Польза

102

Ценностное понятие, отражающее положит, значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. В более строгом смысле — характеристика средств, необходимых для достижения заданной цели. Нечто признаётся полезным, если. А) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет получить результаты, близкие этим целям (способствует успешности действий) и г) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Как и др. Ценности практич. Сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. П.), П. Представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.

Принятие П. В качестве ценностной ориентации порождает серьёзные нравств. Противоречия в том случае, когда П. Трактуется как благо вообще или как моральное добро.В исторически раннем или неразвитом (т.е. Внутренне недифференцированном) ценностном сознании понятие П. Исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех дока-питалистич. Обществах стремление к П., как и к наживе, осуждалось. Наиб, ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного произ-ва и денежного х-ва определило формирование иных ценностных ориентации. В рамках экономических, вещных отношений П. — приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиб, типичным выражением пользо-ориенти-рованной деятельности является предпринимательство, направленное на достижение прибыли посредством произ-ва товаров и предоставления услуг, к-рые, во-первых, необходимы обществу в лице разл.

Частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. Производителями. Т. О., принцип П. Проявляет всеобщую взаимозависимость человека как носителя частного интереса с др. Людьми и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. Индивид видит цель в себе, а в других лишь средство. Однако, нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстаёт в качестве средства для удовлетворения чужих целей. С возрастанием правового регулирования экон. Отношений в капиталистич.

Обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны обществ, отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются.Нравственно-гражд. Значение принципа П. Определяется тем, что он позволяет установить масштаб обществ, значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистич. Своеволие. Не случайно, именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей обществ, развития. Вместе с тем абсолютизация принципа П., меркантильность разрушают духовные и нравств. Основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, к-рое возможно лишь на основе бескорыстного и милосердного отношения человека к др.

Людям. Р. Г. Апресян. ПОЛЬША (Polska), Республика Польша, гос-во в Центр. Европе. Пл. 312,7 тыс. Км2. Нас. 38,2 млн. Чел. (1991), св. 98% — поляки. Офиц. Яз. — польский. Столица — Варшава.Достоверные свидетельства о школах у поляков относятся к периоду после принятия христианства (966), когда при первых монастырях бенедиктинцев в Менд-зыжече, Тынце и др. Учреждены уч-ща. В них преподавали и вели богослужение на старослав. Яз. На рубеже 12—13 вв. Уже действовала система монастырских и соборных школ. В 13 в. Их насчитывалось 28. Крупнейшие — в Кракове, Познани, Вроцлаве. В соответствии с пост. 6-го Латеранского собора (1215) по решению Синода в Ленчице (1257) на польск. Землях стали открываться приходские школы при костёлах. В кон. 13 в. Во главе приходских школ ставились священники, хорошо владевшие польск.

Яз. И умевшие излагать на нём произведения лат. Авторов.Полит, объединение польск. Земель (14—15 вв.) и рост городов привели к существ, увеличению числа уч. Заведений и их распространению вне городов и монастырей. Школы открывались с разрешения епископов, но содержались за счёт мещан и др. В гор. Школы учителя назначались муниципалитетами. Чаще всего учителями становились странствующие монахи или школяры. В Познани, Кракове и др. Крупных центрах по содержанию уч. Программ отд. Гор. Школы сближались с соборными. Во мн. Гор. Школах помимо традиц. Предметов ср.-век. Образования стали преподаваться арифметика и землемерное дело, ведение деловой переписки, документации и т. П.Важным этапом в распространении просвещения в П. Стало учреждение первой в П.

Высшей школы — академии в Кракове в 1364. Вскоре после создания академии стало расти число внешних монастырских школ. Реорганизованная в нач. 15 в. (в правление Владислава Ягай-ло) по образцу Сорбонны академия получила назв. Ягеллонского ун-та, ставшего одним из культурных центров Европы, средоточием польск. Науки и образованности.В эпоху Возрождения под влиянием идей гуманизма, возрастали образоват. Потребности польск. Молодёжи из шляхетской, городской и мещанской среды. Выходцы из знатных семей имели возможность получать образование в ун-тах Зап. Европы. В самой П. Росло число приходских школ. Если в сер. 15 в. Их было ок. 250, то в нач. 16 в. — св. 600. Распространение книгопечатания в Кракове и др. Городах способствовало подъёму интереса к образованию.

Религ. И светские книги выходили не только на лат. И польском, но и на древнерус. Языке.Социальные условия для просвещения крест, молодёжи не были благоприятными. Пётрковский статут (1496), узаконивший в интересах шляхты прикрепление крестьян к земле, ограничил также доступ крест, детей к образованию. Для дворян расширялась система ср. Школ. В 1519 в Познани была открыта коллегия с академия, классами (т. Н. Академия Любраньского), получившая известность в 30-х гг. 16 в.В период Реформации на терр. П. Открылись протестантские школы, в к-рых, в отличие от распространённых здесь ранее церк. Школ, нач. Обучение велось на польск. Языке. Стали шире издаваться польск. Учебники и уч. Программы. Были осн. Первые в П. Гуманистич. Гимназии в Эльблонге (1555), Гданьске (1558), Торуни (1568).

В двух последних имелись академич. Классы, дававшие подготовку для продолжения образования в ун-тах. Протестантские ср. Школы возникли и в др. Городах с польск. Населением. Рави-че, Вильне, Здунской Воле. Войны П. (с Моск. Гос-вом, другие — религ. И династические) привели к упадку шляхетской культуры и вызвали кризис образования, последствия к-рого ощущались в течение 16—17 вв.В Речи Посполитой (с 1564) избиравшиеся шляхтой короли покровительствовали католицизму. При Стефане Бато-рии (1575—86) польск. Города были разделены на королевские (с самоуправлением) и частновладельческие. Это неблагоприятно отразилось на общем состоянии гор. Культуры и ремёсел. Протестанты были изгнаны из городов, их уч. Заведения закрыты.В 1594 Ян Замойский основал гуманитарную академию в Замостье, просуществовавшую до 18 в.

