Правовое Воспитание

158

Формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. В. Определяется характером и политикой гос-ва. П. В. Часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. В. В большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. Законов, правовых норм и обязанностей.Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. Предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. Готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется гл.

Обр. Опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона. Его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и шк. Воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. Знания о нравств. И правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.Термин «П. В.» появился в 20 в., но право всегда — как в авторитарных, так и в демокр. Обществах — считалось важным элементом воспитания гражданина. В антич. Культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европ.

Стран представление о гражд. Добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности в кн. X «Никомаховой этики». В Др. Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражд. Воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы «гражд. Гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражд. Долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения. С кон. 18 в. В гос. Шк. Системах стали вводиться уч. Курсы законоведения, моральных и политич.

Наук и т. П. Для гимназий и др. Школ, а с кон. 19 в. — гражд ановедение.В России проблема преподавания и изучения гос. Законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма и первыми попытками создания системы гос. Школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для неё были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить» («Наказ» имп. Екатерины, 1907, с. 57—58). В 1783 по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в нар. Гор. Уч-щах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.Вопросы воспитания гражд.

Добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.В 19 в. В России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демокр. Круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в разл. Уч. Заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. Подходе «государственной» школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (С. И. Гес-сен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.).Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европ.

Странах акцент делался на воспитании члена гражд. Общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (напр., курс «Гражданове-дения» во Франции, 2-я пол. 19 в.), то в России гл. Задачей являлось законопослу-шание верноподданного гражданина.В нач. 20 в. Подходы рус. И заруб, педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. Уч. Книги Г. О. Арнольда-Форстера — «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.Во мн. Гимназиях, общеобразоват. И спец. Школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, к-рый имел разл. Названия. Законоведение, обществоведение, введение в теорию гос-ва и права. После Окт. 1917 именно Энгель стал автором первого сов.

Учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепед. Значении П. В., о взаимосвязи права и морали как разл. Регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» (Каптерев П. Ф., Избр. Пед. Соч., 1982, с. 248). Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четв. 20 в. «Конституция республики учащихся» К.

Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н. Н. Иорданского (1918—19), «Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др.В программу первых сов. Курсов обществоведения были включены вопросы изучения гос. Строя бурж. Гос-ва и Сов. Гос-ва. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации сов. Власти в центре и на местах, сущность сов. Исполнит, органов власти, избират. Прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией дет. Среды, напр. В образцово-показательных уч. Учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С. Т. Шацкого.Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П.

П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. Разбора, конкретных форм общественно-гос. Устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. Учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. Воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности. 1-я часть — описание органов гос-ва и общества, 2-я часть — социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. Благо, участие в обществ, деятельности как нравств.

Обязанность).А. С. Макаренко, реализуя в 20—30-х гг. Свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. Отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. Обществе 30-х гг. Правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. Пед. Идеи или не были реализованы или искажались.В послевоен. Годы П. В. Было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х — нач. 50-х гг. Пед. Разработки проблем П. В. Ограничивались гл. Обр. Методикой школьного преподавания осн. Положений сов. Конституции.Разл. Модели П. В. В последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой.

Так, один из первых сов. Исследователей гражд. И правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. Задачи П. В. (1970). Приучение к строгому соблюдению осн. Прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению. Активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. Законности. Воспитание чувства хозяина страны. Предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодёжи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.Идея 70—80-х гг. О необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.Психол.-пед. Исследования показали, что достичь в шк.

Возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. В. Нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. Деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная пед.

Деятельность в области П. В., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб, эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. Долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.Задачи П. В. В Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. Прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практич. Методики.Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от др. Форм сознания. Необходима интеграция разл. Знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка.

Одним из первых таких курсов является «Граждановедение» («Обще-ствознание»), призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистич. Культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.В уч. Процессе в 90-е гг. Наиб, перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся посредством как создания спец. Воспита-тельно-образоват. Курсов (типа «Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, лит-ры и др. Задач П. В. В школах Рос. Федерации активно используется курс «Граждановедение» (5—9-е кл.), к-рый позволяет не только рассмотреть вопросы права в разл.

Жизненных ситуациях, но и смоделировать деятельность детей по решению проблем правового характера при пед. Руководстве взрослых.В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражд. Воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Опираясь на раскрытие пед. Аспектов осн. Обязанностей и прав гражданина, педагоги разрабатывают методику воспитания. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в «общем школьном доме».Нек-рые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина 21 в. (напр., В. Ньювелл, Ун-т Майами), к ним относят. Гражд. Грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по осн. Совр. Проблемам от экономики до экологии).

Критич. Мышление, обществ, совесть (умение определять добро), терпимость (к др. Верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений, глобальное гражданство («общий мировой дом»), полит, активность.Во Франции существуют уч. Программы, раскрывающие вопросы П. В. Для учащихся образоват. Школ, лицеев. Даже для детей дошк. Возраста в сер. 80-х гг. Разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание. Что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в к-ром авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом доме», ознакомить их с полит, устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, обществ, безопасности и междунар.

Сотрудничества.Лит. Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн. Избр. Пед. Соч., М., 1961. Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985. Правовое воспитание молодежи, К., 1985. Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986. ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.В. В. Берман..

Значения в других словарях
Потребности

Внутр. Состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования. Осн. Источник активности личности.В первичных биол. Формах П. Выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, к-рая может быть неосознаваемой. Напр., новорождённый объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознаёт, не чувствует, не переживает. Только на 3-..

Поучение

«Поучение детям» Владимира Мономаха, памятник древнерус. Лит-ры и пед. Мысли. Автор — великий князь киевский, полит, и воен. Деятель, писатель (1053—1125).Произведение состоит из трёх, первоначально самостоятельных частей. Собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позд..

Правонарушения

Противоправные деяния, причиняющие вред обществу и караемые по закону.В каждом П. Выделяются четыре элемента. Деяние, его противоправность, виновность и деликтоспособность человека, совершившего П. К деяниям (действиям или бездействиям) относятся только поступки людей, но не их мысли, чувства и переживания. Деяние квалифицируется как П., когда оно противоречит правовым нормам и направлено против обществ, отношений, защищаемых правом. Противоправность выражается в отклонении поведения человека от..

Прагматйстская Педагогика

(лат. Pragmatismus, от греч. Pragma, род. П. Pragmatos — дело, действие), пед. Течение, возникшее в США в кон. 19 в. — нач. 20 в. Известно также под назв. «про-грессивизм» (или «прогрессивное воспитание»), «инструментализм», «экспери-ментализм». Наиболее общие методоло-гич. Посылки П. П. Содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей. Б. Боуда, У. Килпатрика, X. Рагга, Д. Чайлдса, Дж. Каун..

Правовое воспитание

..

Дополнительный поиск Правовое Воспитание Правовое Воспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Правовое Воспитание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Правовое Воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа