Политехническое Образование

135

Принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват уч предметов Вариант практич реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с оси принципами совр произ-ва и лежащими в их основе законами развития природы и общества, формирование трудовых умений и навыков учащихся Выступает как фундамент последующей проф подготовкиИдея II о была выдвинута К Марксом и Ф Энгельсом как средство общеобразоват подготовки рабочих в условиях индустр произ-ва и получила особое развитие в марксистской педагогикеЗадачи II о в сов школе были сформулированы в 20-х гг в трудах II П Блонского, С E Гайсиновича, А Г Калашникова, Н К Крупской, M M Пистрака и др Его предметом признавалось формирование общих трудовых качеств личности, а науч -теоретич основу составляло допроф изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии Была выяснена и особая роль II о в формировании у школьников важнейших общетрудовых умений и навыковОднако в практике осуществления II о в первые годы строительства сов школы встретились большие трудности отсутствие материальной базы, подготовленных учителей II о подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, «профуклоном» и т д, изучение основ наук объявлялось устаревшим Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицат влияние на понимание путей его осуществления в ср школе В 50-х гг политехнизм стал разрабатываться как принцип воспитания, а также как общий принцип организации нар образования в социалистич гос-веРазвитие науки и техники, их слияние в процессе произ-ва материальных и духовных ценностей объективно диктуют необходимость знания в той или иной мере науч.

Основ произ-ва каждым человеком. Учитывая, что эти основы содержат громадный объём знаний, непосильный для усвоения человеком в заданный отрезок времени, необходим такой подход к их рассмотрению, к-рый даёт возможность уяснить наиб, общие их стороны, присущие многообразию совр. Техники и технологии. Такую возможность предоставляет П. О. В условиях технол. Этапа науч.-техн. Прогресса П. О. Устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учётом её социальных, экон., экологич., психол., эстетич. И др. Факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.Традиц.

Взгляды на П. О. Как требование индустр. Материального произ-ва изжили себя. В совр. Условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество или произ-во получили профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно, комфортно в условиях технически высокоразвитого общества. Такое понимание П. О. Делает его важным фактором эффективной подготовки молодёжи к труду в рыночных условиях. В этом контексте рассматривается роль и место П. О. В усилении проф. Мобильности, функциональной грамотности и в осуществлении ступенчатой интегрированной трудовой подготовки учащихся.Научно-техн. Революция вызвала проникновение техники во все сферы человеческой деятельности.

Происходило изменение содержания труда в разл. Отраслях х-ва, значит, часть рабочих высвобождалась от непосредств. Участия в производств, процессе. Их труд заменялся системами автоматич. Управления и контроля. Наладка подобных систем предполагает рост теоретич. Знаний и практич. Умений работников, призванных обеспечить эффективное использование техники. С др. Стороны, возрастают требования к уровню общеобразо-ват. Подготовки рабочих. Комплексная механизация и автоматизация произ-ва требуют от рабочего понимания не только общих принципов организации технол. Процессов, науч. Основ техники и технологии, но и комплекса организационных и экономических принципов произ-ва.Осн. Задачи П. О. На совр. Этапе. Показ технологич. Применения законов физики, химии, биологии и др.

Наук, сообщение знаний по основам совр. Техники, технологии, экономики и организации произ-ва. Вооружение учащихся умениями и навыками применения совр. Орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технол. Процессами.Содержание П. О. Формируется на основе анализа тенденций науки, техники, культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего уч. Предмета. Содержание П. О. Составляют системы знаний о совр. Произ-ве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. Структура рассматриваемых знаний определяется состоянием отражаемой предметной области. По своей природе политехн. Знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естеств., техн., обществ, наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность школьников.

Природа политехн. Знаний, специфика науч. Основ техники и технологии делают невозможным в наст, время и, вероятно, в обозримом будущем решать все задачи политехн. Подготовки учащихся средствами одного уч. Предмета. Система политехн. Подготовки в ср. Общеобразоват. Школе включает в себя усвоение политехн. Знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практич. Работ, производств, экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, с.-х. Опытниче-ству и т. Д. Уч. Предметы «Основы производства. Выбор профессии», «Основы информатики и вычислительной техники», «Основы экон. Знаний» обогащают содержание П. О. В ср. Школе.Основы наук, изучаемые в школе, предоставляют учащимся внутренне единый комплекс теоретич.

И прикладных знаний, к-рые могут быть использованы для раскрытия наиб, общих техн. И производств, принципов. В практич. Работы по основам наук, в уч. И производит, труд учащихся заложена трудовая деятельность, способствующая формированию политехн. Умений на репродуктивном уровне их реализации.В совр. Трактовке П. О., в т. Ч. Воспитания готовности к труду, значит, роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в связи с практич. (производств.) деятельностью. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см. Гуманитаризация образования).Особенность политехн. Знаний проявляется через соответствующие умения, к-рые развивают специфич. Функции, необходимые работникам разл. Отраслей х-ва, основанные на применении достижений науки.

Поскольку эти функции формируются в соответствующей деятельности, к-рая организуется с помощью теоретич. И практич. Задач, возникает необходимость разработки и эксперим. Проверки типов и системы задач для учащихся разного возраста.Политехн. Задания представляют собой упрощённые модели типичных производств.-техн. Задач, к-рые приходится решать работникам профессий, имеющих дело с техникой. П. О. Создаёт условия для проф. Самообразования уча- щихся и формирования у учащихся проф. Призвания с учётом обществ, интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда.Важное место занимает П. О. В системе экологич. Образования и воспитания школьников, формирования взаимоотношений общества и природы (см.

Экология и педагогика).Рынок труда предъявляет жёсткие требования к конкурентоспособности работников разл. Отраслей х-ва. В этих условиях значительна роль П. О. В поддержании функциональной грамотности человека, к-рая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности.Велика роль П. О. Ив трудоустройстве выпускников школы. Шк. Системе необходим такой набор профилей, специализаций и подготовки, к-рые могут использоваться в разнообразных сферах труда.Овладение рядом специальностей не самоцель, а условие повышения проф. Культуры, отказа от узкопроизводств. Подхода в пользу общекультурного и, главное, признание в качестве ведущей развивающей функции трудовой подготовки.

Одно из важнейших дидактич. Условий овладения специальностями — предварит, усвоение учащимися общих науч., технико-технол., организац.-экон. И психофизиол. Основ совр. Сферы трудовой деятельности. Это достигается путём реализации политехн. Принципа в обучении, предусматривающего выявление преподавателем, мастером этих общих основ и усвоение их учащимися.Теоретико-методологич. Исследования в области П. О. Направлены на выявление разл. Подходов к определению его содержания (М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповален-ко), роли и места общеобразоват. Предметов в П. О. (В. Г. Зубов), политехн. Содержания отраслей произ-ва (Д. А. Эпштейн, К. А. Иванович, А. А. Шибанов), разработку экологич. Аспекта П. О. (И. Д. Зверев), анализ деятельности «ра-бочего-индустриала» (П. И. Ставский).

Раскрыта функциональная природа политехн. Знаний (П. Р. Атутов), делающая П. О. Одной из сторон проф. Образования.Лит. Блонский П. П., Трудовая школа (1919), в его кн. Избр. Пед. И психол. Сочинения, т. 1, М., 1979. Калашников А. Г., Индустриально-трудовая школа, М., 19243. Первый Всерос. Съезд по политехн. Образованию, М. — Л., 1931. Труд в системе политехн. Образования, М., 1956. Шаба лов С. М., Политехн. Обучение, М., 1956. III а и о-валенко С. Г., Политехн. Обучение в сов. Школе на совр. Этапе, М., 1958. Скаткин M. H. [ред.], Вопросы политехн. Образования, Сб. Ст., М., 1963. Атутов П. Р., Политехн. Принцип в обучении школьников, М., 1976. Его же, Политехн. Образование школьников. Сближение общеобразоват. И проф. Школы, М., 1986. Поляков В. А., Политехн. Принцип в трудовом обучении школьников, М., 1977.

Вопросы трудового воспитания и политехн. Обучения в истории сов. Педагогики и школы, Вологда, 1978. А т у-т о в П. Р., ПоляковВ. А., Роль трудового обучения в политехн образовании школьников, M, 1985, Ахияров К III, Атулов II Р, Тагариев P 3 Политехн направленность обучения основам наук в общеобразоват школе, M -Уфа, 1990 II P Атутов.

Значения в других словарях
Политехническое образование

в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания. Предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся. Способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки. Идея П. О. Впервые ..

Покровский Михаил Николаевич

[17(29).8.1868, Москва, — 10.4.1932, там же], гос. И обществ, деятель, историк, акад. АН СССР (1929). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1891), преподавал в ср. Уч. Заведениях и на жен. Пед. Курсах в Москве. В 1918—32 1-й зам. Наркома просвещения РСФСР, пред. Государственного учёного совета (с 1919). Одновременно пред. През. Коммуни-стич. Академии, ректор Ин-та красной профессуры, ред. Ист. Журналов, чл. Гл. Редакции БСЭ.Участник разработки основополагающих документов сов. Власти по образовани..

Поливанов Лев Иванович

[27 2(11 3) 1838, с Загарино, ныне Краснооктябрь-ского р-на Нижегородской обл, — 11(23) 2 1899, Москва], педагог, литературовед, обществ деятель После окончания историко-филол ф-та Моек ун-та (1861) преподавал в уч заведениях Москвы В 1868 вместе с группой прогрессивных педагогов открыл в Москве частную муж гимназию (получившую известность как «Поливановская»), директором к-рой он оставался до конца жизни Был членом Моек к-та грамотности, У ч отдела Об-ва распространения техн знаний, Об-ва любит..

Полного Усвоения Система

Организация индивидуализиров обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных уч результатовТеория и практика II у с восходят к идеям полного усвоения «целостных уч единиц» Г Моррисона и связаны с исследованиями и разработками разл вариантов педагогической технологии В основе II у с — психол -дидактич концепции, выдвинутые в 1960-х гг Дж Кэрроллом и Б С Блумом (США) Обратив внимание на то, что в традиц у ч процессе фиксированы параметры условий обучения (одинаковые..

Половинкин Александр Александрович

[31.10(12.11). 1887, г. Алатырь, Чувашия, — 28.7.1955, Ленинград], географ, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер геогр. Наук (1943), проф. (1921). Окончив естеств. Отделение физ.-мат. Ф-та Казанского ун-та (1912), преподавал в Казанском коммерч. Уч-ще. С 1921 вёл н.-и, и преподават. Работу в Иркутском ун-те (1920—21), Читинском ин-те нар. Образования (1921—23), Дальневосточном ун-те (1923—30) и пед. Ин-те (1930—32). С 1932 в Москве. В 1934—54 работал в МГПИ им. В. И. Ленина (проф., зав. Кафедро..

Дополнительный поиск Политехническое Образование Политехническое Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Политехническое Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Политехническое Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 27 символа