Продолжала действовать Академия Любраньского. Образование в городах, как правило, ограничивалось программами приходской школы, т.е. Заучиванием молитв, чтением катехизиса. Развитие сети уч. Заведений к кон. 16 в. Происходило за счёт иезуитских ср. Школ (см. Иезуитское воспитание, Коллегии), переросших затем в высшие уч. Заведения (напр., Ун-т в Вильне, 1579).Ко 2-й пол. 17 в. Мн. Достижения пед. Практики иезуитов оказались утраченными. Гуманистич. Традиции образования продолжали кальвинистские братские школы, а также школы в монастырях и колониях чеш. И польск. Братьев (ариан, социниан). В одной из школ чеш. Братьев (в Лешно, ныне р-н Варшавы) работал Я. А. Коменский. Среди польск. Братских школ выделялась т. Н. Ракувская академия (1602—38). В 40-х гг.

17 в. Активную деятельность в П. Развернул орден пиаров, члены к-рого давали обет безвозмездного обучения юношества и стремились создать широкую сеть нач. Школ.В нач. 18 в. Процесс развития нац. Культуры продолжался под знаком идей европ. Просвещения. Центром польск. Просвещения постепенно становилась Варшава. Здесь член ордена пиаров С. Конарский осуществил в сер. 18 в. Крупную образоват. Реформу, ввёл в программы пиарских школ изучение польск. И иностр. Языков (преподавание осуществлялось на латыни), сделал обязательным изучение естеств. И точных наук, географии, нац. И всемирной истории. Под руководством Конарского создана Collegium Nobilium (1740), уч. Заведение для подготовки высших гос. Чиновников Речи Посполитой. В Варшаве был осн.

(1765) шляхетский кадетский корпус, первое польск. Светское уч. Заведение. Открылась для обществ, пользования Б-ка Залусских (осн. В 1747. С 1780 Гос. Публичная б-ка). Станислав Август Понятов-ский, А. Е. Чарторыский и др. Польск. Политики считали эти меры частью широкой программы преобразований, призванных вывести П. На уровень крупных европ. Гос-в. Реформу собственно шк. Дела осуществила Эдукационная комиссия, заложившая в 1773—95 основы польск. Гос. Образовательной политики. Была устранена монополия иезуитов на образование, создана преемственная система нац. Уч. Заведений, в них введены основанные на пед. Принципах системы обучения. Реформы комиссии оказали глубокое воздействие на развитие образования в П., проявлявшееся в течение последующих десятилетий.

Если в 1772 в коронных землях П. Было всего 120 приходских школ, то в 1792 — св. 1,5 тыс. Разл. Уч. Заведений, среди к-рых заметное место занимали государственные средние. Реорганизации подверглись и традиц. Польск. Центры высш. Образования — Ягеллонский (1777—83) и Вилен-ский (1771) ун-ты.Потеря независимости в результате трёх разделов П. Тяжело отразилась на образовании. На терр., аннексированной Пруссией, уже после первого раздела (1772) проводилась политика германизации шк. Дела, развёрнутая в ходе колонизации с.-х. И лесных земель нем. Населением. На этих землях открывались нач. Школы по образцу прусских (основные, 3 года обучения). Для польск. Крест, детей оставались доступными гл. Обр. Приходские школы. Гор. Дети учились в межконфессиональных школах с обязат.

Курсом нем. Языка. Для шляхетской молодёжи в Хелме осн. (1774) кадетская школа, готовившая к прус. Воен. Службе. После третьего раздела П. (1795) под прус, управлением оказались регион Варшавы и сложившаяся здесь шк. Система (св. 450 школ, в т. Ч. Для нем. Поселян — 200). Варшавское об-во друзей наук (осн. В 1800), объединившее мн. Деятелей польск. Культуры, способствовало организации в 1804 в Варшаве Королевского лицея (св. 400 учащихся всех вероиспове-дований). С 1805 лицею подчинялись все заведения Варшавского герцогства.После Венского конгресса (1815) на зап. Польск. Землях прус, власти основали т. Н. Великое княжество Познан-ское. В 1819 в нём было св. 980 школ, в т. Ч. Св. 400 польских и св. 560 немецких. В период усиленной (20-е гг.) германизации в Познани сохранилась только одна ср.

Школа. Преподавание на польск. Языке велось только на нач. Ступени. В гимназиях польск. Язык был необязательным предметом. В 1834 гимназия в Познани разделилась на немецкую и польскую.После польск. Восстания 1830—31 многие двуязычные школы Верхней Силе-зии, Померании, Познанского княжества переведены на обучение на нем. Яз. Лишь в 1842 преподавание на польск. Яз. Разрешено во всех классах сел. Школ, но в городских и в гимназиях оставлено только на нач. Ступени. В период «Куль-туркампфа» (борьба пр-ва Бисмарка с католич. Церковью, 70—80-е гг.) ср. Школы полностью германизованы, ограничено использование польск. Яз. В нач. Школе (в сер. 80-х гг. Разрешены его частные уроки во внеучебное время). Преподавание закона Божьего допускалось только на нем.

Яз., что вызвало волну т. Н. Шк. Забастовок, особенно крупных в нач. 20 в. В 1911 на польск. Землях под прус, управлением работало св. 5,3 тыс. Нач. Школ. Активно действовали Познанское об-во нар. Просвещения (1872—78), Об-во нар. Читален (с 1880) и др. Борьба с насильств. Насаждением иностр. Школы привела к культурной консолидации неск. Поколений поляков.На терр., отошедшей к Австрии, было введено всеобщее нач. Обучение (в соответствии с планом И. И. Фельбигера) в 3-классных элементарных школах. В городах предусматривались главные школы с несколько расширенной уч. Программой. Лишь во Львове имелось (единственное в Галиции) уч. Заведение, дававшее образование, близкое к австр. Среднему, — Ossolineum (осн. В 1817). Его выпускники становились преподавателями главных школ, при к-рых организовывалась и подготовка учителей нач.

Классов. Языком обучения был немецкий, в средней и высшей школе — латынь (офиц. Язык Австро-Венгрии). Системой школ ведал краевой шк. Совет, уделявший внимание гл. Обр. Нач. Обучению. Число школ медленно росло (2,5 тыс. В 1869. Св. 3,5 тыс. В 1890). Они охватывали не более 20% польск. Детей соответствующего возраста. После 1848 стали открываться уч. Заведения для словаков, русинов и др. Действовали Львовский и Ягеллонский (Краковский) ун-ты. Лишь в 70-х гг. 19 в. В них разрешено преподавание на польск. Языке. В Кракове были открыты также Академия изящных иск— в (1873), Высшая торг, школа (1882), консерватория (1888), Горная академия (1913), во Львове — Политехн. Ин-т (1877), консерватория (1880), Вет. Академия (1881)и др.На терр., отошедших к Российской империи, — в Королевстве Польском (Царстве Польском) — в наибольшей степени сохранились образоват.

Традиции, внедрённые в польск. Общество Эдукационной комиссией. После Венского конгресса началось восстановление уч. Заведений, пострадавших от воен. Действий 1813—14. В кон. 1815 в Царстве Польском имелось 845 школ, в них было 29 тыс. Учащихся и св. 1 тыс. Учителей. Руководителем ведомства просвещения на терр. Был назначен С. Потоцкий (до 1821), продолжавший политику развития гос. Уч. Заведений, в к-рых могли учиться представители разл. Конфессий. По инициативе видных деятелей нац. Культуры и при поддержке Потоцкого осн. Варшавский ун-т (1816), открылись Марымонтский с.-х. Ин-т (1820), лесная школа (1818), кадетский корпус в Калише (ведёт историю с 1804), приготовит, школа для поступления в Политехн. Ин-т (1826).В нач. 20-х гг. 19 в. Из опасений перед нараставшими освободит, тенденциями в польск.

Обществе власти сократили число нач. Школ, увеличили плату за обучение в гос. Уч. Заведениях. В ср. Школах программы сокращены (исключена, напр., всеобщая история).После польск. Восстания 1830—31 в Царстве Польском упразднён Гос. Совет, но введено огранич. Самоуправление. Польский остался языком преподавания в школах, но эмиграция значит, части интеллигенции негативно отразилась на состоянии образования. В 1831 закрыт Варшавский ун-т. Возможности получения поляками высшего образования сузились с закрытием (1831) Виленского ун-та и Кременецкого лицея (осн. В 1805). По шк. Уставу 1833 учреждён (в 1839)Варшавский уч. Округ, чиновники к-рого активно внедряли в гимназиях и др. Уч. Заведениях рос. Уч. Программы. Рус. Язык стал обязательным предметом в школах.

Высш. Образование стало возможным только в рус. Ун-тах (ближайший был открыт в 1839 в Киеве). В 1840 принят новый шк. Устав. В результате к 1860 число нач. Школ сократилось до 1 тыс. (в 1850 — 1,4 тыс.). В 1836 в Варшаве осн. Первый в П. Дет. Сад. В 1857 в Варшаве учреждена Медико-хирургич. Академия.В 1861 царским указом восстановлен Гос. Совет, взявший на себя управление гражд. Жизнью. С созданием (1861) независимого от рос. МНП ведомства обществ, просвещения Царства Польского (руководитель А. Велепольский) открылись перспективы совершенствования нац. Системы образования. Было разрешено открытие след. Уч. Заведений. Главной школы (быв. Варшавский ун-т), Политехн. Ин-та, лесной и с.-х. Школ в Пулаве (1862). По шк. Уставу 1862 нач. Школа должна была стать общедоступной.

Интерес к получению образования повысился у сел. Молодёжи после указа Александра II (1864) о наделении крестьян Царства Польского землёй. Ср. Школы делились на повятовые (уездные) и гимназии. После 4 лет обучения в повя-товой школе ученики могли поступать в 7-летние гимназии, в приготовит, школы (всего 7) по разл. Профилям деятельности, а также на пед. Курсы (5). Выпускники гимназий могли поступать в вузы. Воссоздание нац. Образоват. Системы было прервано восстанием 1863 и последовавшими репрессиями.В 1867 восстановлен Варшавский уч. Округ. В кон. 60-х гг. 19 в. Он охватывал св. 1600 нач. Школ, в т. Ч. Св. 1100 польских, св. 220 немецких, ок. 30 литовских, ок. 20 еврейских (всего св. 100 тыс. Учащихся), 58 полных и неполных ср. Уч. Заведений, в т.

Ч. 36 гимназий, прогимназий и реальных уч-щ с преподаванием большинства предметов (кроме рус. Яз., словесности, истории и географии) на польск. Языке (всего 7,5 тыс. Учащихся), а также гимназий и прогимназий с обучением на русском (9 — для греко-католи-ков, 4 — для литовцев, 7 — смешанных) и немецком (2) языках. В 1885 число нач. Школ составило уже 3,5 тыс., но 90% их было одноклассными. Преподавание в Главной школе в Варшаве и др. Вузах переведено целиком на рус. Яз., Политехн. Ин-т преобразован в техн. Школу (восстановлен в 1897). За 20 лет (1874- 94) численность учащихся значительно уменьшилась, увеличилась численность неграмотного населения. Деятели польск. Культуры и духовенства стали создавать польск. Частные школы. В 1888 их было св.

