Иран
(в Зап. Европе и Америке до сих пор употребляется также перешедшее от древних греков назв. Персия) - гос-во в Юго-Зап. Азии. Граничит на С. С СССР и омывается Каспийским м., на З. - с Тур цией и Ираком, на В. - с Афганистаном и Пакистаном, на Ю. Омывается Персидским и Оманским заливами. Площ. 1,6 млн. Км2. Нас. Ок. 22 млн. Чел. (1963, оценка). Ок. 50% - персы, остальные - азербайджанцы (ок. 20%), курды, луры, бахтиары, белуджи, арабы, армяне и др. Столица - г. Тегеран. Гос. Религия - ислам (шиизм). И. - конституц. Монархия. Гос. Флаг и герб см. В табл. К статьям Флаг государственный, Герб государственный.Исторический очеркВ истории И. Можно выделить следующие осн. Периоды. 1) первобытнообщинный строй (до 8-7 вв. До н. Э. В Эламе и в р-нах, пограничных с Месопотамией, - до нач.
3-го тыс. До н. Э.). Начало формирования рабо-владельч. Общества на части терр. И. 2) Господство рабо-владельч. Строя на терр. И. (7 в. До н. Э. - 3 в. Н. Э.). 3) Разложение рабовладельч. Строя, зарождение и формирование раннефеод. Отношений (3-9 вв.). 4) Господство феод. Строя. Развитый феодализм (10-13 вв.). Феод. Раздробленность (14-15 вв.). Централизованное феод. Гос-во (16 - 1-я пол. 17 вв.). Упадок феод. Общества (2-я пол. 17-18 вв.). 5) И. В 19 в. - 1917. Проникновение иностр. Капитала в И. Превращение И. В полуколонию. Зарождение бурж. Отношений. Иранская революция 1905-11. И. Во время 1-й мировой войны. 6) И. В период общего кризиса капитализма (с 1918). Подъем нац.-освободит. Движения в И. В 1918-1922. И. В годы помещичье-бурж. Диктатуры Реза-шаха (до нач. 2-й мировой войны). И. Во время 2-й мировой войны 1939-45.
Подъем демократич. Движения после 2-й мировой войны и подавление его объединенными силами иран. Реакции и англо-амер. Империалистов. Активизация экспансии США в И. (1945-49). Всенародная борьба за национализацию нефтяной пром-сти(1950-53). И. С 1953.Первобытнообщинный строй. Древнейшие следы заселения терр. Совр. И. Человеком относятся к концу ниж. Палеолита (стоянка периода Мустье около Бехистуна, или Бисотуна). Стоянки мезолитич. И неолитич. Охотников-собирателей известны у юго-вост. Побережья Каспийского м. (Гари-Камарбанд, ок. 10-го - 2-я пол. 6-го тыс. До н. Э.). В 5-м тыс. До н. Э. Начинается возделывание культурных злаков (ручьевые культуры). Для 4-3-го тыс. До н. Э. Характерны неолитич. Поселения оседлых земледельцев-скотоводов. Получила развитие культура расписной керамики (Гей-Тепе, Гиссар, Сиалк и др.).Начало формирования рабовла- дельческого общества на части территории И.
В кон. 4 - нач. 3-го тыс. Возникает клас. Общество в Эламе (совр. Хузистан, на Ю.-З. Ирана, городище Сузы. Раскопки франц. Археологов Ж. Де Моргана, Р. Гиршмана и др.). Эламское общество находилось под Сильным влиянием шумеро-аккадской культуры, откуда заимствовало клинопись, вытеснившую с сер. 3-го тыс. Местную иероглифику. Во 2-й пол. 3-го тыс. Известно луллубейское гос-во (или союз племен во главе с царем аккадского происхождения) на зап. Склонах иран. Гор по соседству с Аккадом (Ирак). Ок. 2200 до н. Э. Горные племена Сев.-Зап. И. - гутеи (см. Гутии) временно завоевали Шумер и Аккад. Др. Горные племена Зап. И. - касситы - завоевали Вавилонию в 18-16 вв. До н. Э. И владели ею до конца 13 в. До н. Э.На 13-12 вв. До и. Э. Падает временный расцвет раннерабовладельч.
Эламского гос-ва, простиравшегося в период наибольших воен. Успехов от р. Евфрата до Центрального И. Население большей части И. Находилось в то время еще на уровне поздней ступени первобытного общества.Предположительно ок. 1000 до н. Э. В И. Проникают индо-европ. Племена иран. Группы (по мнению нем. Ученого Э. Мейера, сов. Ученого И. М. Дьяконова и др., - через Ср. Азию, по мнению франц. Ученого Р. Гиршмана, сов. Ученого Э. А. Грантовского и др., - через Закавказье). К 8-7 вв. До н. Э. Иран. Языки становятся господствующими в И.Ассирийские и урартские цари, совершавшие походы на Иран, нагорье в 9 в. И с сер. 8 по нач. 7 вв. До н. Э., встретили на пространстве от зап. Окраинных гор до центр. Соляной пустыни племена мидян, организован ные в отд. Общииы скотоводов и отчасти земледельцев с поселениями типа крепостей, в социальном отношении стоявшие на грани клас.
Общества. Более развитыми были неиран. Гос-ва Манна у оз. Урмия (Резайе) и Элам на Ю.-З. И. Ряд р-нов И. Был присоединен к Ассирии. В результате восстания группы индийских вождей, поддержанных правителями Маны и вторгшимися из Причерноморья скифами, ок. 672 до н. Э. В северо-западной части Иранского нагорья и южной части Азербайджана возникло ираноязычное царство Мидия.Господство рабовладельческого строя на территории И. (7 в. До н. Э. - 3 в. Н. Э.). В течение 7-6 вв. До н. Э. Рабовладельч. Отношения сложились в осн. Земледельч. Р-нах И. (Мидия, Персида и др.). В 616-605 до н. Э. Мидия в коалиции с Вавилонией разрушила Ассирийскую державу и, завоевав также Ману, Урарту и б. Ч. Иранского нагорья, превратилась в мировую державу. В 550, в результате войны (553-550) с подчиненным мидянам царством Персидой, власть в И.
Перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Основатель гос-ва Ахеменидов Кир II завоевал всю М. Азию, включая гос-во Лидию и малоазиатские греч. Города, Вавилонию, Сирию и Палестину и часть Ср. Азии, сын его Камбис II завоевал также Египет. Завоевания были временно прерваны переворотом Гауматы (522). Покорение Лидии поставило в центр ахеменидской политики вопрос о господстве на торг. Путях между Западом и Востоком и вовлекло Ахеменидскую державу в длит. Войны с городами-гос-вами Греции (см. Греко-персидские войны).Перс. Держава Ахеменидов (см. Ахеменидов государство) была рыхлым рабовладельч. Гос-вом, включавшим весьма разнородные и экономически слабо связанные между собой области. Наиболее развитыми и доходными были ремесленно-земледельч.
Р-ны - Вавилония, Египет, Сирия - и торг.-ремесл. Города М. Азии, Финикии и Вавилонии. Собственно И. И Ср. Азия были экономически более отсталыми р-нами с общинным бытом (в нек-рых, особенно кочевых, р-нах остатки первобытнообщинных отношении сохранялись еще в течение всего средневековья). В Ахеменидскои державе царь и крупные вельможи обладали большими х-вами, к-рые обслуживались рабами - гарда, или кур-таш, работавшими отрядами, получавшими довольствие и нередко зем. Участки на отряд.Положение гарда (курташ) вызвало дискуссию в науке. Амер. Ученый Дж. Камерон считает их наемниками, сов. Ученый В. О. Тюрин - обедневшими общинниками на царских повинностях, нем. Ученый В. Б. Хеннииг (работает в США), И. Гершевич (Англия), сов. Ученые Ю.
Б. Юсифов, И. М. Дьяконов, М. А. Дандамаев - рабами.К концу правления Дария I перс. Народность в значит. Части была вовлечена в привилегированную часть войска и в его командный состав, а также в администра цию и (по данным греч. Историка Геродота) была свободна от податей и повинностей. Гос. Устройство (система наместничеств-сатрапий) было дальнейшим развитием ассирийского. В собственно И., наряду со старыми местными культами, господствующей была религия магов, возможно, одна из ранних разновидностей зороастризма, с поклонением верховному божеству Ахурамазде, а также Митре, Анахит и др. (вопрос о характере религии Древнего И. Остается дискуссионным). За пределами И. Ахемениды покровительствовали местным культам. Культура Ахеменидского И.
Известна нам по памятникам дворцовой архитектуры (прежде всего по остаткам зданий Персеполя) и изделиям художеств. Ремесла и являет черты синкретизма иранских, ассиро-вавилонских и даже египетских и греч. Традиций.В 330 до н. Э. Гос-во Ахеменидов было завоевано Александром Македонским. После смерти последнего и периода борьбы между его военачальниками И. Вошел (после 312 до н. Э.) в состав эллинистич. Гос-ва Селевка I Никатора (см. Селевкидов государство). Для Селевкидского гос-ва была характерна система самоуправляющихся привилегированных рабовладельч. Городов-полисов, во внутр. Дела к-рых центр. Власть почти не вмешивалась. Часть полисов возникла как греко-македонские колонии, часть - путем передачи полисных прав местным торгово-рабовладельч.
Городам. В большинстве из них (Селевкия на Тигре - б. Сузы - и др.) возобладали греч. Полисные формы идеологии и культуры и греч. Язык (бывший офиц. В гос-ве Селевкидов), но, как показали сов. Исследователи И. Д. Амусин, Г. X. Саркисян, А. Г. Периханян и др., были и местные привилегиров. Города, идеологич. Обоснованием существования к-рых были вавилонские культы (Урук и др.), иудаизм (Иерусалим) и т. Д. Полисная система позволяла интенсивно развивать частное рабовладельч. Х-во, а монархия обеспечивала охрану торг. Путей и снабжение рабами. За пределами полисов вся земля была царской, а сидевшие на ней общинники ("царские люди") были обложены податями и повинностями и, по-видимому, прикреплены к своим общинам.В сер. 3 в. До н. Э. В Парфиене, на границе совр.
Туркмении и И., племя кочевников-парнов создало Парфянское царство, в состав к-рого к сер. 2 в. До н. Э. Вошла вся терр. И. И Ирака. Столицей стал г. Ктесифон на р. Тигре. Внутр. Устройство Парфянской державы было сходно со строем державы Селевкидов, но значение полисов уменьшилось. Наряду с царем важную роль играли совет знати и совет магов. До нас дошел (из древней Нисы, совр. Багир, ок. Ашхабада) архив парфянского царского х-ва. Господств. Идеологией становится зороастризм. В гос. Канцеляриях Парфии наряду с греч. Официальным языком употреблялся один из среднеиранских - парфянский яз., для к-рого использовалась своеобразная письменность арамейского (семитского) происхождения.Сохранились относительно немногочисл. Памятники парфянской архитектуры p изобразит.
Иск-ва(напр., руины Кухе-Ходжа (с объединенным дворцом и храмом огня), очевидно, резиденция парфянского правителя - в Иранском Сейстане. Храм и скульптура в Шами (Хузистан), рельефы на Бехистунской скале и др.), показывающие сохранение эллинистич. Традиций в сочетании с местными (различными в разных областях). Последние постепенно все более усиливались. От собственно парфянской лит-ры дошли только отд. Произведения в более поздней (среднеперс.) переработке и отголоски парфянского эпоса в лит-ре ср.-век. И.Начиная с 1 в. До н. Э. Парфия была вовлечена в длит. Борьбу с Римом. Гл. Местом столкновения их интересов была Армения. Ко 2 в. Н. Э. В Парфии усилились отд. Наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению гос-ва. В 224 Ардашир, царек зависимой от Парфии Персиды (Фарса), нанес поражение последнему парфянскому царю и создал новое, Сасанидское государство.Разложение рабовладельческого строя, зарождение и формиро- вание раннефеодальных отно- шений (3-9 вв.).
В период сасанидского владычества рабовладельч. Строй начинает изживать себя в И. Города теряют свои привилегии. Начинает применяться система частичного отпуска рабов на волю (напр., на 1/3, т. Е. Раб становился владельцем 1/3 производимого им продукта). В то же время происходило превращение не только крупной воен.-административной знати, но и общинной верхушки в феод. Знать, от к-рой общинники находились в личной зависимости.По мнению ряда авторов, осн. Масса иран. Крестьянства была феодально-закрепощенной или зависимой уже в парфянский период (сов. Ученый Я. А. Манандян и др.) или на протяжении всего сасанидского периода, от его начала (дат. Историк А. Кристенсен и др.), или попадало взависимость от крупных землевладельцев в первые века сасанидского периода (сов.
Историк Н. В. Пигулевская). В. В. Бартольд считал, что еще до 5 в. Иран. Крестьянство было свободным, а его зависимость от крупных землевладельцев началась лишь с 6 в. По мнению же большинства сов. Историков (при расхождении в частных пунктах), в 3-5 вв. Происходил переход от рабовладельч. Отношений к феодальным, a 6-7 вв. Являются временем раннефеод. Отношений (А. Я. Борисов, Б. Н. Заходер, М. М. Дьяконов, Н. В. Пигулевская и др.).В позднесасанидское время иран. Общество официально подразделялось на 4 сословия. Жречество, воен. Знать, чиновничество, податное население. Предполагается, что это деление восходит к делению древнеиран. Общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. В Сасанидском И. Окончательно сложились канон Авесты и догмы зороастризма.
Зороастрийское духовенство стало могуществ. Сословием. Социальный протест против гос-ва и церкви принимал характер религ. Ересей. С сер. 3 в. Появляется оппозиц. Религ. Учение - манихейство, в кон. 5 в.- революц. Маздакизм.Сасанидский период характеризуется сложной и богатой культурой. Сохранились нек-рые памятники лит-ры, иск-ва (дворцы - напр., дворец Ардашира I в Фирузабаде, 3 в., дворец Таки-кисра в Ктесифоне (на терр. Ирака. Вероятно, 6 в. По мнению нек-рых ученых - 3 в.), замок Касре-Ширин, 7 в.), монументальная скульптура, наскальные рельефы, стенная роспись, художеств. Металлич. Изделия, памятники мозаики, отражающие местные иранские, а также ср.-азиат. И за-кавк. Традиции. Высокого уровня достигло муз. Иск-во. Сасанидские наука и культура сыграли большую роль в развитии арабоязыч.
Культуры раннего средневековья, в т. Ч. И как проводник культурных достижений соседней Индии. Однако подлинных лит. И науч. Памятников сасанидского И. До нас дошло очень мало, если не считать произведений гл. Обр. Религ. И дидактич. Лит-ры.Борясь со стремлением феодализирующейся знати к сепаратизму, сасанидский царь Кавад I (488-496. 499-531) временно блокировался с маздакитами. После разгрома маздакитского движения Хосров I Ануширван (531-579) провел реформы, ослабившие знать, пытался укрепить регулярную царскую армию за счет ополчений, зависевших от феодалов, и урегулировал сбор поземельного и подушного налога. С этого времени начинается последний кратковременный расцвет Сасанидского гос-ва, когда были завоеваны Сирия, Палестина, Юж.
Аравия и Египет и персы угрожали существованию Византии. Однако феод. Сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего Сасаниды не смогли противостоять араб. Завоеванию И. (между 633 и 651) (см. Арабские завоевания). В результате араб. Завоевания И. Был включен в состав Халифата. Феодализация И., начавшаяся при Сасанидах, продолжала развиваться и после араб. Завоевания, хотя оно вначале несколько замедлило этот процесс, продлив существование рабовладельч. Уклада (войны сопровождались обращением в рабство большого количества местного населения, их труд применялся в с. Х-ве, на оросит. Работах, в ремесле, в гос. Рудниках). Араб. Завоевание сопровождалось перераспределением зем. Фонда страны. Зем. Фонд превратился частью в гос.
Земли (см. Дивани), частью был захвачен араб. Знатью на правах мулька. Обширные терр. И. Были переданы араб. Племенам, много арабов поселилось также в городах. На первых порах Халифат сохранил в несколько измененном виде податную систему Сасанидов, в частности позем. Подать (харадж), и перс. Чиновников, но податные ставки были увеличены, а в канцеляриях (диванах) в кон. 7 в. Делопроизводство было переведено на араб. Яз., к-рый надолго стал не только гос. Языком, но и языком лит-ры. В 8 в. Мн. Соч. Были переведены со среднеперс. Яз. На арабский. Среди них офиц. Летопись Сасанидов (дошла до нас в араб. Переработке историка Табари, ум. 923). В И. Начал широко распространяться ислам, но только к кон. 10 в. Он стал религией подавляющего большинства населения И.
И почти вытеснил зороастризм.Владычество арабов в И. Вызывало нар. Недовольство, к-рое проявилось в крест. Восстаниях уже в 80-х гг. 7 в. Идеологич. Формой их были либо оппозиционные религ.-политич. Течения ислама - шиизм и хариджизм, либо учение хуррамитов, продолжателей маздакитов, стремившихся к социальному равенству и к передаче земель свободным сел. Общинам. Нар.-освободит. Движение против халифата Омейядов (начавшееся в Мервском оазисе в 747) под предводительством Абу Муслима распространилось и на И. Хотя оно в осн. Было крестьянским, но к нему примкнули и иран. Землевладельцы-дегкакы, и гор. Низы, и беглые рабы. Результатами победы Аббасидов, пришедших к власти после восстания Абу Муслима, воспользовались иран. Дехканы, ранее находившиеся в оппозиции к Омейядам, а Аббасидами допущенные к власти.
Разочарование крестьян, положение к-рых не улучшилось при Аббасидах, и тяжесть податного бремени послужили причинами ряда новых крест. Восстаний. Сумбада-мага восстание (755), охватившее весь Вост. И., восстание Устада Сиса в Хорасане (767), "краснознаменных" восстание в Горгане (778/79). Секта хуррамитов играла руководящую роль в грандиозной крест. Войне (816-837) под предводительством Бабека, охватившей Азербайджан и весь Зап. И. Хуррамит-скую оболочку носило и крест. Восстание в Табаристане (совр. Мазандеран, 839). Нар. Движения, а также усиление процесса феодализации (рост безусловной (мульк) и условной (икта) зем. Собственности), рост сепаратизма местных феодалов расшатали власть арабов в И. И привели в 9-10 вв. К складыванию на его терр.
Наследств. Наместничеств (эмиратов), лишь номинально зависевших от Халифата. Тахиридов (821-873) в Хорасане, Саффаридов (с 861) в Сейстане, затем в Хорасане (873-900) и др. В 900 Хорасан и весь Вост. И. Вошли в состав гос-ва Саманидов (9 в. - 999). В Зап. И. Сложилось Буидов государство (935-1055).Господство феодального строя. Развитый феодализм (10-13 вв.). Складывание в 10 в. Развитого феод. Общества и городов феод. Типа (между 9 и 10 вв.), падение владычества арабов и создание местных гос-в - все это имело прогрессивное значение для экономики И.По вопросу о сроках окончат, завершения феодализации И. В сов. Ист. Науке существовали различные точки зрения. Нек-рые сов. Ученые (напр., А. Ю. Якубовский) считали, что феодализм в И. Окончательно оформился только при Сельджуках (11-12 вв.).В 10 - 1-й пол.
11 вв. И. Переживал небывалый для феод. Периода истории И. Экономич. Подъем. Проводились большие оросит. Работы (грандиозная плотина Буида Азуд ад-доуле на р. Кур в Фарсе и др.), происходил рост земледелия, скотоводства, расширение шелководства. Особенно значительным был рост ремесла, гл. Обр. Текстильного (парча, узорные шелковые, льняные, хлопчатые и шерстяные ткани, шерстяные и шелковые ковры). Развивалось произ-во изделий из керамики (глазурованная и неглазурованная посуда, плитки для отделки зданий - фаянсовые и т. Д.), металлич. Изделий, а также парфюмерии (цветочные масла и эссенции из розы и др. Цветов вывозились морем в Индию и Китай). Высшим достижением иран. Керамики было применение люстра (сложного состава, золотистого с металлич.
Отблеском разных цветов).Расцвет переживала персидская поэзия. В этот период творили Фирдоуси (ум. Ок. 1020), Фаррохи, Гургани (11 в.), Омар Хайям(1048-1131), Санаи, Фарид-ад-дин Аттар (12 в.), из историков выделялся Абу-ль-Фазль Бейхаки (11 в.).Отделение ремесла от с. Х-ва и рост тов. Произ-ва и караванной торговли, мор. Внеш. И транзитной торговли способствовали развитию городов. Наиболее важными были Исфахан, Шираз, Рей (близ совр. Тегерана), Нишапур. Во всех значит городах И. В 10 в. Возникли мусульм. Школы (медресе). Нишапур, Рей, Исфахан, Шираз славились своими библиотеками. Преобладающее значение в городах И. Имели местные феодалы, раньше жившие в замках, а теперь чаще в городе. Они были связаны не только с землевладением, но и с крупными купеч.
Компаниями, державшими в своих руках караванную и морскую (порт Сираф на Перс. Зал.) торговлю. Здесь, в отличие от ср.-век. Запада, крупное купечество не противопоставляло себя феодалам, а, напротив, вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и гор. Бедноты. Поэтому в го родах И. Не сложилось общегор. Самоуправления, хотя существовали ремесл. Корпорации и квартальное самоуправление.После распада гос-ва Саманидов (кон. 10 в.) Вост. И. Вместе с частью Ср. Азии и совр. Афганистаном вошел в состав Газневидского государства. С нач. 11 в. Начались вторжения тюрок-огузов в И. Одна из их орд, сельджуки, разгромив газневидское войско при Данденакане (1040), завоевала весь И. (между 1040-1050) и сопредельные страны. Возникло гос-во Сельджуков.
Иранская чиновная и духовная знать быстро примирилась с завоевателями.При Сельджуках, особенно При Мелик-шахе (1072-92), значительно расширился фонд земель, к-рыми владела огузская воен. Знать, а, т. К. Последняя стремилась к феод. Независимости, сельджукские султаны стали опираться на иран. Чиновную знать, связанную с гос. Аппаратом и заинтересованную в сильной централизов. Власти. Проводником политики централизов. Феод. Гос-ва был везир Мелик-шаха Низам-аль-Мульк. Однако централизаторская политика султанов потерпела неудачу. Рост феод. Раздробленности привел в нач. 12 в. К распаду Сельджукского гос-ва на ряд султанатов, управлявшихся ветвями этой династии. Султанат Великих Сельджуков (Хорасан, до 1157), Иракский (1118-94), Керманский (1041-1187), внутри к-рых сложились княжества сильных вассалов - атабеков.
В горах Эльбурса и Кухистана образовалось исмаилитов государство с центром в крепости Аламут.В 11-12 вв. Обострилась клас. Борьба в городах между феодалами и купечеством с одной стороны и ремесленниками и окрестными крестьянами - с другой под религ. Оболочкой борьбы между суннитами (феод. Знать и купечество) и шиитами (гор. Низы и крестьяне), а также между отдельными суннитскими толками, представлявшими разные слои горожан. Весь 12 в. Был заполнен династич. Междоусобицами, феод. Мятежами. Опустошит. Вторжение балхских огузов в Хорасан (в 1153 и в последующие годы) положило конец султанату Великих Сельджуков. К кон. 12 в. Весь И., кроме Хузистана и Азербайджана, был захвачен хорезмщахом Текешом.Разрушение монголами гос-ва хорезмшахов и завоевание ими И.
(1220-56) сопровождалось уничтоже нием ряда городов, опустошением целых р-нов, гибелью массы людей. Эти опустошения и затем хищнич. Система налогов и повинностей, введенная завоевателями, вызвали упадок производит. Сил, к-рый стал одной из причин экономич. И культурного отставания И. И сопредельных стран. Упадок земледелия, непосильные поборы с крестьян и обнищание их, прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода вызвали массовое бегство крестьян в горы, леса и степи, создание крест. Повстанч. Отрядов, деятельность к-рых ярко описана перс. Историком Рашидаддином (1247-1318). По его словам, во мн. Областях И. В конце 13 в. Возделывалась только 1/10 часть пригодных к обработке земель. Десятки городов исчезли или превратились в селения.В сер.
13-14 вв. И. Входил в состав монг. Улуса ильханов Хулагуидов. Седьмой ильхан Газан-хан (1295-1304)принял ислам, сблизился с иран. Чиновной знатью и при помощи своего везира Рашидаддина провел ряд реформ, вызвавших нек-рый хоз. Подъем. Но экономика И. Далеко не достигла уровня нач. 13 века. Широкое распространение икты, фактически превратившейся в наследств. Владение, упадок городов и товарного произ-ва, сопровождавшийся ослаблением экономич. Связей между областями, приводили к росту феод. Раздробленности.Феод. Раздробленность (14-15 вв.). С 30-х гг. 14 в. Гос-во Хулагуидов стало ареной междоусобных войн, приведших к распаду гос-ва и образованию на его терр. Неск. Феод. Гос-в, крупнейшими из которых были. Гос-во Джалаиридов (1336-1411) и гос-во Мозафферидов (1313-93).В 14 в.
