Экзистенциализм

109

(от позднелат. Ex(s)istentia - существование), философия существования, - идеалистическое направление совр. Бурж. Философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. Революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии - после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции - в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них - Г. О. Марсель), в 40-50-е гг. Распространился и в др. Европ. Странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии - человеческое существование, судьба личности в совр. Мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни и др. Политич. Позиции приверженцев Э. Различны.Проблемы философии истории занимают в Э. Большое место, поскольку в истории, как полагают экзистенциалисты, раскрывается сущность человека и постигается смысл бытия.

Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет, Ясперс, Бердяев и Марсель, при всем существенном различии их концепций, признают конечность человека, его смертность важнейшей характеристикой его экзистенции (существования). С конечностью человека связана временность, историчность его. В отличие от обычного (физического) времени, в к-ром разъединены прошлое, настоящее и будущее, экзистенциальная временность характеризуется, по Хайдеггеру, целостным единством этих трех "экстазов" времени. Настоящее, прошедшее и будущее проникают друг в друга и тем самым образуют как бы исходную клеточку "историчности".Хотя человек конечен, как и остальные живые существа, но в отличие от них, подчеркивают экзистенциалисты, человек сознает свою конечность и благодаря этому она становится фактором, определяющим его духовную жизнь.

Философия истории Э. Направлена, во-первых, против натуралистич. Понимания человека как существа природного - ни биологич., ни психологич. Определения человека не могут, утверждают экзистенциалисты, раскрыть специфику человека как существа конечного. Э. Здесь полемичен как по отношению к позитивизму, так и по отношению к натуралистически окрашенной "философии жизни". Во-вторых, понимание истории Э., подчеркивающим значение ист. Традиции, направлено против философии Просвещения, согласно к-рому индивид может встать над историей и судить ее с позиций вневременного разума.Связь ист. Событий, согласно Э., носит не причинно-следственный, а смысловой характер. Это не связь необходимости, а связь судьбы. Поэтому экзистенциалисты говорят о драме истории.

Содержание ее раскрывается разными представителями Э. По-разному, гл. Обр. В зависимости от того, в какой мере они допускают определение ист. Судеб трансцендентным началом. Так, Бердяев видит в истории осуществление христ. Мистерии - у истоков истории стоит вневременной акт отпадения человека от бога в силу изначально присущей ему иррациональной свободы - свободы зла. Ист. Процесс представляет собой любовь-борьбу человеческого и божеств. Начал, развертывание тайны человеческой свободы. Этот процесс должен завершиться, история не может бесконечно продолжаться (отсюда у Бердяева эсхатология, переживание истории, характерное в целом для христианства). Ясперс тоже убежден, что история уходит корнями в трансцендентное, но он не склонен интерпретировать трансценденцию в символах христианской религии.

Смыслообразующим моментом мировой истории, положившим начало тому типу человеческой личности, к-рый существует и поныне, Ясперс считает т. Н. Осевую эпоху - период примерно между 800 и 200 до н. Э. В этот промежуток времени параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли конфуцианство и даосизм, джайнизм и буддизм, зороастризм, религия евр. Пророков и др.-греч. Философия, эпос Гомера, творения великих др.-греч. Трагиков. "Осевая эпоха" положила начало мировым религиям и философии, она создала новый тип личности и культуры, просветленный мыслью и остро ставящий вопрос о последнем смысле человеческого бытия, - тип, к-рого не знала "доосевая эпоха". События, происшедшие в "осевую эпоху", служат залогом возможности взаимопонимания между Востоком и Западом, т.

Е. Залогом общечеловеческой коммуникации. По Ясперсу, совр. Индустр. Цивилизация Запада и создающийся на ее базе новый, неведомый прежним эпохам тип "массового общества" несет угрозу человеку того склада, к-рый возник в "осевое время". Эта новая цивилизация хочет поставить на место прежней внутренней и смысловой связи между различными культурами связь механич. И внешнюю, осуществляемую с помощью средств массовой информации. Но это, по Ясперсу, приводит только к разрыву подлинной коммуникации между людьми и культурами. Чтобы спасти человеческую сущность, к-рой угрожает совр. Бездуховная цивилизация, необходимо, утверждает Ясперс, постоянно обращаться к великим духовным движениям "осевой эпохи".Философия истории Э.

Глубоко пессимистична, поскольку ее представители смотрят в будущее не с надеждой, а с тревогой и страхом. Все они согласны между собой в том, что совр. Период истории - это конец большой эпохи в развитии человечества, и то новое, что назревает в совр. Индустриализирующемся об-ве, представляется им гибельным для гуманистич. Ценностей. Э. Противостоит марксистско- ленинской философии и есть выражение кризиса совр. Бурж. Об-ва.Соч. Бердяев Н. A., Смысл истории, Берлин, 1923. Его же, Судьба человека в совр. Мире, Париж, 1934. Heidegger M., Sein und Zeit, Tübingen, 1960. Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., B.-Lpz., 1932. Его же, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Z., 1949. Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., 1960.

