Краеведение В Школе

92

Изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — шк. Микрорайона, города, села, района, области. К. Включает. Приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. Пособия. Самостоят, добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни). Изучение родного края в процессе исследования, представляющего познават. И науч. Интерес. Все эти виды К. Находятся в тесном органич. Единстве и реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешк. Работы.К. — важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образоват.-воспитат. Задачами К. Решает и задачи общественно полезного характера.О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в.

Я. А. Ко-менский, в 18—19 вв. — Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. Педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в рус. Пед. Лит-ре появились во 2-й пол. 18 в. В 1761 М. В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать пед. Ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» — краем (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович de Мириево, В. Ф. Зуев). Эти идеи нашли отражение в Уставе нар. Уч-щ (составлен под руководством Янковича, 1786) и Уставе нар. Уч-щ 1804.В 1862 Н. X. Вессель предложил ввести в школе спец. Уч. Предмет «отчизноведе-ние», в содержание к-рого он включил элементы местной географии, естествознания и истории и видел в нём базу для последующего образования.

К. Д. Ушин-ский, называя подобный предмет «оте-чествоведением»(1863), связывал с ним не только первонач. Знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей. Выступал за широкое использование местного материала в обучении. В изучении родного края Ушинский видел одно из средств патриотич. Воспитания школьников. Авторами первых в России метод, рекомендаций по родиноведению были Вессель («Местный элемент в обучении», «Учитель», 1862, № 17—19) и Ушинский, включивший метод, рекомендации по использованию местного материала в «Родное слово. Книга для учащихся» (1864). В 1862 был издан первый рус. Учебник географии с элементами краеведения (П. Н. Белоха, «Учебник всеобщей географии»), в его 3-м изд.

(1867) содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания шк. Учебников на краеведч. Основе позднее поддерживал Л. Н. Толстой. В 60- 70-е гг. По вопросам К. Выступали методисты-географы Д. Д. Семёнов, И. Н. Белов, М. В. Овчинников, биолог А. Я. Герд, а также Э. Ю. Петри, А. Ф. Соколов, В. П. Вахтеров, Д. Н. Кайгородов, Б. Е. Райков и др. В 1896 Е. А. Звягинцев выдвинул основанный на изучении родного края принцип «локализации» уч. Процесса на всех его этапах, понимая под «локализацией »общий метод пед. Работы с детьми, принцип отбора уч. Материала, дающий учителю возможность создать для учеников условия, благоприятные для наблюдения и исследования.Термин «К.» в пед. Лит-ре впервые появился в работе историка-методиста В. Я. Уланова («Опыт методики истории в нач.

Школе», 1914) и в выступлении учителя И. Н. Манькова на одном из съездов учителей (1914). Под К. Понималось изучение школьниками уезда и губернии («второго концентра края»), более важная роль отводилась «родиноведению», в основе к-рого должны были лежать непос-редств. Наблюдения учащихся. Подобное деление на «родиноведение» и К. Характерно для рус. Пед. Мысли нач. 20 в. И первых лет сов. Школы (Звягинцев, С. А. Аржанов, В. Е. Глуздовский и др.). В сер. 20-х гг. Термин «К.» утвердился в сов. Пед. Лит-ре, включив в себя смысловое значение «родиноведения».Теория и практика К. В сов. Школе развивались в соответствии с положениями Декларации о единой трудовой политехн. Школе (1918). Непосредств. Наблюдения и самостоят, исследования, экскурсии, коллекционирование и организация шк.

Музеев и уголков, кружковая работа выдвигались в качестве важных методов обучения и организац. Форм работы. Пед. Основы сов. К. Разработаны в трудах Н. К. Крупской, M. H. Покровского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича. Заметный вклад в разработку и пропаганду К. И краеведч. Принципа внесли H. H. Баранский, А. С. Барков, Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. Ф. Строев и др. Педагоги и методисты.Расцвет краеведч. Работы приходится на 1-е десятилетие сов. Власти и связан с деятельностью по спасению архивов, охране памятников культуры. В разных городах создавались музеи, краеведч. Об-ва, к-рых к 1929 насчитывалось ок. 2 тыс. Выходили журн. «Краеведение» и «Известия Центр, бюро краеведения», к-рые редактировали академики Н. Я. Марр и С. Ф. Ольденбург.Как общепед. И дидактич.