В И. Получил распространение вид феода - союргаль, явившийся новой стадией развития икта, а также институт тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Процесс феодализации и господство монг. Завоевателей сопровождались усилением повинностей, ростом налогов и податей, что вызывало многочисл. Антифеод. И антимонг. Восстания, проходившие под идеологич. Оболочкой мусульм. Сектантства (Сербедаров восстание в Хорасане, приведшее к образованию гос-ва Сербедаров (1337-81), восстание в Мазандеране в 1350, в ходе к-рого было создано т. Н. Гос-во Сеидов (1350-93) (см. Сеидов движение)). Подобные же движения происходили в 60-70-х гг. 14 в. В Гиляне и в Кермане (1373). Между 1380-93 И. Был завоеван войсками Тимура.
Завоевание сопровождалось разрушением гос-ва Сербедаров, подавлением нар. Движений в Мазандеране, Гиляне и сильными опустошениями. После смерти Тимура И. Входил в состав владений Тимуридов.В 1-й пол. 15 в. По И. Прокатилась новая волна нар. Восстаний, особенностью к-рых было то, что крестьяне и ремесленники в ряде случаев выступали не в союзе с мелкими иран. Феодалами, а самостоятельно. Эти восстания проходили не под оболочкой умеренного шиизма, как в 14 в., а возглавлялись "крайними" шиитскими сектами. Таковы были восстания в Себзеваре (1405), Мазандеране (1406), восстание крестьян и ремесленников в Хузистане (1441-42) под предводительством Мушаша, сопровождавшееся истреблением феод. Знати и разделом ее земель и имущества.
Между 1453-57 Зап. И. (до пустыни Деште-Кевир) был завоеван тюрк, племенным союзом Кара-Коюнлу, а затем, в 1468, войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу. Вост. И. Остался под властью Тимуридов. К кон. 15 в. И. Переживал экономич. Упадок. По свидетельству венец. Посланника Барбаро, население Исфахана уменьшилось до 50 тыс. Чел., Сольтание - до 7-8 тыс., Лар насчитывал всего 2 тыс. Домов, Наин - 500, Саве - 1000. Тот же автор писал об упадке земледелия и запустении страны.Монг. Завоевание вызвало упадок культуры в И., к-рая, однако, вскоре стала возрождаться. Уже ок. 1260 знаменитый математик и астроном Насирэддин Туси основал обсерваторию с большой библиотекой в М-раге (Иранский Азербайджан). Помимо труда Рашидаддина, значение важных ист. Источников приобрели труды Джувейни (13 в.),.
Хамдаллаха Каавини и Вассафа (14 в.), Хафизи Абру, Абд-ар-Раззака Самарканди Мирхонда (15 в.). К этому периоду относится творчество великих поэтов. Саади (13 в.), Хафиза (14 в.), сербедарского поэта Ибн Ямина (14 в.), поэта-сатирика Обейда Закани (14 в.), бичевавшего феод. Знать и духовенство. Были созданы мн. Памятники архитектуры - постройки Газан-хана и Рашидаддина в пригородах Тебриза - мавзолей Газан-хана с высоким куполом, обсерватория, госпиталь, б-ка и др. (разрушены во время ирано-турецких войн 16-17 вв.), мечеть-мавзолей в Сольтание (нач. 14 в.), мечеть в Верамине (14 в.), Голубая мечеть в Тебризе, мечеть Гаухар-шад в Мешхеде (обе 15 в.). Особого совершенства достигло иск-во миниатюры, каллиграфии, художеств.
Керамики и ковроткачества.В 15 в. В И. Наблюдался рост крупного землевладения и феод. Раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов семьи Сефевидов - наследств. Шейхов дервишского ордена Сефевие. В 15 в. Гл. Опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена, преим. Из М. Азии, получившие назв. Кызылбашей ("красноголовых"). Под идеологич. Оболочкой шиизма Сефевиды не раз выступали против Ак-Коюнлу. Воспользовавшись общим недовольством нар. Масс и междоусобицами в гос-ве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом I Сефевидом восстали в 1499 и, разгромив гос-во Ак-Коюнлу и завладев всем И. (между 1501 и 1510), положили основание Сефевид-скому гос-ву (1502-1736).Централизованное феод. Гос-во (16 - 1-я пол. 17 вв.). В Сефевидском гос-ве, созданном под знаменем шиизма, объявленного в 1502 гос.
Религией, и при поддержке мелких феодалов, к-рые были не в состоянии самостоятельно противостоять крупным феодалам, произошло значит. Укрепление центральной власти. После подавления вызванных феод. Эксплуатацией нар. Восстаний 1570-71 в Гиляне (см. В ст. Гилянские восстания 16-17 вв.), восстания ремесленников и гор. Бедноты в Тебризе в 1571-73 и др. Нар. Выступлений, а также внутр. Смут и междоусобиц (1576-87) в кон. 16 - нач. 17 вв. Шаху Аббасу I (1587-1629) при помощи адм. Реформ удалось укрепить центральную власть Сефевидов. Отмечался рост гос. Земель - дивани, а также шахских - хассе. Сефевиды раздавали знати и служилым людям земли не в виде союргаля, а гл. Обр. В виде тиула - персонального, пожизненного, но не наследственного пожалования без права адм.
Иммунитета.Св. 100 лет (с перерывами вплоть до 1639) Сефевиды вели войны с Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном и Закавказьем (см. В ст. Ирано-турецкие войны 16-18 вв.).Политич. Объединение И. В рамках феод. Гос-ва Сефевидов. Было не нац. Гос-вом, как это утверждали нем. Автор В. Хинц (W. Hinz, Iran. Politik und Kultur von Kyros bis Rezâ Schah, Lpz., 1938) и нек-рые др. Бурж. Историки, а воен.-политич. Объединением отд. Областей, все еще слабо экономически связанных между собой. Тем не менее в 17 в. В экономике И., особенно в центр., зап. И сев. Р-нах, наблюдался известный подъем с. Х-ва, строительство дорог и оросит. Сооружений, рост товарного произ-ва, развитие торговли, в особенности внешней, и ремесла, товарно-ден. Отношений, нек-рое расширение внутр.
Рынка, развитие городов как центров торговли и ремесл. Произ-ва.В 16-17 вв. В И. Продолжали сохраняться культурные традиции предшествующих периодов. Придворная историография была развита довольно высоко, но лит-ра и поэзия не дали чего-либо нового и оригинального. Философия была представлена вольнодумцем Садром Ширази (ум. 1640). Для архитектуры этого периода характерен ряд высокохудожеств. Памятников, особенно в столице И. - Исфахане (Шахская мечеть, мечеть шейха Лотфолла, дворцовые павильоны Али-Капу и Чехель-Сотун (Сорокаколонный), мосты Аллаверди-хана и Поле-Хаджу). Высоко развито было также иск-во миниатюры (Исфаханская школа миниатюры, выдающиеся мастера Ага Реза, Реза Аббаси и др.) и каллиграфии, а также произ-во ковров и художеств.
Тканей.Упадок феод. Общества (2-я пол. 17 - 18 вв.). Со 2-й пол. 17 в. И. Вступает в период экономич. И политич. Упадка. В этот период происходит дальнейший рост феод. Ренты, повинностей и налогов, разорение иран. Деревни, резкое сужение внутр. Рынка, сокращение тов. Произ-ва и торговли, упадок экономики и обострение клас. Противоречий. В кон. 17 в. И в течение 18 в. В различных областях И. Происходили вос стания крестьян и гор. Населения против усилившегося феод. Гнета. Развернулось также освободит, движение покоренных народов - афганцев, туркмен, курдов, армян, грузин, азербайджанцев - против власти Сефевидских шахов и их наместников (см. Ниже - раздел Хронология). Обострились противоречия и борьба за власть, за перераспределение земель и доходов между отд.
Группировками феод. Знати, светскими феодалами и влиятельным шиитским духовенством. Восстание афганцев-гильзаев и вторжение их в 1722 в И. Положили конец гос-ву Сефевидов. Кратковременное грабительское господство афг. Ханов в И., к-рым воспользовались турки, вторгшиеся в 1723 в сев.-зап. И центр. Области И., вызвало широкое нар. Антиафг. Движение. Антиафг. Борьбу (1726-1730) и изгнание турок из пределов И. (1730-36) возглавил Надир-хан Афшар, к-рый захватил в 1736 шахский трон. В результате многочисл. Завое-ват. Походов и войн была образована огромная феод. Империя, распавшаяся, однако, сразу же после убийства в 1747 заговорщиками-ханами Надир-шаха. Вслед за этим последовали феод. Усобицы, продолжавшиеся до кон. 18 в. Исключение представлял период правления Керим-хана Зенда (1760-79), когда И.
Несколько оправился от беспрерывных разорительных феод. Распрей. В кон. 18 в., после длит. Борьбы между зендами и каджарскими ханами, в И. Утвердилась Каджарская династия (1796-1925). Непрерывные междоусобицы еще больше углубили экономич. И политич. Упадок страны. К нач. 19 в. И. Был страной отсталой по сравнению с передовыми европ. Странами. Культура И. Также находилась в глубоком упадке.Иран в 19 в. - 1917. Проникновение иностранного капитала в И. И превращение его в полуколонию. Зарождение буржуазных отно- шений в И. Иранская революция 1905-11. И. Во время 1-й мировой войны. С кон. 18 в. Феодальный И., ослабленный в экономич. И политич. Отношениях, становится объектом колониальной экспансии европ. Капиталистич. Держав, в особенности Англии и Франции, а также царской России.
Стремление Англии и Франции превратить И. В орудие и объект своей колониальной политики, а также рус.-иран. Войны нач. 19 в. Привели к установлению в И. Режима капитуляций и к подписанию И. Неравноправных договоров с Англией, Францией, Россией и др. Европ. Державами, а также в 1856 с США (см. В ст. Американо-иранские договоры и соглашения). И. Превращался в рынок сбыта европ. Пром. Товаров. Росли тов.-ден. Отношения, обострялся кризис ленного землевладения, увеличивались размеры частновладельч. Зем. Собственности. Возрастало недовольство крестьян, разорявшихся ремесленников, гор. Бедноты, а также купечества, терпевшего убытки в результате иностр. Конкуренции. Обострение социальных противоречий и рост нар. Недовольства проявились в антифеодальных, объективно направленных также против закабаления И.
Иностр. Капиталом бабидских восстаниях 1848-52. Часть господств. Класса - мулькадары (помещики, владевшие землей на основе частной собственности и связанные с рынком и торг. Земледелием) - искала выхода из создавшегося кризиса и пыталась ограничить влияние иностр. Держав и укрепить центр. Власть, нац. Независимость, финанс. И экономич. Положение страны. Эти цели преследовали реформы Мирзы Таги-хана Эмир Незама (Эмире Кебира), к-рые, однако, были приостановлены в результате Противодействия внутр. Реакции и иностр. Держав, гл. Обр. Англии. Тем не менее в сер. 19 в., в связи с реформами Эмир Незама, наметились нек-рые сдвиги в экономике и культуре И. (строительство сах. З-дов в Сари и Барфоруше, з-дов по произ-ву изделий из фарфора и хрусталя в Тегеране, Куме и Исфахане, фабрик по произ-ву ниток и коленкора в Тегеране, бум.
Ф-ки в Исфахане. Было организовано произ-во чугуна в Сари и др. Была осн. Поли-технич. Высшая школа - Дар-оль-фонун. Осуществлялись переводы научной и др. Лит-ры с европ. На перс. Яз. Начала выходить первая в И. Газета. На учебу за границу посылались молодые иранцы, в И. Приглашались иностр. Преподаватели и т. Д.).В последней трети 19 - нач. 20 вв., когда развитые капиталистические страны вступили в период перерастания капитализма в империализм, происходило дальнейшее закабаление И. Англией и царской Россией. Англия и Россия получили ряд телеграфных, дорожных и др. Концессий. В И. Были осн. Англ. Шахиншахский (1889) и русский Учетно-ссудный (1890) банки. В 1901 англичане получили концессию на эксплуатацию иранской нефти (см. Бритиш петролеум компани).
На кабальных условиях были получены англ. (1892) и рус. (1900 и 1902) займы. В несколько раз возрос ввоз иностр. Товаров. Над таможнями финансами, важнейшими воинскими частями (казачья бригада и др.) И. Был установлен контроль иностр. Советников. На севере И. Хозяйничали представители царской России, на юге - Англии. К нач. 20 в. Сложился реакц. Союз иран. Правящей феод. Верхушки с иностр. Империалистами. И. Превратился в полуколонию. Происходила консервация отсталых феод. Отношений, которые наряду с засильем империалистов были гл. Препятствием на пути прогресса страны. Конкуренция иностр. Товаров душила зачатки нац. Пром-сти, к-рые начали зарождаться с сер. 19 в., подрывала ремесло и разоряла часть купечества. В то же время с. Х-во в И. Постепенно приспосабливалось к потребностям внеш.
Рынка. Создавались различные торг., дорожные и пром. Иран. Компании и предприятия. В конце 19 в. Началось формирование персов, а также азербайджанцев в нации. Росло нац. Самосознание, зарождались идеи бурж. Национализма, видными представителями к-рого были Мальком-хан, Талибов и Мерагеи. Возникали различные антиправительств. Тайные об-ва, выдвигавшие бурж. Требования. Развивалось антиимпе-риалистич. Движение под нац. Лозунгами, возглавлявшееся представителями нарождавшейся буржуазии и бурж. Интеллигенции.Усиление империалистич. Гнета и обострение социальных противоречий подготовили почву для антифеод. И антиимпериалистич. Революции в И. Тесная связь И. С Россией и рус. Революц. Движением через иранских отходников в Закавказье и Закаспии обусловила то, что поражение царизма в войне с Японией и начавшаяся в 1905 рус.
Революция оказали на И. Самое непосредств. Воздействие. В стране развернулась антиимпе-риалистич. И антифеод. Бурж. Революция, в результате к-рой была провозглашена конституция, созван меджлис, отменены тиули и проведены нек-рые другие прогрессивные преобразования (см. Иранская революция 1905-11). В ходе революции выделились два течения. Демократическое (крестьяне, ремесленники, рабочие, служащие, гор. Мелкая и ср. Буржуазия) и либеральное (крупная торг. Буржуазия, связанная с помещичьим землевладением, либеральные помещики, часть духовенства). Демократич. Силы создали энджомены, федайские отряды (см. Федаи) и муджахидские орг-ции, находившиеся под сильным влиянием социал-демократич. Групп, образовавшихся в Тебризе, Реште и др.
Городах. В ряде р-нов И. Широко развернулось антифеод. Крест. Движение, происходили забастовки рабочих и служащих, создавались первые рабочие союзы. Наиболее высокого уровня демократич. Движение в И. Достигло во время Тебризского восстания 1908-09. Выдающуюся роль в нем играл Саттар-хан. Большую помощь восставшим тебризцам оказали рус. Революционеры, в особенности из Закавказь.
Дополнительный поиск Иран
На нашем сайте Вы найдете значение "Иран" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иран, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 4 символа