Покровский Михаил Николаевич

94

[17(29).8.1868, Москва, — 10.4.1932, там же], гос. И обществ, деятель, историк, акад. АН СССР (1929). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1891), преподавал в ср. Уч. Заведениях и на жен. Пед. Курсах в Москве. В 1918—32 1-й зам. Наркома просвещения РСФСР, пред. Государственного учёного совета (с 1919). Одновременно пред. През. Коммуни-стич. Академии, ректор Ин-та красной профессуры, ред. Ист. Журналов, чл. Гл. Редакции БСЭ.Участник разработки основополагающих документов сов. Власти по образованию.Выступал за приоритет общего ср. Образования, против сужения базовых знаний, ранней профессионализации и превышения роли ремесл. Подготовки и трудовых начал в построении уч. Деятельности учащихся школ II ступени. Обосновал необходимость соединения общего образования с проф.

Подготовкой на принципах политехнизма. Отстаивал преемственность отеч. Дорев. Уч. Заведений и Единой трудовой школы РСФСР. Предлагал переход к 11-летней ср. Школе.Абсолютизируя принципы партийности и классовости в образовании, осн. Целью ср. И высш. Школы считал формирование дналектико-материалистин, «миросозерцания воинствующего коммунизма и марксизма». По его мнению, всё, содержание общего образования учащихся школ II ступени должно строиться на доминантах — обществоведении и естествознании (к-рое рассматривал как средство создания у учащихся с 11—12 лет диалектико-материал истин, представлений).Поддерживал в основном комплексную систему обучения, но подчёркивал обязательное мировоззренч. Идейное содержание каждого комплекса.Выступал за пролетаризацию высш.

Школы, изменение социального состава студентов за счёт привлечения выходцев из рабочих семей. Один из инициаторов создания рабочих факультетов, фабричных и заводских уч.-консультац. Пунктов, к-рые рассматривал как реальные каналы получения высш. Образования без отрыва от произ-ва для тысяч молодых рабочих Вместе с тем такая политика крайне осложнила поступление в вузы большинству выпускников школы II ступени и совсем лишила этой возможности молодых людей из семей интеллигенции, особенно из т и эксплуататорских слоев, что означало дискриминацию по социальному признакуВыступал за ликвидацию автономии высш уч заведений, жесткую идеологи-зацию уч процесса, введение марксистских дисциплин на всех ф-тах и создание ф-тов обществ наук вместо упраздненных ист ф-тов Отстаивал преемственность ср и высш школы, организацию изучения производств процессов и трудовой деятельности студентов, особенно на заводах и в сельхозартелях, выделял активные методы обучения (семинары, лабораторно-практич занятия, самостоят работа над лекциями, к-рые должны были носить только эвристич характер)С марксистских позиций обосновывал концепцию развития России, уделив особое внимание социально-экон вопросам, а также классовой борьбе Исследованиям II присущи экон детерминизм (гипертрофировал роль торгового капитала), тенденции к коммунистич идеологиза-ции и модернизации ист процесса Автор «Русской истории в самом сжатом очерке» (ч 1—3, 1920—23), ставшей популярным уч пособием, к-рое неоднократно переиздавалось II и его единомышленники стремились к распространению своих подходов в изучении ист процесса как единственно верных В кон 30-х гг науч школа II подверглась по отд положениям справедливой, но в целом крайне тенденциозной, критике (сб «Против ист концепции Покровского», 1939, и «Против антимарксистской концепции Покровского», 1940)Разработал программу преподавания истории и обществоведения в школе (1920 и 1927), в к-рой ведущее место наряду с социально-экон вопросами занимали проблемы классовой борьбы, внеш политики, отрицалось значение антич истории и начало изучения истории относилось к позднему средневековью, трансформировались ист понятия (напр, вводился термин «древнейший империализм») или же они трактовались необъективно («захват России меж-дунар капиталом») Превалировали вопросы современности над историей В результате история исключалась как самостоят дисциплина и заменялась курсом обществоведения, в к-ром ист факты использовались как иллюстрации к совр событиям (а в созданных под его руководством рабочих книгах — как подсобный материал) В ун-тах юрид, ист -филол ф-ты также заменялись ф-тами обществ наук Однако к 1927 II осознал ошибочность замены истории обществоведением (что привело к догма-тизации марксистских знаний и отсутствию у учащихся элементарных ист знаний) и выступил за возвращение курса истории, построенного по его концепции, в уч план школ II ступени11 *В методике изучения истории в школе предлагал как основные неск принципов диалектико-материалистический (идея рев развития общества), конкретность (изучение реальных сведений, ярких ист фактов в образной форме, затем их обобщение и выводы), использование наглядных средств (кино, худож лит-ра, моделирование и др), активность учащихся (лабораторный метод), связь с современностью (сопоставит анализ явлений прошлого и настоящего), применение знаний и разнообразной обществ -политической, преим агитац -пропагандистской, деятельностиС о ч Марксизм в программах трудовой школы I и II ступени, M, 19252, Историзм и современность в программах школ II ступени, M, 1927Лит Пистрак M, M H Покровский как работник нар просвещения и педагогики, Ростов н/Д, 1932, Ганелин III И, M H Покровский — видный деятель сов просвещения и педагогики, СП, 1963, № 9, Кого-нашвили К К, Роль M H Покровского в перестройке шк ист образования, «УЗ МОПИ», 1967, т 198, вЗ, РавкинЗИ, Выдающийся теоретик и руководитель новой школы M H Покровский, в сб Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем, M, 1990, Чернобаев А А, «Профессор с пикой», или Три жизни историка M H Покровского, M, 1992 M В Богуславский.

