехода к изучению целостного ист.-пед. Процесса.«Очерки по истории сов. Школы РСФСР за 30 лет» (1948, совм. С E. H. Медынским) представляли опыт широкого ист. Анализа и систематизации уч. Планов, программ, учебников. Однако оценка школы и педагогики 20-х гг. Дана под влиянием офиц. Точки зрения и идеологич. Стереотипов кон. 30—40-х гг.Предложил самостоят, направление в изучении истории отеч. Педагогики и школы народов СССР. Подчёркивал плодотворное взаимодействие рус. Прогрессивной пед. Мысли и пед. Традиций народов СССР (хотя несколько переоценивал значение рус. Просвещения для развития многонац. Школы). Постоянно акцентировал внимание исследователей на связи истории рус. Культуры с просвещением.Изучая наследие заруб, и отеч.

Педагогов, выявил взаимосвязь творчества Я. А. Коменского с пед. Идеями юж. Славян и зап. Украинцев, его влияние на развитие братских и др. Школ на Украине. Исследовал труды рус. Педагогов-демократов, жизнь и пед. Деятельность Н. К. Крупской и подготовил издание её избр. Пед. Произведений (1946). В связи с проблемой воспитания детей-сирот, оставшихся в годы войны без родителей, выступал за осмысление педагогических взглядов А. С. Макаренко в новых условиях.Один из осн. Авторов и редакторов программ по истории педагогики для пед. Вузов и учебника по истории педагогики для пед. Ин-тов (совм. С E. H. Медынским и М. Ф. Шабаевой, выдержал 5 изд., 1956—82).Ист.-пед. Работы К. Отличались широкой эрудицией, аналитич., сравнительно-сопоставит. И критич. Подходом к источникам, владея в совершенстве 5 языками, он привлекал многочисл.

Иностр. Материалы.Соч. Жизнь и пед. Деятельность Н. К. Крупской, М. — Л., 1948. Очерки по истории нач. Образования в России, M., 19532 (соавт.). Очерки по истории ср. Школы, M., 1956. Система нар. Образования, М., 1956. Осн. Вопросы педагогики, М., 1957 (соавт.).Лит. Табаева М. Ф., Н. А. Константинов. (К 80-летию со дня рождения). СП, 1974, № 5. Равкин 3., Н. А. Константинов, там же, 1984, № 5.М. В. Богуславский..

Значения в других словарях
Константинов Николай Александрович

КОНСТАНТИНОВ Николай Александрович (1894-1958) - российский педагог, действительный член АПН России (1945). Труды по истории педагогики.. ..

Конради Евгения Ивановна

[21.4(3.5). 1838, Москва, — 7(19).10.1898, Париж], рус. Публицист, педагог. Получила домашнее образование. Пед. Взгляды К. Сформировались под влиянием обществ.-пед. Движения 60-х гг. 19 в. Первые статьи поев, проблеме равноправия женщин в области образования. Была одним из инициаторов обществ, движения за открытие жен. Вузов, приведшего к учреждению Бестужевских курсов (1878).Гл. Пед. Соч. К. — «Исповедь матери» (1876). В основе пед. Теории К. Лежит идея гуманного отношения к детям, внимание к и..

Конспектирование

(от лат. Cons-pectus — обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. Положения и их обоснование фактами, примерами и т. Д. В процессе К. Школьники учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отд. Положениями. К. Развивает логич. Мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное. Овладение навыками К. Необходимо для занятий самообразованием. Роль К. Значительно возра..

Конструирование

(от лат. Const-ruo — строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. К. В процессе обучения — средство углубления и расширения полученных теоретич. Знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся. В процессе К. Школьники делают техн. Расчёты, пользуются чертежами, схемами, справочной лит-рой, выбирают технологию обработки материалов, приобретают навыки работы с измерит, приборами и инструмента..

Контрольная Работа

Одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познават. Деятельности, уровне самостоятельности и активности учащихся в уч. Процессе, об эффективности методов, форм и способов уч. Деятельности. Различают К. Р. Классные и домашние, текущие и экзаменационные (см. Экзамены), письменные, графические, практические. Фронтальные и индивидуальные. Отличит, чертой письменной К. Р. Является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменны..

Дополнительный поиск Константинов Николай Александрович Константинов Николай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Константинов Николай Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Константинов Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 34 символа