260, в 1905 — св. 500. Широко распространились' тайные школы, охватившие, по нек-рым данным, до V3 населения. В 1892—1905 действовал офиц. Запрет на тайное обучение. Значит, культ.-просвет, деятельность вели Варшавское науч. Об-во и др.С созданием независимого польск. Гос-ва (1918) встала задача организации единой нац. Системы образования. На терр., объединившихся в составе Польской Республики, 92% школ было одноком-плектными, только 6% школ работало в специально построенных зданиях. Шк. Обучением было охвачено 47% детей соответствующего возраста. Среди учителей только '/з имела специальную пед. Подготовку.В 1919 начата реорганизация образоват. Системы, направленная на расширение охвата детей школой и преследовавшая задачу ввести 7-летнее нач.

Обучение. По уставу 1922 организация полной средней или начальной школы ставилась в зависимость от числа детей на данной шк. Территории. Несмотря на значит, трудности, переживавшиеся страной, сеть нач. Школ стала расти, число детей, проходивших нач. Обучение, увеличилось с 66% в 1921 до 96% в 1928. Вместе с тем уч. И воспитат. Программы создававшейся 7-летней школы и гимназии (сроки обучения от 2 до 4 лет на базе 6-летней школы) не были преемственными, что требовало от желавших продолжать образование в ср. Школе дополнит, подготовки. В 1925 П. Заключила конкордат с Ватиканом, в соответствии с к-рым шк. Обучение религии становилось обязательным. Общедоступные школы всё более приобретали характер конфессиональных.После нескольких малоуспешных попыток образоват.

Реформ сейм в 1932 принял новый шк. Закон. Вводилось обя-зат. Шк. Обучение детей в течение 7 лет. Местным органам управления образованием было разрешено сокращать срок обязат. Обучения по своему усмотрению в зависимости от реальных условий. Нач. Обучение стало возможным по 3 вариантам. В 4-классных (в 1-м и 2-м кл. По 1 году, в 3-м — 2 года, в 4-м — 3 года). В6-классных (дополнит. 2 года) и 7-класс-ных школах. Поступать в ср. Школу можно было только по окончании 6- или7-классных школ. Соответственно организовывались гор. Или сел. Школы. Срок обучения в ср. Школе сокращался с 8 до 6 лет. В ней выделялись степени. Гимназическая (4 года обучения по общеобразо-ват. Предметам) и лицейская (2 года по определённым предметам). Со средними общеобразоват.

Уч. Заведениями были уравнены проф. Школы, также получившие назв. Гимназий. Для подготовки учителей вместо 5-летних курсов созданы пед. Лицеи (3 года обучения после гимназии, 2 года — после лицея). В 1937 из общего числа школ 73% составляли школы 1-го цикла (4 года). Уровень всеобуча достигал 80%.В годы 2-й мировой войны польск. Школа оказалась почти полностью уничтоженной. Погибло 30% учителей и науч. Работников, занятых в уч. Заведениях всех ступеней (в 1939 было 99 тыс. Учителей). Разрушено 60% шк. Зданий. В т. Н. Генерал-губернаторстве (1939—44) просвещение ограничивалось нач. И низшей проф. Подготовкой. Силами польск. Патриотов развивалось подпольное обучение по программам начальной (105 тыс. Учащихся и 7 тыс. Учителей), средней (50 тыс.

Учащихся и 4,6 тыс. Учителей) и даже высшей школы.В Польской Нар. Республике (ПНР. 1944—90) гл. Задачей образоват. Политики гос-ва была провозглашена подготовка молодёжи к сознат. Участию в проф., обществ.-полит, и культурной жизни страны. С 1944 пр-во проводило курс на демократизацию образования на всех уровнях, к-рый охватывал как организационные, так и программно-дидак-тич. Аспекты деятельности уч. Заведений и нашёл поддержку у значит, массы населения, поскольку в годы фаш. Оккупации миллионы польск. Детей были лишены возможности учиться. Крупные задачи выдвигались и перед образованием взрослых, т. К. В предшествовавший период не удалось достичь высокой грамотности населения. Кроме того, новая власть ориентировала систему образования и на полит, воспитание народа.После освобождения П.

От фаш. Оккупации в ряду действующих осталось 4,3 тыс. Общеобразоват. Школ, св. 480 средних и проф. И 17 высших уч. Заведений, т. Е. 60% их общего довоен числа.Основы образоват. Политики ПНР были разработаны в 1943—44 Польск. К-том нац. Освобождения. Провозглашённые в документах Всепольск. Учительского съезда (июнь 1945) они стали основой для объединения усилий педагогов и общественности в строительстве системы образования ПНР. К осн. Его принципам относились. Единство и преемственность всех ступеней шк. Образования, всеобщее обучение на основе обязательности посещения школы, бесплатность обучения, ликвидация частных уч. Заведений и передача их в ведение гос-ва, обязат. Предшкольная подготовка. Было решено срок обязат. Обучения установить позднее, на основе реальных возможностей шк.

Системы.В 1945 введена единая 8-летняя (основная) общеобразоват. Школа, что расширило возможности польск. Молодёжи для продолжения образования в ср. Школе. При гимназиях организованы подготовит, классы, в т. Ч. С ускоренным курсом.В 1948 основная школа реорганизована в 7-летнюю. Лицейская ступень становилась частью 11-летней общеобразоват. Школы (деление на гимназич. И лицейскую ступень упразднено). Преимущества при зачислении в ср. Школы получали дети из семей рабочих и крестьян. На базе 7-летней школы строилась система проф. Обучения (с 2—5-годичным курсом в зависимости от профиля), что позволило обеспечивать экономику страны квалифициров. Рабочими и техниками.Законом о школе 1956 установлены обязательными посещение школы до 16 лет и окончание 7-летнего курса.

Уровень охвата детей школой достиг к нач. 60-х гг. Св. 99% в городах и св. 87% в сел. Местности. Св. 78% выпускников семилетки продолжали обучение гл. Обр. В средних общеобразоват. Или в проф. Уч. Заведениях. В 1961 решением сейма базовой для всей системы образования стала 8-летняя общеобразоват. Школа. Одновременно перед школой поставлена задача идеологич. Воспитания молодёжи в духе идей социализма и коммунизма. Закон о школе 1961 впервые официально закрепил принцип светского характера обучения и воспитания в общеобразоват. Школе. В систему образования включалось дошк. Воспитание с 3 лет. Возраст обя-зат. Обучения устанавливался с 7 лет. На базе основной школы действовали проф. (2—3-летние начальные и 4—5-летние средние), а также высшие уч.

Заведения. Обучение в общеобразоват. Лицее осталось 4-летним. При этом в 60-х гг. Активно решалась проблема единства программ обучения в гор. И сел. Школах. В школах были введены классы выравнивания, консультац. Пункты для отстающих и т. П. Большинство выпускников восьмилетки поступало в проф. Уч. Заведения.В 1973 сеймом введена новая модель шк. Системы, в основу к-рой положена единая для города и села 10-летняя общеобразоват. Школа с 2 циклами обучения. Начальным (1—4-е кл.) и средним (5—10-е кл.), на базе к-рых должны были строиться 2-летние школы специализации, готовящие к поступлению в вуз. Реформа вводилась постепенно и не отменяла существующих на базе 8-летней нач. Школы 4-летних общеобразоват. Лицеев. С целью ликвидации различий в уровне подготовки учащихся гор.

И сел. Школ открывались укомплектованные опытными педагогами и хорошо оснащённые т. Н. Сводные тминные школы (св. 1,5 тыс. В 1975/76 уч. Г.). Кроме них действовали школы др. Типов (св. 5 тыс.) и их филиалы (ок. 5,8 тыс.). В 70-х гг. Было разрешено создание частных уч. Заведений (9 лицеев в 1973). Во 2-й пол. 70-х гг. Введено обязат. Посещение дошк. Учреждений детьми до 6 лет. В нач. 70-х гг. Постепенно ликвидированы 2-годичные учительские ин-ты, готовившие гл. Обр. Учителей нач. Классов и предметников для 8-летней школы. Взят курс на подютовку учителей в высших пед. Школах. В 60—70-х гг. Насчитывалось св. 80 вузов, среди них появилось 2 частных ин-та. Число студентов в нач. 70-х гг. Достигло 360 тыс., в т. Ч. На дневных отделениях — 225 тыс. В ПНР в обстановке острого обществ.-полит, кризиса решением сейма (1982) реформа системы образования была приостановлена.

В 1982 принята Хартия учителей, содержащая осн. Положения, регулирующие их права и обязанности.Современная система образования формируется с 1987, когда сейм принял постановление о реорганизации органов власти. Управление системой уч. Заведений возложено на вновь созданное Мин-во нац. Образования. Нек-рым др. Мин-вам подчинены лишь отдельные проф. Уч. Заведения. Образование в польск. Школах опирается на принципы бесплатного обучения (кроме частных и нек-рых обществ, школ), предоставления равных прав учащимся при поступлении в уч. Заведения, использования альтернативных программ обучения. В июне 1990 принято решение Мин-ва нац. Образования о введении во всех школах и дошк. Учреждениях факультативного преподавания религии при соблюдении принципа добровольности.

В 1991/92 уч. Г. Этот курс проходили в общеобразоват. И проф. Уч. Заведениях разл. Типа от 88 до 92% учащихся.Дошкольное воспитание осуществляется в яслях и дет. Садах. В 1991/92 уч. Г. Было св. 24,2 тыс. Дет. Садов, к-рые посещало св. 1,1 млн. Детей. В них занято 69,8 тыс. Воспитателей (в т. Ч. В сел. Дет. Садах — 16,7 тыс.).Общее образование дают 8-летняя основная школа (с 7 лет) и 4-летний общеобразоват. Лицей или ср. Проф. Школа. В 1992/93 уч. Г. В 19 тыс. Основных школ получило образование св. 5,1 млн. Детей. Расширяется сеть негос. Основных школ (155 — в 1992. 11,2 тыс. Учащихся, в т. Ч. В 138 общественных, т.е. Внеконфессиональных, школах — 9,7 тыс. Учащихся. В 5 конфессиональных — ок. 450 учащихся). 94,2% выпускников общеобразоват. Школ продолжили обучение в разл. Уч. Заведениях.

В общеобразоват. Лицеи поступает св. 22% выпускников основных школ. В 1,5 тыс. Лицеев насчитывалось св. 500 тыс. Учащихся. В 158 негос. Общеобразоват. Лицеях — 12,7 тыс. Учащихся, в т. Ч. В 105 обществ, лицеях — 7,3 тыс. Учащихся. В 35 конфессиональных — ок. 4 тыс. Учащихся. 55,5% общего числа учащихся получило подготовку по осн. Профилю обучения. Ведутся занятия по физ.-мат., естеств.-хим., гуманитарному, педагогическому (4,9%), спортивному (0,8%) и др. Профилям. Ок. 40% выпускников лицеев продолжает учёбу в вузах и неполных высших уч. Заведениях. В основных школах было занято 310,1 тыс. Учителей, в ср. Общеобразовательных — 25,8 тыс.Профессиональное образование. В 9,7 тыс. Уч. Заведений получает образование 1,7 млн. Чел., среди них в нач. Проф. Школах обучается 821,8 тыс., в техникумах и проф.

Лицеях — 818,4 тыс., неполных высших школах — 100,9 тыс. Студентов, в художественных I степени — 46,4 тыс. Учащихся. Ок. 10% выпускников нач. Проф. Школ продолжает учебу в техникумах и проф. Лицеях. Существует 57 негос. Проф. Школ, в к-рых обучается 7,6 тыс. Чел., в 5 конфессиональных — 841 чел. 60% учащихся специализируется в областях техники, значит, часть избирает экон. И с.-х. Профессии.Высшее образование. Лица, получившие аттестат зрелости, имеют право поступать в вуз, обучение в к-ром длится 4—6 лет. В системе высш. Образования выделяются (1993) 11 унтов, в их числе. Ягеллонский в Кракове (7 ф-тов, св. 40 кафедр и школ, св. 10 тыс. Студентов), Варшавский (II ф-тов, ок. 26 тыс. Студентов), Люблинский им. М. Кюри-Склодовской (осн. В 1944. 7 ф-тов, св.

13 тыс. Студентов), Католический Люблинский ун-т (1918. Св. 5 тыс. Студентов), Познанский им. А. Мицкевича (1919. 7 ф-тов, св. 12 тыс. Студентов), Лодзинский (1945. 6 ф-тов, ок. 11 тыс. Студентов), Ун-т им. Н. Коперника в Торуни (1945. 7 ф-тов, св. 8 тыс. Студентов), Вроцлавский (1702. Восстановлен в 1945 вместо существовавшего ранее немецкого. 7 ф-тов, св. 11 тыс. Студентов), Силезский в Катовице (1968), Гданьский (1970), Щецинский (1980). Среди др. Вузов имеются академии (горные, с.-х., мед. И физич. Воспитания, 6), политехн. Ин-ты и высшие худож., муз., театр., кинематографич. (17), мореходные (2) школы. Действуют 9 пед., 4 экон., 3 инж. Школы. В группе высших уч. Заведений имеются 12 негосударственных (14,5 тыс. Студентов) и 9 конфессиональных (13,5 тыс.

Студентов). Всего в 120 вузах учится св. 420 тыс. Студентов. Наибольшее их число получают подготовку по гуманитарным (28%) и техническим (22%) наукам. С кон. 80-х гг. Кол-во студентов возрастает.Образование взрослых является дополнит, звеном шк. Системы и осуществляется гл. Обр. В вечерних основных школах, а также в вечерних и заочных общеобразоват. Лицеях и на соответствующих отделениях проф. Школ, техникумов и вузов. В нач. 90-х гг. В вечерних и заочных общеобразоват. Лицеях получали подготовку ок. 50 тыс. Чел., на соответствующих отделениях проф. Уч. Заведений — ок. 200 тыс. Чел. Имеются курсы повышения квалификации и т. П.Педагогическое образование. Учителей-предметников общеобразоват. Школ готовят ун-ты, высшие пед. И худож. Школы и академии физич.

Воспитания. Преподавателей проф. Уч. Заведений — высшие техн., экон. И с.-х. Школы и мед. Академии. Воспитателей дошк. Учреждений и учителей нач. Классов — ун-ты и высшие пед. Школы на ф-тах дошк. Педагогики и нач. Обучения, а также 2-годичные курсы на базе общеобразоват. Лицея. Для учителей без высшего образования, старше определённого возраста введён квалифи-кац. Экзамен. В системе образования занято 982,3 тыс. Чел. (8,1% от общего числа профессионально занятых).Педагогическая наука. Первые польск. Пед. Соч. Появились в 50-х гг. 16 в. На лат. Языке. Среди них труд С. Марици-уша «О школах или академиях», трактат арианина А. Моджевского «Об исправлении Речи Посполитой», в к-рый вошел отд. Фрагмент «О школе» (1577). Во 2-й пол. 16 в. Появились нравоучит. Сочинения, в т.

Ч. В жанре «зерцал». «Жизнь честного человека» (1558) М. Рея, «Польский дворянин» (1566) Л. Гурниц-кого и др.Большое влияние на развитие польск. Пед. Мысли оказали в сер. 18 в. Педагоги-пиаристы, в т. Ч. С. Конарский, а такжеSt««члены Эдукационной комиссии, видные польск. Реформаторы Г. Коллонтай, Г. Пирамович и др.После разделов П. Польск. Педагоги направили свои усилия на сохранение нац. Воспитат. Традиций, поддержку польского как языка обучения и предмета преподавания, на организацию нац. Уч. Заведений. Под влиянием идей неогуманизма Т. Чацкий предпринял попытку реализовать принципы всесословного образования. Сторонником идеи всеобщего обучения выступил в 1-й пол. 19 в. С. Сташиц («Род человеческий», 1819- 20). Е. Снядецкий («О физич. Воспитании детей», 1805) и Л.

Берковский («Несколько слов о необходимой пользе гимнастики», 1837) пропагандировали в П. Идеи Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо. К. Тань-ска-Гоффман начала разрабатывать проблемы жен. Образования, осн. Цель к-рого она видела в воспитании жены и матери. Одним из "основоположников европ. Спец. Педагогики стал пиар Я. Фальковский, автор труда «De istru-ctione surdorum et mutorum» (1816), создатель Ин-та глухонемых в Варшаве (1817). Врач и преподаватель этого ин-та Я. Сестшиньский продолжил исследования в этой области («Теория и механизм речи», 1818).В 40-х гг. 19 в. Одним из центров польск. Пед. Мысли стала Познань, где Э. Эстковский основал Пед. Об-во (1848) и журн. «Польская школа» (1849—53). Он выдвигал идеи организации просвещения для крестьян и мещан, подчёркивал необходимость повышения престижа учительской профессии.

Мысль о развитии нац. Системы образования определяла пафос пед. Соч. К. Либельта («Помыслы о воспитании народов», 1843. «Учитель с национальной точки зрения», 1849). Концепцию общеобразоват. Шк. Программ в нац. Духе предложил X. Цегельский в кн. «О принципах воспитания в высшей школе» (1843). Значит, отклик у польск. Педагогов получили концепции реального образования. Б. Трентовский в цикле лекций, изданных под назв. «Хованна, или Система нац. Педагогики» (1842), рассматривал «просвещение для народа» с точки зрения сплачивающего патриотизма. С 1874 под ред. П. Хмелевского была издана серия из 25 книг по проблемам физич. Развития ребёнка, общей педагогики и методики обучения. С 1878 издавалась «Энциклопедия воспитания» (ред. Я. Т. Любомир-ский).

В 1898 предпринято издание уникального «Руководства по самообучению» (ред. С. Михальский и А. Хефлиш). В кон. 19 в. Важным центром пед. Науки стала Варшава, где издавался журн. «Педагогическое обозрение» (1882—1905). Вокруг журнала сплотились X. Верник (автор нескольких «Руководств» для воспитания. Следуя И. Ф. Гербарту, истоки для своей пед. Концепции находил в этике и психологии), А. Свентоховский и Хмелевский.Писатель Б. Прус (А. Гловацкий) выступил сторонником естеств. Воспитания («Наброски программы, действующей в условиях совр. Развития общества», 1883). На страницах журн. «Домашний опекун» и «Новины», в к-рых он был редактором, публиковались статьи об организации рационального отдыха для гор. Детей, велись науч. Дискуссии по проблемам образования и обучения.В 1903 осн.

Пед. Об-во в Варшаве, способствовавшее развитию нац. Педагогики и психологии. В работе об-ва приняли участие Я. Давид, Ш. Балей, Я. Гралев-ский, С. Семполовская и др. Деятели польск. Науки.В 20—30-х гг. 20 в. Наиб, влиятельным, но неоднородным пед. Направлением была т. Н. Гос. Педагогика, провозглашавшая лозунги «Просвещение на службу отечеству», «Воспитание работника и борца за свободу» и т. П. Ведущим теоретиком этой концепции стал К. Сосницкий, основывавшийся на убеждении, что в обществе существуют постоянные противоречия, к-рые способно разрешить только гос-во путём создания системы нравств., коллективных и нац. Устоев (кн. «Основы гос. Воспитания», 1933).Л. Хмай (кн. «Течения и направления в педагогике 20 в.», 1938) стал одним из основоположников в П.

Педагогики культуры и пед. Социологии. Идеи педагогики культуры развивали Б. Наврочинеский и 3. Мыслаковский («Общая педагогика», 1935). Значит, влияние на них оказали труды С. Гессена. В 30-х гг. Появились первые работы по этой проблематике Б. Суходольского.Вопросы пед. Социологии разрабатывали Ф. Знанецкий («Социология воспитания», 1928), Я. С. Быстронь («Школа как общественное явление», 1934) и Я. Халасиньский («Молодое поколение крестьян», 1928. «Школа в американском обществе», 1936). Появились труды по социальной педагогике X. Радлиньской («Общественные причины успеваемости и неуспеваемости в школе», 1937) и др. Мировую известность приобрели труды Я. Корчака, запечатлевшие ориг. Концепцию детства и формирующей его среды. Корчак предложил свои трактовки дет.

Общины в воспитат. Учреждениях и дет. Самоуправления. Перспективы нац. Системы образования рассматривали А. Б. Добровольский, М. Фальский. В русле педологии созданы труды А. Шыцувной («Обучение дома», 1896) и др. В. Спасовский и X. Ровид разрабатывали идеи «творческой трудовой школы».После 2-й мировой войны в П. Появились работы по общей педагогике Сосницкого («Общая педагогика», 1946), Ровида и Суходольского. В области социологии воспитания продолжал исследования Халасиньский («Общество и воспитание», 1948). Развитию пед. Исследований и пед. Науки способствовало создание в 1950 Гос. Центра пед. Исследований (с 1952 Ин-т педагогики, с 1972 Ин-т пед. Исследований), а также К-та пед. Наук при Польск. АН (1953, под руководством Суходольского) и пед.

Ф-та при Варшавском ун-те (1953). В 1956 при Польск. АН были созданы Лаборатория истории просвещения (руководитель Л. Курдыбаха), а также Лаборатория системы и организации просвещения (руководитель М. Фальский). Продолжили науч. Исследования Наврочиньский, Фальский (гл. Обр. По школоведению). Мн. Книги Суходольского, В. Оконя, Ч. Куписевича, К. Леха и др. Были посвящены методологии педагогики. Получили признание труды Оконя и Куписевича по дидактике и теории проблемного обучения. Изданы фундаментальные «История воспитания» (т. 1—2, 1965—67, под ред. Курдыбахи). «Очерки по истории воспитания и пед. Мысли» С. Волошина (1964) и «История воспитания. Век XX» (1980, под ред. Ю. Мионсо) и др. В 1994 опубликована однотомная «Пед. Энциклопедия» (инициатор и гл.

Ред. В. Помыкало).С кон. 80-х гг. Идёт поиск новой модели шк. Образования и путей повышения престижа пед. Профессии. Было сформировано неск. Исследоват. Групп в гос. Обра-зоват. И др. Ведомствах, к-рые развернули работы по пересмот.

Значения в других словарях
Польза

Польза пришла. Кар. Одобр. О выздоровлении больного. СРГК 5, 69.. ..

Польза

ПользаБизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * Работа * Риск * Статистика * Страхование * Собственность * Торговля * УправлениеБлизкие темы. Бедность * Богатство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Прибыль * СобственностьВыгода (Корысть, Польза) - Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды. -•Вовенарг (Vauvenargues) Ког..

Польза

• большая польза. ..

Польза

Выгода, выигрыш, барыш, прибыль, прибыток, корысть, прок, толк. Приплод, нарост, прирост, наращение, приращение.. ..

Польза

Ж. И польга сев. Вост. (льга, легко) льгота, облегченье. Помощь, прок, подспорье, улучшенье. Выгода, прибыль, барыш, нажива. Что пользы в посулах. Глупому дитяти не в пользу богатство. Сохе грамота не польга. От лекарского снадобья польги мало. Что пользы в ссорах. Тут всего пользы нам будет по грошу с аршина. Что в рот полезло, то и полезно. Судье полезно, что в карман полезло. Без ума - не в пользу (впользу) и сума. Все добро, да не всякому на пользу. Полезный, служащий на пользу, ее доставляю..

Польза

Ж.1) Положительный результат, благоприятные последствия для кого-л., чего-л.2) Интересы, нужды кого-л., чего-л.3) Материальные блага, выгода для кого-л., чего-л.4) устар. Прибыль, барыш.. ..

Польза

ПО́ЛЬЗА -ы. Ж. Положительный результат, благоприятные последствия для кого-, чего-л. П. Спорта. П. Экономических преобразований. П. От лекарства. Для пользы дела. Извлечь пользу из чего-л. Принести много, мало пользы кому-, чему-л. От него нет никакой пользы. Провести время с пользой. Читать без всякой пользы. Ценить пользу знаний. Пойти на пользу (разг. Оказать положительное действие. Дать хороший результат).. ..

Польза

-ы, ж. Хорошие, положительные последствия, благо. Выгода. П. Спорта. С пользой для дела. Извлечь пользу из чего-н. - В пользу — 1) кого-чего, в интересах кого-н., в -соответствии с чьими-н. Выгодами. Решить дело в пользу истца. 2) чего, в знач. Предлога с род. П., за что-н., в подтверждение чего-н. Доводы в пользу предлагаемого решения. Говорить в пользу кого-чего или чью — служить доказательством чьих-н. Положительных качеств, правоты. Этот поступок говорит не в вашу пользу. На пользу пойти ком..

Польза

Пользы, мн. Нет, ж. 1. Положительное, благотворное воздействие, хороший результат для кого-чего-н. Польза спорта. Лекарство не принесло ему никакой пользы. Отпуск пошел ему на пользу. Польза проведенных мероприятий. "Мы рождены", сказал Сенека, "для пользы ближних и своей". Пушкин. Он жалобу, и я жалобу. Вышла резолюция, и в мою пользу, кажись, вышла. Тургенев. Надеюсь, что они поймут, для чьей пользы я Это делаю. Писемский. || Выгода, интересы. От этого дела мне пользы мало. Без всякой пользы д..

Польза

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где оно является преф. Производным от льга (см. Легкий). Г >. З по третьему смягчению заднеязычных.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Польза

По́льза диал. По́льга – то же, арханг. (Подв.), укр. Пíльга "облегчение, успокоение", ср. Польск. Ulgа – то же. Др.-русск. Польза (начиная с Остром. См. Срезн. II, 1149), русск.-цслав. Пользевати "быть полезным" и пользовати, ст.-слав. Польѕа, польза, полаб. Рü᾽ölgа "польза". Из ро- и *lьgа. Ср. Лёгкий (Мейе, Ét. 165 и сл. 254. Зубатый, Sb. Filol. 1, 147. Бернекер 1, 753. Траутман, ВSW 158 и сл.) Ввиду отвердевшего характера -з- Дурново (ZfslPh 1, 487) предполагает цслав. Влияние (ср. Нельзя́..

Польза

Ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их соотнесенности с интересами субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Наряду с П. Целерациональное мышление использует и др. Ценностные понятия, а именно. "успех" - достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и "эффективность" - достижение результатов с наименьшими затратами. Так что в более шир..

Половое Воспитание

Комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в обществ, и личной жизни. П. В. В широком смысле совпадает с процессом половой социализации — тех направленных и спонтанных воздействий, к-рые способствуют формированию мужчины и женщины во всём многообразии их психол. И физиол. Особенностей. В узком смысле П. В. Понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни, гл. Обр...

Половцов Валериан Викторович

[29.5(10.6).1862, с. Спасское, ныне в Новгородской обл., — 17.11.1918, Петроград], педагог, методист-естественник. Окончив физ.-мат. Ф-т Петерб. Ун-та (1888), был оставлен при кафедре физиологии растений для науч. Работы. Занимался фитопатологией, а позднее вопросами дыхания у растений. Пед. Деятельность начал в 1896. Преподавал ботанику, методику естествознания в Жен. Пед. Ин-те, в Тенишевском уч-ще, на разл. Курсах, в т. Ч. При Пед. Музее воен.-уч. Заведений. Зав. Кафедрой ботаники Новороссийс..

Поляков Валерий Алексеевич

(р. 9.10.1936, с. Субботино Моск. Обл.), педагог, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1990), дер пед. Наук (1980), проф. (1982). По окончании Орехово-Зуевского пед. Ин-та (1959) работал в Моск. Обл.ИУУ. С 1961 — в НИИ ТОПО АПН СССР (с 1978 зам. Директора, в 1976—78 зав. Сектором НИИ школ Мин-ва просвещения РСФСР), организатор и директор (с 1992) Ин-та проф. Самоопределения молодёжи РАО. Разрабатывал основы общей методики трудового и проф. Обучения, к-рые изложил в одноимённом труде (1987. В соавто..

Помыкало (Рomykato) Войцех

(р. 20.2. 1931, Варшава), польск. Педагог. Дер пед. Наук (1986, Москва), проф. (1992). Окончил Высшую школу обществ, наук в Варшаве (1965). С нач. 60-х гг. Преподаёт в вузах, в т. Ч. В Высшей пед. Школе в Олышыне (с 1987). В 1961—89 ответств. Ред. Обществ, ежемесячника «Выховане», преобразованного в 1973 в офиц. Журн. Мин-ва просвещения «Осьвята и выховане» («Обучение и воспитание». Выходил в 4 версиях для разл. Проф. Групп педагогов). П. Был среди организаторов Учительского радио-телевиз. Ун-та..

Дополнительный поиск Польза Польза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Польза" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Польза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа