Народная Педагогика

138

Совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народовИсточниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного нар творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, H n в совокупности составляет целостную воспитат системуОдним из определяющих компонентов воспитания в H n выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич принципы Особенно плодотворны идеи и опыт H n в дошк воспитании, как общественном, так и семейномВ нар сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл народов имеется много метафор, передающих конкретные пед представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т д Положения о возможности воспитания и непрерывности пед традиции реализовались гл обр через устное нар творчество Произведения фольклора, часто описывающие ист события, являлись не только носителями пед идей, но и своего рода дидактич материаломВ H n прослеживается логич стройность и системность Пед понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др Традиц представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в H n в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т ч к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый(иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр, «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр, «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц нар понимание пед функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств достоинства, физич силу (здоровье), выносливость В H n учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей Т и материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич упражнениями В нар традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл состязаниями, театрализов представлениями, маскарадомВ истории H n можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат функций Первым и главным лицом в традиц воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ образоват институтов H n прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос образоват учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие H n с пед наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на H n утрачивались нац -пед традиции, самобытные формы воспитанияH n представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед системы без изменения оригинального характера H n Развитие пед науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч педагогика основывалась на сложившихся воспитат традициях, в пед практике отражался опыт нар воспитания В классич педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар пед традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед систему К Д Ушинского Своеобразное преломление опыт традиц воспитания получил в ведущих пед направлениях 20 в, в т ч в педагогической антропологииВ рос пед теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат значение рус сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др Удачный опыт соединения традиц воспитания с пед теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш учит школа И Я ЯковлеваВо 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож творчестве, науч -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед культуры Одним из наиб плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед культуры народаЛит Ханбиков Я И, К изучению нар педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар пед традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Сусло парова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз).

S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. U P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков.

Значения в других словарях
Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы

[2(14).4.1870, Тбилиси, — 19.3.1925, Москва], гос. И парт, деятель, азерб. Писатель. В 1890 окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори. В 1902—08 учился в Новороссийском унте в Одессе. Был учителем в нач. Школе в с. Кизил-Аджали (Борчалинский у. Тифлисской губ.), в 1891—1902 пом. Классного наставника и преподавателем азерб. Яз. В частной прогимназии и в муж. Гимназии в Баку. В 1894 открыл первую в Азербайджане общедоступную б-ку-читальню с лит-рой на родном языке, превратившуюся в просвет..

Наркомания

(от греч. Narke — оцепенение и mania — безумие, неистовство), психоневрологич. Расстройство, при к-ром жизнедеятельность организма поддерживается на удовлетворит, уровне при условии постоянного приёма нарко-тич. Вещества. Ведёт к глубокому истощению физич. И психич. Функций, деградации личности. Резкое прекращение длительного приёма относительно больших доз наркотика может приводить к нарушению мн. Функций организма (аб-стиненции). Н. Характеризуется влечением к употреблению того или иного вещес..

Народное Образование

См. Система образования. ..

Народные Университеты

Общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. Мастерства, независимо от образо-ват уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. У. — «Высшая нар. Школа» («Folke hoj skolen»), осн. В 1844 в Дании обществ, деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. Такие уч. Заведения под раз л. Названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. Планы и программы оф..

Дополнительный поиск Народная Педагогика Народная Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народная Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народная Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 19 символа