Значения в других словарях
Покровский Михаил Николаевич

Покровский Михаил Николаевич [17(29).8.1868, Москва, ‒ 10.4.1932, там же], советский историк, партийный и государственный деятель, академик АН СССР (1929). Член Коммунистической партии с 1905. Родился в семье чиновника. В 1891 окончил историко-филологический факультет Московского университета. Вёл педагогическую работу в средних учебных заведениях. Формирование исторических взглядов П. Происходило под влиянием концепций В. О. Ключевского. ..

Покровский Михаил Николаевич

ПОКРОВСКИЙ Михаил Николаевич (1868-1932) - российский историк, политический деятель, академик АН СССР (1929). Участник Октябрьской революции (Москва). С 1918 заместитель наркома просвещения. Руководитель Коммунистической академии, Института красной профессуры. Автор "Русской истории с древнейших времен" (т. 1-5, 1910-13), "Русской истории в самом сжатом очерке" (ч. 1-2, 1920) и др.. ..

Покровский Михаил Николаевич

(1868, Москва — 1932, там же), политический деятель, историк, академик АН СССР (1929). Из семьи чиновника. В 1891 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1895 лектор на Московских педагогических курсах, с 1897 преподавал на Пречистенских курсах. С 1905 член РСДРП, большевик. Участвовал в Декабрьском вооруженном восстании 1905 в Москве. В квартире Покровского на Долгоруковской улице был перевязочный пункт для раненых участников восстания. В 1906—07 член МК РСДРП. В 1..

Покровский Михаил Николаевич

(1868-1932). Автор известной четырехтомной работы "Русская История". Покровский является одним из старых большевиков, участник революции 1905 г. В 1909 г. Он примкнул к группе Богданова, но скоро покинул эту группу. Во время войны Покровский был сотрудником парижской интернационалистской газеты "Наше Слово". В 1917 г.-депутат Моссовета. С ноября 1917 г. По июнь 1918 г. - председатель Моссовета, СНК Москвы и Московской области. В 1918-1932 гг. - заместитель наркома просвещения РСФСР. Один из иниц..

Покровский Михаил Николаевич

(17 августа 1868, Москва – 10 апреля 1932, там же). Из дворян. В 1891 окончил историко-филологический факультет Московского университета, оставлен "для приготовления к профессорскому званию". В 1891–1905 работал в учебных заведениях и просветительских организациях Москвы. Член РСДРП с 1905, большевик. Участник Революции 1905 – 07, в 1906 – 07 член МК РСДРП, сотрудник большевистской прессы. Делегат 5-го съезда РСДРП (1907), избран в редакцию газеты "Пролетарий" и в Большевистский центр. В 1907..

Покровский Александр Андреевич

[14(26).12.1898, Рязань, — 5.5.1988, Москва], физик-методист, канд. Пед. Наук (1940). Окончил Рязанский пед. Ин-т (1922). С 1923 преподавал физику в моек. Опытно-показат. Школе Наркомпроса и на рабфаке при Моск. Горном ин-те. В 1934—42 в Пед. Ин-те им. К. Либкнехта (зав. Лабораториями и уч. Кабинетами физ.-матем. Ф-та). В 1942—47 преподавал в Моск. Гор. Пед. Ин-те им. В. П. Потёмкина и в Моск. Гор. ИУУ. В 1933 вышло из печати его первое метод, пособие для преподавателей ср. Школы — «Оборудование..

Покровский Егор (Георгий) Арсеньевич

[1834 (1835 или 1838), с. Никитское, ныне в Тверской обл., — 16(28). 10.1895, Москва], педиатр и педагог, теоретик физич. Воспитания. Окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та (1861). С 1870 дер медицины. Будучи (с 1871—72?) гл. Врачом Софийской дет. Больницы в Москве, сделал её образцовой. Имел репутацию «доброго доктора». Основатель и ред. (1890—95) журн. «Вестник воспитания».П. Доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первонач. Развитие ребёнка..

Поливанов Лев Иванович

[27 2(11 3) 1838, с Загарино, ныне Краснооктябрь-ского р-на Нижегородской обл, — 11(23) 2 1899, Москва], педагог, литературовед, обществ деятель После окончания историко-филол ф-та Моек ун-та (1861) преподавал в уч заведениях Москвы В 1868 вместе с группой прогрессивных педагогов открыл в Москве частную муж гимназию (получившую известность как «Поливановская»), директором к-рой он оставался до конца жизни Был членом Моек к-та грамотности, У ч отдела Об-ва распространения техн знаний, Об-ва любит..

Политехническое Образование

Принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват уч предметов Вариант практич реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с оси принципами совр произ-ва и лежащими в их основе законами развития природы и общества, формирование трудовых умений и навыков учащихся Выступает как фундамент последующей проф подготовкиИдея II о была выдвинута К Марксом и Ф Энгельсом как средство общеобразоват подготовки рабочих в условиях индустр произ-ва и получ..

Дополнительный поиск Покровский Михаил Николаевич Покровский Михаил Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Покровский Михаил Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Покровский Михаил Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа