Экзистенциализм

226

Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. Ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. Получил распространение и в др. Европ. Странах. В 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты считают С. Кьеркего-ра, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Э. Как филос. Направление носит неоднородный характер. Однако существует ряд общих позиций, характерных для всех экзистенциалистских доктрин. Прежде всего - это убеждение, что исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности.

Это бытие (экзистенция) - единств, подлинная действительность. Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности). Т. Е, человек вначале появляется на свет, существует, действует и лишь потом определяет свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели (хочет быть таким, а не иным). Т. О., существовать - значит создавать себя, выбирать себя среди разнообразных форм и содержаний. Э. Рассматривает экзистенцию как цепь неогранич. И непредвиденных актов сознания. Существование человека - драма свободы. В каждой из неповторимых фаз процесса самосозидания оно придаёт новый смысл всем моментам, предшествующим этой фазе. Поэтому от любого решения, от любого акта воли и выбора зависит та сущность, к-рую формирует бытие отд.

Личности. Это не значит, однако, что Э. Считает человека существом, не связанным со средой, в особенности с др. Людьми. Существование человека, согласно Э., вплетено в окружающую среду. Ведущие представители Э. Выражают эту мысль с помощью разл. Понятий. Совместное бытие (Хайдеггер), коммуникация (Ясперс), другой человек (Марсель), ситуация (Сартр), но их объединяет понимание взаимоотношений между людьми как взаимоотношение двух человек - Меня и Другого. Поэтому взаимоотношения между группами людей, между личностью и группой, между изолиров. Личностью и личностью как членом группы признаются ими абстрактными и производными. Конкретное «Я» живёт всегда среди др. Людей, существует в глазах других, в отношениях с другими.

Человек одинок в своих чувствах, а стремясь излить их на др. Человека, делает его своей жертвой. Другое «Я» самоутверждается, низводя Меня к роли предмета, превращая Меня в вещь. Э. Отрицает рационалистич. Противопоставление мыслящего субъекта мыслимому объекту. По мнению экзистенциалистов, нет одной истины, истин много, истиной является «субъективность», а следовательно, её находят, углубляясь в себя, исследуя структуру своих собств. Переживаний. Единств, действительность живой личности - это её собств. Этич. Действительность. Настоящая деятельность для неё - не внеш. Активность, а внутр. Решение.П. П. Гайденко.Э. Не создал цельной пед. Доктрины, к-рая имела бы воплощение в шк. Практике, но оказывает заметное влияние на развитие заруб, пед.

Мысли. Пед. Проблематика находит отражение в соч. Наиб, известных философов-экзистенциалистов, а также в худ. Лит-ре экзистенциалистского направления (произведения Камю, Сартра, С. Де Бовуар и др.). Неоднородность Э. Как фил ос. Течения проявляется и в пед. Суждениях представителей Э. Их объединяет, однако, общность взглядов по ряду важных пед. Проблем. При определении сущности процесса воспитания, его целей, задач и возможностей теоретики экзистенциалистской педагогики исходят из свойственного Э. Понимания мира, существования и природы человека. Назначение человека, напр., Ясперс видит в требовании - «стать самим собой», в процессе жизни «определить своё самобытие» и через него «осуществить себя» в окружающем мире.Э. Допускает т.

Н. Партнёрские коммуникативные связи. Это встреча экзистенций двух личностей, к-рая не только не мешает, но способствует подлинному осуществлению сущности человека. Поэтому экзистенциалистская педагогика допускает лишь «партнёрские» отношения между воспитателем и воспи-туемым. Призвание педагогики Э. Состоит в том, чтобы спасти одинокого человека в «самом человеке», в его внутреннем «Я» путём «обновления его экзистенции».Педагогика Э. Пропагандирует взгляд на человека как на существо, никогда не достигающее совершенства. По Ясперсу, человек, подвергаясь лишь внеш. Изменениям, не меняет своей сущности. Экзистенция не подвержена глубокой деформации, а претерпевает мгновенные воздействия и быстропреходящие изменения.

На этом основании отвергаются вос-питат. Предпосылки, покоившиеся на постепенном совершенствовании человека. О. Ф. Больнов, критикуя прежнюю педагогику («педагогику постоянных процессов»), утверждает, что результаты воспитания нельзя планировать. Воспитание - не прямолинейный, а скачкообразный процесс. Многочисленные непостоянные факторы нарушают плановую и целенаправленную деятельность воспитателя. Сам факт существования экзистенции человека не терпит никакого планирования. Функция воспитания, согласно Э., ограничена и состоит в том, чтобы способствовать полному проявлению сущности человека, облегчить его самобытие. Идеалом является установление равновесия между внутр. Состоянием человека и внеш. Средой. Нарушение равновесия может иметь пагубные последствия.

Поэтому в задачу экзистенциалистской педагогики входит нахождение путей и средств для решения конфликтов, возникающих между человеком и обществом, между объективными и субъективными нормами, идеалами и действительностью.В свете экзистенциалистских представлений о свободе личности задача педагогики усматривается в раскрытии и развитии индивид, возможностей человека в ситуации «выбора», конфликта с ближайшим окружением (малой группой), в противостоянии «массовости». Воспитание растворяется в процессе жизни и интерпретируется как «антропологическое явление» - нек-рое вспомогательное средство человеч. Бытия. Такой подход неизбежно приводит к принижению значимости в реальной жизни организованных образоват.

Процессов. Педагогика «существования» признаёт в образовании «озарение экзистенции», но его цели сводит к формированию навыков самосознания и осмысления своего положения в ближайшем человеч. Окружении во имя преодоления возникающих противоречий и жизненных трудностей. Решающее и первостепенное значение придаётся самовоспитанию. Оно в определённой мере противопоставляется систематич. И науч. Образованию, с к-рым теоретики Э. Связывают искусств, и неоправданное вмешательство во внутр. Мир индивида.Во 2-й пол. 20 в. Э. Оказал известное влияние на формирование отд. Концепций философии образования, педагогической антропологии и др. В ст. «О границах пед. Планирования» (1952) Ясперс критиковал традиц. Педагогику за то, что она, используя психологию в качестве инструмента прогнозирования достижений, ставит своей конечной целью приобретение знаний учащимися и повышение их академии, успеваемости.

Он утверждал, что «науки - лишь элемент воспитания», а его «выдающиеся результаты появляются и тогда, когда отсутствуют наука, дидактика и психология». Гл. Качеством педагога предстаёт способность формировать у ученика или воспитанника экзистенциальное мышление. По существу «снятым» оказывается вопрос о специальной науч. Подготовке учителя. Экзистенциалистская педагогика лишает образование самостоят, задач, целиком подчиняя его целям воспитания.Центральной для педагогики выступает этическая проблема - нравств. Позиция и поведение человека. Именно в этой области особенно заметны усилия педагогов-экзистенциалистов создать «новую» теорию нравственного воспитания. Характерным для построений Э. Категориям эгоизма, страха, утраченной веры Больнов, напр., противопоставляет такие личностные и характерологические черты, как упорство, терпимость, надежду, благодарность, к-рые, по его мнению, необходимы для формирования «нового доверия к жизни».

Провозглашается необходимость создания «теории непостоянных воспитат. Форм». Это означает не ликвидацию классич. Педагогики «постоянных воспитательных форм», а её обогащение новыми пед. Понятиями, новыми воспитат. Формами. К числу таких относятся «воззвание к совести», «наставление», «рефлексия», «включение в действие» и др. Эти формы призваны воздействовать только на экзистенциальную сферу, наряду с ними могут быть использованы «постоянные формы» пед. Воздействия. В основе этих утверждений лежит представление о «многослойное™» человеческой природы, позволяющее использовать разл. Пед. Формы и методы воздействия применительно к разным «слоям» человека (бытие, сознание, разум, экзистенция).Лит. Хайдеггер М., Разговор на просёлочной дороге, М., 1991.

Его же, Время и бытие, М., 1993. Сартр Ж. П., Экзистенциализм - это гуманизм, [1946], в кн. Сумерки богов, М., 1989. Его же, Слова, М.,1966. Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963. Шварц Т., От Шопенгауэра к Хайдеггеру, М., 1964. Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм и науч. Познание, М., 1966. Совр. Экзистенциализм, М., 1966. Вульфсон Б. Л., Экзистенциализм и педагогика, в кн. Общие основы педагогики под ред. В. Е. Гмурмана и Ф. Ф. Королева, М., 1967. Яркина Т. Ф., Кри-тич. Анализ состояния и тенденций развития бурж. Педагогики в ФРГ, М., 1979 (гл. 2). Т а в-р и з я и Г. М., Г. Марсель. Между христ. Экзистенциализмом и новым орфизмом, М., 1982. Кл eller G. F., Existentialism in education, N. Y., 1958. Morris V. C, Existentialism and education, N.

Y., [1966]. Vandenberg D., Being and education. An essay in existential phenomenology, Englewood Ckffs, N. Y., [1971]. G r e e n e M, Teacher as stranger. Educational philosophy for the modern age, Belmont (Calif.), 1973. Б. Л. Вульфсон, А. Ф. Михайлов..

Значения в других словарях
Экзистенциализм

(от позднелат. Exsistentia — существование) или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. Де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. Получил распространение и в других европейских странах. В 60-е гг. Также и в..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. Exsistentia - существование) - или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное по..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелатинского exsistentia - существование) (философия> существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период> 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия> жизни, феноменология>. Различают религиозный (К. Ясперс>, Г. Марсель>, Н.А. Бердяев>, Л. Шестов>, М. Бубер>) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм. Центральное ..

Экзистенциализм

..

Экзистенциализм

..

Экзистенциализм

Экзистенсиализм, существование. ..

Экзистенциализм

М.Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь, "человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т.п.. ..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ [тэ], -а. М. [от лат. Exsistentia - существование] В западноевропейской философии и литературе середины 20 в. Направление, исследующее личный опыт, неповторимость человеческого существования, невыразимого на языке понятий, но интуитивно учитываемого каждым человеком при принятии важных решений. Религиозный э. Атеистический э.. ..

Экзистенциализм

- (от лат. Existentia - существование) - философское, а позднее литературное направление 40-х - 60-х гг. ХХ в., сформировавшееся в западноевропейской литературе накануне второй мировой войны, в американской и японской сразу после нее. Опираясь на философию живших в XIX в. Ф. Ницше, С. Кьеркегора, позднее Н. Бердяева, на философские идеи Ф.М. Достоевского, экзистенциалисты рисовали человека в мире распадающихся связей, абсурдном, лишенном нравственных основ прошлого (например, Бога), в состоянии ..

Экзистенциализм

(existentialism). ..

Экзистенциализм

Важное философское движение 20-го века, которое заняло место между рационалистическим идеализмом и полностью объективным материализмом. Основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль философского противовеса теориям, которые подчеркивают роль общества и социальных групп. Это направление также породило форму психотерапии (см. Экзистенциальная терапия), которая с..

Экзистенциализм

- существование, философия существования. Иррационалистическое направление в философии, возникшее в начале XX в. В России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а затем в других странах. Идейные истоки. Учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Центральной проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, который раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях. Борьба, страдание, угроза смерти. Постигая смысл ..

Экзистенциализм

(от позднелат. Ex(s)istentia - существование), философия существования, - идеалистическое направление совр. Бурж. Философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. Революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии - после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции - в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них - Г. О. Марсель), в 40-50-е гг. Распространился и в др. Европ. Странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии -..

Экзистенциализм

(позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине 20 в. Э. Широко распространился и в других странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии - Аббан..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время 1-й мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине века Э. Широко распространился и в др. Странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии - Н...

Экзистенциализм

[позднелат. — ex(s) istentia — существование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине 20 в. Э. Широко распространился и в других странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии — Аббан..

Эдукационная Комиссия

(Komisja Edukacji Narodowej), первый в Польше правительственный светский орган управления системой просвещения. Создана в 1773 решением Сейма по инициативе гос. Деятелей во главе с королём Станиславом Августом Понятовским.Организация Э. К. Была обусловлена, с одной стороны, потребностями в создании новой системы образования, охватывающей все слои польск. Общества. С другой - появлением материальных средств (вследствие национализации имущества упразднённого папой римским ордена иезуитов в 1773), ..

Экзамены

(от лат. Examen - взвешивание, испытание), одна из традиц. Форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. Э. - 200 н. Э. И применялись для отбора чиновников. В Европе Э. Были введены в ср.-век. Ун-тах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. Система Э. Использовалась во всех европ. Странах.В России первыми уч. Заведениями, где проводились Э., были школа Э. Глюка (осн. В 1705) в Москве и Акаде-мич. Гимназия (осн. В 1726) в Петербурге. С 1786 в нар. Уч-щах был..

Экология И Педагогика

Термин «экология» (от греч. Oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. Наук и развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой.В совр. Науке понятие «экология» не ограничивается только биол. Рамками. Выделяют социальную, техн., мед. Экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. Комплексную эк..

Экономика Образования

Раздел экон. Теории, изучающий специфику разл. Форм образоват. Деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления. Науч. Дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. Проблемы развития образоват. Сферы, рационализации пед. И хоз. Деятельности учреждений и органов управления образованием.Экон. Роль общеобразоват. Подготовки и проф. Квалификации работников подчёркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. ..

Дополнительный поиск Экзистенциализм Экзистенциализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экзистенциализм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экзистенциализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 15 символа