Кропоткин Пётр Алексеевич
[27.11(9.12).1842, Москва, — 8.2.1921, Дмитров], учёный-энциклопедист, автор ряда исследований в области географии, геологии, биологии, истории, социологии, этики, литературы. Революционер, основатель теории анархо-коммуни-зма. В 1862 окончил Пажеский корпус. В 1860-х гг. Совершил ряд экспедиций по Вост. Сибири. С 1872 участник рев. Движения, в 1874 арестован, в 1876 бежал из Николаевского госпиталя Петропавловской крепости, эмигрировал. В течение 40 лет жил в Швейцарии, Франции и гл. Обр. В Англии, занимался науками, издательской и публицистич. Деятельностью. Библиография его трудов, изданных на всех европейских и ряде вост. Языков, превышает 2 тыс. Назв. После Февр. Революции 1917 вернулся в Россию, жил в Петрограде, Москве, затем в Дмитрове.Социальная модель К.
Строилась на основе сформулированного им биосоцио-логич. Закона взаимной помощи и солидарности и предполагала рев. Переустройство общества на коммунистич. Началах без гос. Форм. В проектируемом обществе К. Видел возможность всестороннего развития способностей человека, его ума, чувств и воли. Каждый должен заниматься в равной степени умственным и физич. Трудом, а досуг обеспечит занятия творчеством в области науки, иск-ва, обществ. Деятельности. Социальная концепция К. Обусловила и его пед. Взгляды, в основу к-рых легли идеи развития в детях инстинкта взаимопомощи, солидарности, справедливости. Воспитание уважения к труду, сочетания при обучении умственного и физич. Труда. Признавая необходимость специализации знаний, К. Указывал, что она должна следовать за общим образованием, одновременно науч.
И практическим. Такое интегральное (всестороннее) образование, осуществляющееся с первых шк. Лет в сочетании со свободным трудовым воспитанием, призвано уничтожить, по мнению К., различия между физич. И умственным трудом. Задача воспитателя — пробудить в ученике веру в собств. Силы, инициативу, чтобы он стал активным строителем жизни. Школе К. Отводил решающую роль в перестройке сознания человека будущего общества. Там дети должны не только приобретать знания и трудовые навыки, но и учиться правильной организации трудовой жизни. Для развития чувства коллективизма К. Предлагал создавать разл. Ученич. Об-ва по изучению местной жизни, наблюдению за природой, собиранию коллекций и т. Д. Задачу следующего этапа образования, за пределами школы, К.
Видел в приобретении молодёжью науч. Знания законов природы, теоретич. И практич. Знания техники для удовлетворения материальных потребностей людей, дающего возможность свободного обществ, развития. Идеи трудового воспитания и практич. Рекомендации К. По организации трудовой школы оказали влияние на становление советской школы в 20-е гг.Соч. Ручной труд в школе, «Свободное воспитание и свободная трудовая школа», 1918, N° 8—9. Поля, фабрики и мастерские, М., 1921. Хлеб и воля, П. — М., 1922. Этика, М., 1991.Лит. Крупская Н. К., ГРец.], П. А. Кропоткин. Поля, фабрики и мастерские, в её кн. Пед. Соч., т. 10, М., 1961. Критская Н. А., Пед. Идеи П. А. Кропоткина, в кн. Петр Кропоткин. Сб. Статей, П. -М., 1922. Пирумова H. M., Петр Алексеевич Кропоткин, М., 1972 (библ.).
Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842—1921). Библиография, указатель печатных трудов, в. 1 — 2, М., 1980. Удар-цев С. Ф., Кропоткин, М., 1989.H. M. Пирумова..
Дополнительный поиск Кропоткин Пётр Алексеевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Кропоткин Пётр Алексеевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кропоткин Пётр Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 25 символа