Психогенетика

93

Междисциплинарная область науч знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ и амер науч лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вариативности его психол черт С точки зрения генетики каждый человек уникален, в значит мере индивидуализирована и среда, в к-рой формируется психика каждого человека Поиски именно наследств и средовых детерминант в изменчивости психол черт соответствуют совр представлениям об уникальности, неповторимости, индивидуальности каждого человекаНаиб кол-во работ в II посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отд познавательных функций и способностей, дина-мич характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента, значительно меньше исследованы двигательные особенности человека В 70- 80-х гг формируются новые отрасли II генетич психофизиология и генетика индивидуального развития Первая исследует наследственные и средовые детерминанты гл обр биоэлектрич активности мозга и др физиол особенностей человека Влияние генотипа на психику, поведение может осуществляться только на анатомо-физиол уровне в генах кодируется не конкретное значение психол признака, а нек-рые анато-мич, физиол, биохим особенности, к-рые и создают основу для формирования (во взаимодействии со средой) тех или иных индивидуальных особенностей психики Вторая из упомянутых новых отраслей исследует возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психич функций, роль наследственности и среды в возрастной преемственности и стабильности, в детерминации индивидуальных траекторий развития Эти исследования дают важные сведения для периодизации развития, т к позволяют выделить этапы онтогенеза с повышенной чувствительностью к средо-вым влияниям и тем самым приблизиться к пониманию и выделению сенситивных периодов развитияЗначительные результаты в II получены с помощью метода приемных детей и близнецового методаМетод приемных детей предполагает сопоставление психол сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды, со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители — не родственники ребенка) Большее сходство ребенка с теми или другими родителями позволяет судить о влиянии генетич и средовых факторов на вариативность изучаемого признакаМетод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные имеют, как все родные братья и сестры (т и сиблинги — дети одних и тех же родителей), в среднем только 50% одинаковых генов Поэтому по тем признакам, вариативность к-рых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть больше, чем у дизиготных При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для тех и других Один из вариантов этого метода — изучение разлученных монозиготных близнецов — стал своеобразным «критическим экспериментом» II исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах Используются также популяционный, генеалогический и др методы Наиб разрешающая способность достигается при объединении неск методовВлияние наследственных факторов констатируется в изменчивости широкого круга психол характеристик Наиболее надежно установлено наличие генетич детерминант в вариативности интеллекта, диагностируемого разл тестами, и т и личностных особенностей (гл обр динамических — активности, эмоциональности, экстраинтро-версии, нейротизма и т д), отклоняющихся вариантов развития, отд форм психопатологии, а также нек-рых когнитивных особенностей (напр, пространственных) Генетич обусловленность интеллекта, способностей и др компонентов индивидуальности проявляется в академич успешности, проф интересах и т.

П. Адекватность заключений о наследственной или средовой обусловленности любых индивидуально-психол. Особенностей полностью зависит от валидности и надёжности методов пси-хол. Диагностики.Факторы наследственности влияют на формирование межиндивидуальной вариативности и психофизиол. Признаков — как тех, к-рые характеризуют состояние покоя, так и ответов мозга на разл. Внеш. И внутр. Стимулы.В целом накопленный в П. Эмпирия, материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значит, мере определяются наследственностью, т.е. Существует нек-рая первичная, кодированная в генетич. Аппарате человеческая индивидуальность. Этот вывод реально означает следующее. Во-первых, все данные П. Говорят о причинах различий между людьми, но они не могут быть отнесены к отд.

Человеку, т.е. Не отвечают, напр., на вопрос, почему человек в данное время обладает определённым уровнем развития интеллектуальных способностей. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимуществ, влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетич. И средовых детерминант в вариативности любого психол. Признака — не фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от мн. Причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, содержанием внеш. Стимулов и т. Д. В-третьих, когда речь идёт о психол. Признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже те признаки, в вариативности к-рых доля генетич.

Дисперсии высока, могут меняться и меняются как в ходе естественного развития, так и в результате пед. Воздействий. Однако чем выше роль наследственности, тем более первично индивидуализирована данная функция. В пед. Практике это означает, что только учёт индивидуальных особенностей обеспечивает макс, реализацию генетически заданных возможностей.Изучение средовой вариативности — один из больших разделов совр. П. Принято выделять общесемейную среду (иногда её обозначают как систематическую межсемейную, разделённую) и индивидуальную (случайную внутрисемей-ную, неразделённую). Общесемейная среда (напр., стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство.

Она делится на систематическую и несистематическую. К си-стематич. Индивидуальной среде относится, напр., пол ребёнка, очерёдность рождения, отношения с. Др. Членами семьи, внесемейные связи и т. Д. К несистематической — болезни, случайные события и т. Д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется. В детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистич. Оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогене-тич.

Исследования, в этом состоит его особая ценность.Начало П. Было положено работами Ф. Галетона. Дальнейшая история П. Связана с успехами психол. Диагностики, вариационной статистики. Совр. Психоге-нетич. Исследования всё больше опираются на данные молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.В СССР П. Интенсивно развивалась в 20—30-х гг., однако во 2-й пол. 30-х гг. Эти работы были прерваны на неск. Десятилетий.В РФ психогенетич. Исследования осуществляются в Психол. Ин-те РАО, Ин-те психологии РАН и Ин-те мозга РАН.Психогенетич. Программы реализуются также в США, Австралии, Канаде, Голландии, Италии, Швеции, Финляндии. Существует Междунар. Ассоциация генетики поведения и Междунар. Об-во близнецовых исследований.Лит.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под ред. И. В. Равич-Щербо, М., 1988. Человек в системе наук, под ред. И. Т. Фролова, М., 1989. Егорова М. С., Марютина Т. М., Развитие как предмет психогенетики, ВП, 1992, N° 5—6. Левонтин Р., Человеческая индивидуальность, наследственность и среда, пер. С англ., М., 1993. Григоренко Е. Л., Паулс Д. Л., Генетич. Факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и дет. Психич. Расстройств, «Дефектология», 1995, J * 3. И. В. Равич-Щербо..

Значения в других словарях
Психогенетика

Словообразование. Происходит от греч. Psychе - душа и genesis - происхождение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Использует данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики. Генетическая психофизиология, исследующая наследственные и с..

Психогенетика

См. Поведенческая генетика.. ..

Психика

(от греч. Psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи. Форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. Миром. В их поведении и деятельности П. Осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выд..

Психоанализ

1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. 2) психол. Учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. Следует отличать от фрейдизма — специфич. Мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. И др. Науч. Проблем с помощью положений П. Концепция П. Основывается на постулате..

Психогигиена

(от греч. Psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. Здоровья человека. Занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производств., психол. И др. Условия, способные оказать положит, или отри-цат. Влияние на психич, развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. — науч. Основа создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, ос..

Психологическая Диагностика

Область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. И психофизиол. Различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внеш. И внутр. Факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).Групповые и ..

Дополнительный поиск Психогенетика Психогенетика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психогенетика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психогенетика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа