Экскурсия Историческая
(от лат. Excursio - поездка) - наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. В СССР и странах социализма Э. И. Является одной из форм распространения исторических знаний и историко-краеведческой работы, содействует формированию мировоззрения, служит целям коммунистического воспитания трудящихся. Э. И. Различаются по тематике в соответствии со специализацией историч. Науки (историко- революционные, историко-партийные, военно- историческая, археологическая, этнографи- ческая и т.
П.), а также по способу проведения и составу участников.Экскурсионное дело в России начало развиваться с экскурсионной практики. Первые Э. И. Проводились в школах и музеях. Они стали проводиться для школьников в кон. XVIII - нач. XIX вв. Сторонниками введения экскурсий в систему школьного преподавания были Н. И. Новиков, академик В. Ф. Зуев. Устав народных училищ, а также школьный устав 1804 содержали рекомендации о проведении экскурсий со школьниками. Первые из них проводились на историко-естественные темы, позже в практику преподавания вошли также и Э. И. В 1883 открылся Исторический музей. Положением о музее массовые экскурсии не предусматривались. Первые экскурсии (три за год) в Историческом музее состоялись в 1889. Экскурсии по музею проводились редко и нерегулярно и впоследствии.
В 1909 музей посетило всего 140 экскурсионных групп. В кон. 19 - нач. 20 вв. В ряде городов в целях организации экскурсий по памятникам истории и культуры возникают, главным образом при педагогич. Обществах, экскурсионные учреждения (Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, Историч. Комиссия Общества по распространению технич. Знаний и др.). Нек-рые из них начинают обслуживать туристов. В 1907 при Российском клубе туристов была основана орг-ция "Экскурсии по России". В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, осуществлявшая Э. И. Для школьников и педагогов. Одновременно с ростом числа экскурсий закладывались их научно-методич. Основы. В 1910 под редакцией Б. Е. Райкова в Петербурге вышел сб.
"Школьные экскурсии, их значение и организация" - первая рус. Научно-методич. Работа по экскурсионному делу. В 1914-16 в Москве издавался первый в России журнал, посвященный экскурсионному делу, - "Экскурсионный вестник". В нем сотрудничали историки Б. А. Тураев, В. И. Пичета, М. К. Любавский и др. Экскурсионная периодика выходила в те годы также в Ярославле ("Русский экскурсант") и в Одессе ("Школьные экскурсии и школьный музей"). Освещение историч. Процесса в школьных экскурсиях находилось под воздействием офиц. Дворянско-монархич. Историографии, в частности реакционных идей Д. И. Иловайского - автора школьных учебников. Прогрессивные историки-экскурсоводы раскры- вали при проведении Э. И. Роль народных масс, анализировали влияние социально- экономических причин на ход исторических событий.
В дореволюционной России большевики использовали Э. И. Как форму легальной работы с массами в целях политич. Агитации. Объявления о проведении Э. И. Давались в большевистской прессе. Полиция запрещала экскурсии для трудящихся (1 мая 1916 в Москве), закрывала прогрессивные экскурсионные учреждения (Общество содействия устройству общеобразовательных народных развлечений).После Великой Октябрьской социалистической революции Э. И. Стали средством культурно-просветительной работы в процессе культурной революции в СССР. Государственное руководство экскурсионным делом в стране в 1918 стал осуществлять внешкольный отдел Наркомпроса, к-рый возглавляла Н. К. Крупская. Большое внимание развитию экскурсионного дела, в частности Э.
И., уделяли М. И. Калинин, А. В. Луначарский. Количество Э. И. Резко возросло. Были разработаны специальные экскурсии для неграмотных. Изменился социальный состав экскурсантов. Например, во 2-й пол. 1918 в Москве две трети экскурсантов составляли рабочие (в 1912-13 - менее 2%). Экскурсии приобрели подлинно народный характер.В экскурсионной тематике впервые получила отражение история революц. Движения в стране. Первые гор. Экскурсии на историко-революц. Темы стали проводиться по инициативе Н. К. Крупской по Москве и Ленинграду. В 1923 в Москве был разработан первый экскурсионный цикл "Ленинизм". Расширению историко- революционной и историко-партийной тематики, усилению идейно-воспитательного значения экскурсий содействовало открытие Музеев революций в Ленинграде и Москве, а затем Музеев В.
И. Ленина. Образование единой гос. Сети музеев содействовало развитию их научно-просветительной деятельности, в к-рой основное место занимают экскурсии. В историч. Музеях были организованы экскурсионные бюро и отделы. Экскурсии вошли в учебные программы советской школы. В 1918 было основано Центральное бюро школьных экскурсий (с 1921 - Опытно-показательная база НКПроса). В 1930-х гг. Открыты детские экскурсионно-туристские станции (центральная - в 1932). Для разработки общих принципов экскурсионного дела и развития экскурсионной теории в 1921 были учреждены музейно-экскурсионные институты в Москве и Ленинграде, созывались всероссийские экскурсионные конференции (1921, 1923, 1926). Выходила литература, посвященная экскурсионной методике.
В 1922 издавался журн. "Экскурсионное дело". Активное участие в этой работе принимали историки Н. А. Гревс, Н. А. Гейнике, H. M. Дружинин и др.В 1928 было создано акционерное общество "Советский турист", реорганизованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), первый съезд к-рого состоялся в 1932. ОПТЭ стало руководить развитием экскурсионного дела в стране. С целью подготовки квалифицир. Кадров были открыты экскурсионные техникумы в Москве (1932), Ленинграде, в Крыму, на Сев. Кавказе, в ряде городов Украины. В 1936 по решению ЦИК СССР экскурсионная работа по городам и туристским маршрутам была передана ВЦСПС, при к-ром было органи- зовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ).
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР" (16 мая 1934), утвердив новые принципы преподавания истории и обучения, оказало большое влияние на содержание Э. И. И определило их место в системе школьного образования. Наряду со школой Э. И. Использовались и при изучении истории в высших учебных заведениях (Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, Университет народов Востока, исторический факультет МГУ и др.).В годы Великой Отечественной войны 1941-45 экскурсионная работа резко сократилась. Многие памятники истории и культуры были уничтожены фашистами. В основном проводились военно-историч. Экскурсии по музейным и выставочным экспозициям с целью военно-патриотич. Воспитания.
После окончания войны началось восстановление экскурсионных учреждений и перестройка их деятельности в соответствии с новыми условиями. В 1947 были восстановлены экскурсионные бюро Москвы и Ленинграда, затем Киева, Волгограда и др. Городов. Послевоен. Годы отмечены подъемом экскурсионной работы в связи с развитием массового туризма, повышением культурного уровня и благосостояния народа. Расширялись тематика и география экскурсий. Значительное место занимали военно-исторические, историко-революционные темы. В 1958 в Москве и Ленинграде проходили методич. Конференции, обсуждавшие проблемы общей и частных экскурсионных методик, в том числе методику подготовки и проведения Э. И.В 60-70-х гг. На Э. И. Широко показывались памятники истории и культуры, чему активно содействовали общества охраны памятников, созданные во всех областях, краях и республиках СССР.
Углублению содержания Э. И. Содействовала работа по составлению свода памятников истории и культуры. Разрабатывались новые экскурсионные темы, посвященные жизни и революционной деятельности В. И. Ленина и его соратников, истории КПСС, первой русской Революции 1905-1907, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войнам.Э. И. Действенно пропагандируют революционные, боевые и трудовые традиции советского народа, воспитывают социалистич. Патриотизм. Важными этапами развития экскурсионной работы в СССР явились празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 30-летия победы в Великой Отечественной войне. 30 мая 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", предусматривающее массовое развитие туризма и экскурсий, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреж- дений, превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения.
Руководство туристско-экскурсионной работой, организация путешествий и экскурсий в стране осуществляются ВЦСПС через профсоюзные органы и систему советов по туризму и экскурсиям (1962).На 1 января 1975 насчитывалось 409 экскурсионных учреждений профсоюзов. В 1973 они провели 775 тыс. Э. И. На 2554 темы, в к-рых приняло участие свыше 23 млн. Экскурсантов. Кроме того, Э. И. Проводят музеи исторического, краеведческого и мемориального профилей, находящиеся в ведении союзного и республиканских министерств культуры (в 1974 Гос. Ист. Музей с тремя филиалами провел 21,1 тыс. Экскурсий), общества охраны памятников истории и культуры, детские экскурсионно- туристические станции, отделения бюро молодежного туризма "Спутник" ЦК ВЛКСМ.Опыт работы экскурсионных учреждений был обобщен на Всесоюзной методической конференции, созванной Центральным советом по туризму и экскурсиям (1970).
Кадры экскурсоводов-историков подготавливаются на историч. Факультетах ряда ун-тов и педагогич. Ин-тов, на факультетах общественных профессий ин-тов, центральных и зональных курсах советов по туризму и экскурсиям, а также в музеях и экскурсионных учреждениях. Разработку научно-методич. Основ экскурсионного дела ведут Н.-и. Ин-т культуры (издает труды по экскурсионному делу), Н.-и. Ин-т теории и истории педагогики, Н.-и. Лаборатория Центрального совета по туризму и экскурсиям. Вопросы экскурсионной работы освещаются также журналом "Турист".Лит. О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС, в кн. Сб. Постановлений ВЦСПС. Апрель-июнь 1969, (М.), 1969. Крупская Н.
К., Задачи школы 1 ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Педагогические сочинения, т. 3, М., 1959. Звягинцев E. A., Учебно-исторические экскурсии в Москве, М., 1918. Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.-Л., 1930. Александров Ю. Н., Экскурсионная работа в Москве. Исторический очерк, в сб. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев, М., 1961. Его же, Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974. Александров Ю. Н., Пачулиа В. П., Основные этапы развития экскурсионного дела в СССР, в сб. Актуальные проблемы экскурсионного дела. ЦНИ лаборатория туризма и экскурсий, Сухуми, 1972. (Депутатова В. Н.), Экскурсии на историко-революционные темы, М., 1973.
(Минаев Д. A.), Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы, М., 1973. (Мишин П. И., Смирнов И. Г.), Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий на исторические темы, М., 1974. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е., Экскурсионная работа по истории, 2 изд., М., 1974.Ю. Н. Александров. Москва..
Дополнительный поиск Экскурсия Историческая
На нашем сайте Вы найдете значение "Экскурсия Историческая" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экскурсия Историческая, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 22 символа