Принцип К. Ориентировало учителей на систематич. Рациональное использование местного материала в уч.-воспитат. Процессе на уроках и во внеурочное время. При Центр, бюро краеведения (ЦБК. Созд. В 1922 при АН СССР), а также при губернских и уездных бюро К. Были организованы спец. Школьно-краеведч. Комиссии для разработки вопросов организации и методики краеведч. Работы в школе. В решениях 2-й Всес. Конференции по К. (1924) отмечалось, что одним из основных должно стать «общественно-прикладное направление школьно-краеведч. Работы, когда изучение вопросов переходит в посильные детям работы по подъёму производит, сил местного края» («На путях к новой школе», 1925, № 2, с. 205).Черты шк. К. — курс на всестороннее изучение края, его производит, сил, обществ, жизни, исторического прошлого, связь с науч.

К., необходимость активного участия школьников в общественно полезном труде — складывались в полемике. Приходилось преодолевать. «роди-новедч. Романтизм» — излишнее увлечение прошлым. «описательность» К. — фиксацию фактов и явлений местной жизни без установления причинных связей. «краеведч. Автономизм» — привлечение в чрезмерных дозах местного элемента. Излишнее увлечение «экономическим» направлением в К., при к-ром работе в области истории и этнографии придавалось второстепенное значение. Односторонностью страдало также «словесно-книжное» К., когда учитель, не имея достаточной краеведч. Подготовки, сводил краеведч. Работу к передаче ученикам готовых знаний, взятых из книг, учебников, газет.После 1932 элементы К. Вводились в программы школы по географии, обществоведению, лит-ре, истории и языкам.Демокр.

Самодеятельность краеведч. Об-в, к-рая создавала возможность нестереотипной, неодинаковой жизни в разных городах и краях, не вписывалась в начинавшуюся бюрократич. Регламентацию обществ, жизни. К 1929 фактически прекратилась работа по охране памятников, закрывались краеведч. Музеи. В 1930 упразднён отдел по охране памятников при Наркомпросе (созд. В мае 1918), в ведении к-рого находились все краеведч. Музеи. Пленум ЦБК (1931) принял резолюцию изъять всю выпущенную к этому времени лит-ру по К. Ист. К. Заменялось производственным. Изучение деревни и городов трансформировалось в изучение колхозов, фабрик и заводов. Планы краеведов вписывались в планы пятилеток. В сер. 30-х гг. Все краеведч. Орг-ции были ликвидированы.В годы Вел. Отеч.

Войны краеведч. Работа в школе активизировалась. Учащиеся вели поиск док. Материала о героизме своих земляков на фронте и в тылу врага, создавались поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, возникло движение красных следопытов. В сложнейших условиях воен. Времени была развёрнута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения края в борьбе против захватчиков.В 50-е гг. Большую роль в повышении качества краеведч. Работы играли музейно-краеведч. Советы, созданные при областных музеях, к-рые координировали разл. Направления изучения родного края, оказывали науч.-метод. Помощь нар., шк. Музеям и краеведч. Кружкам.Введение в 60-х гг. Новых уч. Программ по истории, географии и др.

Предметам, в к-рых значительно усилились элементы К., стимулировало дальнейшее развитие всех его видов, были введены факультативы по истории края.В нач. Школе учащиеся наблюдают природу и жизнь, слушают рассказы учителя, читают книги о родном крае и его людях. Знания о родном крае получают на уроках, во время экскурсий (на природу, на ближайшие предприятия, в музеи и т. Д.), на утренниках и сборах. В соответствии с программой курса природоведения учащиеся приобретают первые навыки чтения карт и составления плана местности, при этом они получают первонач. Сведения о ландшафте, климате, природных зонах и т. Д. Навыки с.-х. Труда, знания по охране природы. В ср. Школе К. Способствует овладению учащимися основами наук.

В пед. Лит-ре разработан вопрос о краеведческом подходе в преподавании географии. Опыт школы показывает, что в географии, имеющей дело с комплексами природных и хоз. Явлений и требующей развития пространств, представлений, краеведч. Подход обеспечивает их реальность. Понятие края постепенно расширяется до адм. Р-на, области, экон. Р-на и завершается изучением (в 7—8-х кл.) спец. Программных тем по природе и экон.-геогр. Характеристике республики, края, области. Значит, место отводится изучению природных ресурсов, проблемам их рационального и бережного использования, терр. Организации х-ва. Подчёркивается специфика проявления общих экон.-геогр. Закономерностей на данной терр. С целью профориентации учащихся подробно рассматривается вопрос о трудовых ресурсах, профессиях, местных промыслах и т.