Ortegay Gasset, La rebelión de las masas, Madrid, 1930. Его же, Toward a philosophy of history, N. Y., 1941.Лит. Совр. Экзистенциализм, M., 1966. Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "ВФ", 1966, No 12, 1967, No 1. Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, "Вопр. Лит-ры", 1972, No 9. Wahl J., Les philosophies de l'existence, P., 1954. Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1960.П. П. Гайденко. Москва..

Значения в других словарях
Экзистенциализм

(от позднелат. Exsistentia — существование) или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. Де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. Получил распространение и в других европейских странах. В 60-е гг. Также и в..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. Exsistentia - существование) - или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное по..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелатинского exsistentia - существование) (философия> существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период> 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия> жизни, феноменология>. Различают религиозный (К. Ясперс>, Г. Марсель>, Н.А. Бердяев>, Л. Шестов>, М. Бубер>) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм. Центральное ..

Экзистенциализм

..

Экзистенциализм

..

Экзистенциализм

Экзистенсиализм, существование. ..

Экзистенциализм

М.Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь, "человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т.п.. ..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ [тэ], -а. М. [от лат. Exsistentia - существование] В западноевропейской философии и литературе середины 20 в. Направление, исследующее личный опыт, неповторимость человеческого существования, невыразимого на языке понятий, но интуитивно учитываемого каждым человеком при принятии важных решений. Религиозный э. Атеистический э.. ..

Экзистенциализм

- (от лат. Existentia - существование) - философское, а позднее литературное направление 40-х - 60-х гг. ХХ в., сформировавшееся в западноевропейской литературе накануне второй мировой войны, в американской и японской сразу после нее. Опираясь на философию живших в XIX в. Ф. Ницше, С. Кьеркегора, позднее Н. Бердяева, на философские идеи Ф.М. Достоевского, экзистенциалисты рисовали человека в мире распадающихся связей, абсурдном, лишенном нравственных основ прошлого (например, Бога), в состоянии ..

Экзистенциализм

(existentialism). ..

Экзистенциализм

Важное философское движение 20-го века, которое заняло место между рационалистическим идеализмом и полностью объективным материализмом. Основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль философского противовеса теориям, которые подчеркивают роль общества и социальных групп. Это направление также породило форму психотерапии (см. Экзистенциальная терапия), которая с..

Экзистенциализм

- существование, философия существования. Иррационалистическое направление в философии, возникшее в начале XX в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а затем в других странах. Идейные истоки. Учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Центральной проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, который раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях. Борьба, страдание, угроза смерти. Постигая смысл ..

Экзархат

(от греч. Exarxos - глава, начальник, наместник) - в Византии в кон. 6-7 вв. Адм.-терр. Единица (наместничество). Э. Были созданы в кон. 6 в. В зап. Областях Визант. Империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоеванных у варваров (остготов и вандалов).Особое положение этих областей требовало создания здесь милитаризованного и централизованного управления. Экзархи (наместники) становились полномочными правителями своих Э. - они возглавляли и воен. Силы и гражданскую администрацию ..

Экзархат Грузинский

Учрежден в 1811 после присоединения части Грузии к России. Груз. Православная церковь с 5 в. Была автокефальной. В 5-11 вв. Управлялась католикосом, с 11 в. - католикосом-патриархом. После распада Грузии с 15 в. Церковь в Зап. Грузии управлялась Бичвинтским католикосом, имевшим резиденцию в Бичвинте (ныне Пицунда). В 1811 была упразднена должность католикоса-патриарха, а в 1814 - бичвинтского католикоса. Взамен этого Синод образовал Э. Г. Для управления груз. Православной церковью. Б. Ч. Крепост..

Экзогамия

(от греч. Exo - вне, снаружи и gamos - брак) - запрет брачных отношений между членами родственного или, реже, локального коллектива. Э. Возникла и была повсеместно распространена в первобытнообщинную эпоху и в значит. Мере сохранялась и в более позднее время. Особенно характерна для рода, а также для фратрии. О происхождении Э. Существует много теорий. Большинство их объединяется в 3 группы. Одни исследователи объясняют происхождение Э. Необходимостью избежать вредных последствий от браков между..

Эккариус

(Eccarius), Иоганн Георг (23.VIII.1818 - III.1889) - деятель нем. И междунар. Рабочего движения. По профессии портной. В рабочем движении участвовал с 40-х гг. Был членом "Союза справедливых", затем Союза коммунистов (во время раскола Союза в 1850 решительно выступил на стороне К. Маркса), одним из руководителей Коммунистич. Просветительного об-ва нем. Рабочих в Лондоне. Принимал активное участие в основании и деятельности 1-го Интернационала, будучи членом Ген. Совета (1864-72), его ген. Секрет..

Экзистенциализм

(позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине 20 в. Э. Широко распространился и в других странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии - Аббан..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время 1-й мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине века Э. Широко распространился и в др. Странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии - Н...

Экзистенциализм

[позднелат. — ex(s) istentia — существование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине 20 в. Э. Широко распространился и в других странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии — Аббан..

Экзистенциализм

Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. Ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. Получил распространение и в др. Европ. Странах. В 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты счи..

Дополнительный поиск Экзистенциализм Экзистенциализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экзистенциализм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экзистенциализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 15 символа