Константинов Николай Александрович
[26.5(7.6).1894, г. Телыпи, ныне Тельшяй, Литва, — 18.4.1958, Москва], педагог, историк педагогики, д. Ч. АПН РСФСР (1945), дер пед. Наук (1942), проф. (1935), засл. Деят. Науки Узб. ССР (1943). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1918), Высш. Пед. Ин-т им. Шела-путина (1919), ист. Отделение Воен.-пед. Курсов РККА (1920). В 1918—25 преподавал в воен.-уч. Завдениях, затем в школах Москвы. В 1924—41 работал в АКВ им. Н. К. Крупской, Всес. НИИ по с.-х. Образованию, Центр. НИИ национальностей (позднее НИИ нерус. Школ), Гос. НИИ школ Наркомпроса. В 1941 — 1943 в Ташкентском пед. И учительском ин-тах. С 1944 в системе АПН РСФСР (в 1944—46 директор Б-ки нар. Образования. В 1946—49, 1952—57 в НИИ теории и истории педагогики — директор, зав. Сектором и отделом). Одновременно с 1945 зав.
Кафедрой, проф. МГУ и МГПИ им. В. П. Потёмкина.Разрабатывал теоретич. Основы ист.-пед. Науки, расширил тематику и усовершенствовал методы её исследований. Одним из первых во 2-й пол. 30-хгг. И затем в период Вел. Отеч. Войны опубликовал цикл статей, разоблачавших челове-коненавистнич. Характер педагогики фашизма. Изучал историю образования и шк. Политику в колониях с нач. 19 в. До 2-й мировой войны. В обобщающем труде «Шк. Политика в колониальных странах» (1948) показал перспективы для изучения шк. Политики и состояния нар. Образования в странах Азии, Африки и Лат. Америки. В «Очерки по истории педагогики» (1952) включил сведения по истории школы Индии, Китая, Центр. Америки, что было серьёзной попыткой преодоления присущего традиц. Ист.-пед.
Науке европоцентризма и перехода к изучению целостного ист.-пед. Процесса.«Очерки по истории сов. Школы РСФСР за 30 лет» (1948, совм. С E. H. Медынским) представляли опыт широкого ист. Анализа и систематизации уч. Планов, программ, учебников. Однако оценка школы и педагогики 20-х гг. Дана под влиянием офиц. Точки зрения и идеологич. Стереотипов кон. 30—40-х гг.Предложил самостоят, направление в изучении истории отеч. Педагогики и школы народов СССР. Подчёркивал плодотворное взаимодействие рус. Прогрессивной пед. Мысли и пед. Традиций народов СССР (хотя несколько переоценивал значение рус. Просвещения для развития многонац. Школы). Постоянно акцентировал внимание исследователей на связи истории рус. Культуры с просвещением.Изучая наследие заруб, и отеч.
Педагогов, выявил взаимосвязь творчества Я. А. Коменского с пед. Идеями юж. Славян и зап. Украинцев, его влияние на развитие братских и др. Школ на Украине. Исследовал труды рус. Педагогов-демократов, жизнь и пед. Деятельность Н. К. Крупской и подготовил издание её избр. Пед. Произведений (1946). В связи с проблемой воспитания детей-сирот, оставшихся в годы войны без родителей, выступал за осмысление педагогических взглядов А. С. Макаренко в новых условиях.Один из осн. Авторов и редакторов программ по истории педагогики для пед. Вузов и учебника по истории педагогики для пед. Ин-тов (совм. С E. H. Медынским и М. Ф. Шабаевой, выдержал 5 изд., 1956—82).Ист.-пед. Работы К. Отличались широкой эрудицией, аналитич., сравнительно-сопоставит. И критич. Подходом к источникам, владея в совершенстве 5 языками, он привлекал многочисл.
Иностр. Материалы.Соч. Жизнь и пед. Деятельность Н. К. Крупской, М. — Л., 1948. Очерки по истории нач. Образования в России, M., 19532 (соавт.). Очерки по истории ср. Школы, M., 1956. Система нар. Образования, М., 1956. Осн. Вопросы педагогики, М., 1957 (соавт.).Лит. Табаева М. Ф., Н. А. Константинов. (К 80-летию со дня рождения). СП, 1974, № 5. Равкин 3., Н. А. Константинов, там же, 1984, № 5.М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Константинов Николай Александрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Константинов Николай Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Константинов Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 34 символа