Д.Краеведч. Материал привлекается при изучении отеч. Региональнойтеографии. В республиках, краях, областях как дополнит, материал к учебникам географии, истории и др. Учебных предметов издаются краеведч. Пособия. В курсе экон. Географии заруб, стран раскрываются связи края с др. Гос-вами. В геогр. Темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.Краеведч. Материал используется при изучении предметов биол. Цикла (5- 11-е кл.) (см. Биология). Опытнич. Работа на пришк. Участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биол.

Особенностях, экон. И культурном значении типичных представителей природы своего края. Во мн. Школах и внешк. Учреждениях работают кружки юных натуралистов, друзей природы, полеводов, животноводов, лесоводов. В раз л. Р-нах страны созданы шк. Лесничества.Использование краеведч. Подхода в преподавании химии даёт учащимся возможность узнать о местных полезных ископаемых, ознакомиться с произ-вами по переработке местного сырья, получить знания о применении химии в с. Х-ве данной местности и т. Д.Программа по истории предусматривает спец. Уроки или систематич. Включение краеведч. Материала в содержание курса с целью раскрытия своеобразия развития края, республики и его единства с судьбами страны.При изучении обществоведч. Дисциплин, истории родной лит-ры и др.

Одним из методов передачи ист.-краеведч. Знаний является рассказ учителя (с элементами беседы), сопровождаемый чтением отрывков из разл. Документов, худож. Произведений, показом фотографий, рисунков и т. Д. Большое распространение получили экскурсии по памятным местам края, в краеведч. Музеи, «заочные экскурсии». Походы и экспедиции по ист. Местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных земляков. В ст. Классах К. Может приближаться к науч.-ист. Исследованию. Работы с архивными и музейными материалами, включая фонды гос. И шк. Музеев, и др. Участие в экспедициях, археол. Раскопках, подготовка сообщений и рефератов к урокам, занятиям семинарского типа, ученич. Конференциям и т. Д. Во мн. Школах работают кружки юных историков-следопытов, экспедиц.

Отряды. Итогом работы нередко является создание ист.-краеведч. Уголков, комнат, музеев. Развитию ист. И др. Направлений шк. К. Способствуют тури-стско-краеведч. Эстафеты, историко-крае-ведч. Экспедиции и др. Формы внеклассной работы.Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений. Уч-ся знакомятся с творчеством писателей-земляков, собирают образцы фольклора. Во мн. Школах работают лит.-краеведч. Кружки.На уроках музыки и изобразит, иск-ва, во внекл. Кружковой работе учащиеся знакомятся с лучшими образцами нар. Иск-ва и фольклора, овладевают навыками худож. Творчества.Исследоват. Работа школьников нередко связывается с выполнением учащимися трудовых общественно полезных дел. Метеорологич., фенологич. И гидрологич.

Наблюдения. Уход за памятниками истории и культуры, участие в мероприятиях по охране природы («зелёный» и «голубой» патруль, изготовление гнездовий, подкормка птиц и т. Д.). Активное участие в организации краеведч. Работы принимают внешк. Учреждения, в т. Ч. Детские экскурсионно-туристские и др. Станции.Одно из осн. Условий успешной организации и развития шк. К. — краеведч. Подготовка педагогов. Науч. Разработка вопросов теории и методики шк. К., изучение и пропаганда преподават. Опыта проводятся НИИ РАО, кафедрами пед. Ин-тов и ун-тов, секциями и бюро К. И охраны окружающей среды респ. Пед. Об— в и их местных отделений.Информацию о родном крае, важных событиях в его жизни учащиеся и учителя получают в краеведч. Пособиях для школ, науч.-популярной лит-ре, произведениях худож.

Лит-ры, из газетно-журнальной периодики, местных теле- и радиопередач, к-рые нередко рассказывают о краеведч. Поиске школьников, их открытиях и находках.Лит. Блонский Н. П., Трудовая школа, Избр. Пед. И психол. Соч., т. 1, М., 1979. III а ц к и и С. Т., Изучение жизни и участие в ней, в его кн. Пед. Соч., т. 2, М., 1964. Его ж е, К вопросу о педагогике деревни, там же, т. 3, М., 1964. Глуздовский В. Е., Родиноведение и учитель, Чита — Владивосток, 1923. Звягинцев Е. А. Родиноведение и локализация в школе, М. — П., 1924. Строев К. Ф., Краеведение, М., 19742. Иванов П. В., Пед. Основы шк. Краеведения, Петрозаводск, 1966. Краеведч. Работа в нач. Классах, М., 1977. Половин-к и и А. А., Краеведение в шк. Летописи, Владивосток, 1926. Краеведение и краеведч. Подход в преподавании географии, под ред.

И. С. Матрусова, М., 1963. Баранский Н. Н., О шк. Краеведении, в кн. Методика преподавания экон. Географии, М., 1960. С а ф и у л л и и А. 3., Геогр. Краеведение в общеобразоват. Школе, М., 1979. Использование краеведч. Материала в процессе обучения биологии, Л., 1975. Внекл. Работа по истории. Краеведение, М., 1975. Методика ист.-краеведч. Работы в школе, под ред. Н. С. Борисова, М., 1982. М и л о-н о в Н, А., Лит. Краеведение, М., 1985. Шк. Музеи, под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина, М., 1977. Сейненский А. Е., Краеведение в сов. Педагогике (1917 — 1932), СП, 1968, М° 7. Его же, Развитие идей ро-диноведения (краеведения) в отеч. Педагогике (до 1917), в кн. Новые исследования в пед. Науках, в. 13. Ми969. Мамонтов А. В., Щерба H. H., Краеведч. Библиография, М., 1978. Справочник путешественника и краеведа, под ред.

С. В. Обручева, т. 1—2, М., 1949—50. Поспелов Е. М., Шк. Топонимический словарь, М., 1988.П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский..

Значения в других словарях
Костюк Григорий Силович

[22.11(4.12). 1899, с. Могильное, ныне Кировоградской обл. Украины, — 25.1.1982, Киев], укр. Психолог, д. Ч. АПН СССР (1967), дер пед. Наук, проф. (1935). В 1923 окончил филос.-пед. Ф-т Высш. Ин-та нар. Образования в Киеве (ныне Киевский ун-т). В 1919—30 был учителем ср. Школы сначала в родном селе, затем в Киеве. В 1930—52 зав. Кафедрой психологии Киевского пед. Ин-та, одновременно в 1930—45 зав. Отд. Психологии Укр. НИИ педагогики. В 1945—72 директор НИИ психологии УССР. В 1972—81 зав. Киевско..

Коффка (Кoffka) Курт

(18.3.1886, Берлин, — 22.11.1941, Нортхемптон, США), нем.-амер. Психолог, один из основателей гешталетпсихологии. Приват-доцент (с 1911) и проф. (1918—24) ун-та в Гисене (Германия). С 1927 проф. Колледжа Смита в Нортхемптоне. В кн. «Принципы гештальтпсихологии» («Ргш-ciples of gestalt psychology», 1935) дал фундаментальное изложение этого направления.К. Первым среди гештальтпсихологов обратился к проблеме психич. Развития ребёнка. Согласно К., развитие ребёнка слагается из созревания и обучения,..

Краевич Константин Дмитриевич

[20.1(1.2).1833, с. Спасское, ныне Орловской обл., — 3(15).2.1892, Ялта], педагог, физик, проф. (1866). Поокончании матем. Отделения Гл. Пед. Ин-та в Петербурге (1855) преподавал математику и физику в моек, гимназии. С 1856 в Петербурге. Работал в гимназии (до 1871), Гл. Инж. Уч-ще и одновременно в Горном ин-те (до 1883), в Мор. Академии. В 1857 был приглашён П. Л. Чебышевым для участия в комиссии по рассмотрению уч. Руководств для ср. Уч. Заведений. Первый учебник К. «Основания физики» (1862—63..

Краевский Володар Викторович

(р. 23.7.1926, Самара), педагог, акад. РАО (1993, ч.-к. АПН СССР с 1982), дер пед. Наук (1978), проф. (1986). В 1950 окончил Куйбышевский пед. Ин-т. С 1948 на науч.-пед. Работе. В 1958—62 ред. Журн. «Иностр. Язык в школе», в J962—66 — в изд-ве «Просвещение». С 1966 в НИИ ОП АПН (с 1970 зав. Лабораторией), с 1993 акад.-секретарь Отделения философии образования и теоретич. Педагогики РАО. Труды в области методологии и теории педагогики, дидактики, методики преподавания иностр. Языков в ср. Школе. ..

Дополнительный поиск Краеведение В Школе Краеведение В Школе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Краеведение В Школе" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Краеведение В Школе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 19 символа