Мэн-цзы
(ок. 372-289 до н. Э.) - др.-кит. Мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. Считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистич. Тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, М.-ц. Признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по М.-ц., утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, М.-ц. Советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т.
Е. Всех гос-в тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. М.-ц. Оправдывал клас. Гнет, считая, что деление общества на людей умств. Труда и людей физич. Труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, - отвечает принципам разделения труда и является "всеобщим законом справедливости". М.-ц. Выдвинул, исходя из общинных традиций, утопич. Для его времени систему "колодезных" (или "квадратных") полей (цзин тянь), в основе к-рой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал "умеренную налоговую политику" (умеренным обложением М.-ц. Считал десятину).М.-ц. Занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологич.
Взглядах. Нек-рые стороны его политич. Мировоззрения носили прогрессивный, демократич. Характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие обществ. Мысли Др. Китая. Демократич. Стороны мировоззрения М.-ц. Нек-рыми исследователями противопоставляются концеп- циям др.-кит. Школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рец. На кн. Б. Уотсон, Ранняя кит. Лит-ра, "НАиА", 1965, No 6).Взгляды М.-ц. Изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы М.-ц. С современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в наст. Время общепризнана.Источн. Мэн-цзы чжэнъи (М.-ц. С комментариями), в кн. Чжуцзы цзичен (Избр. Произв. Др.-кит. Мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962. Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904.
The works of Mencius tr. By J. Legge, в кн. The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895.Лит. Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб. Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961. Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952. Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.Л. И. Думан. Москва..
Дополнительный поиск Мэн-цзы
На нашем сайте Вы найдете значение "Мэн-цзы" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мэн-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа