Афанасий Великий
(A(anЈsioj Р Mљgaj), АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, свт. (ок. 295-373), отец Церкви, защитник Православия в эпоху арианского кризиса. Род. В семье егип. Христиан. С юных лет тяготел к монашеству. В 319 рукоположен во диакона. Свою борьбу против Ария начал еще на I *Вселенском Соборе (325). С 328 предстоятель Александрийской Церкви. Из-за происков арианской партии неск. Раз был изгоняем, скрывался в пустыне (в целом 15 лет провел вне кафедры). Пользовался горячей любовью народа. В защите Православия от подрывавшего основы Церкви арианства проявил несгибаемую волю и мужество. А. Не получил, в отличие от многих св. Отцов, основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд патристич. Наследия. А. Стал одним из основоположников христ.
Агиографии, написав житие прп. Антония Великого. Память свт. А. Правосл. Церковь празднует 18 января и 2 мая. К экзегетическим творениям А. Относится 1) "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов". В этой книге свт. А. Определяет Псалтирь как часть Свящ. Писания, в к-рой объединены все осн. Темы Библии. "Каждая книга выполняет собственное свое назначение. Книга же Псалмов, подобно саду "со сладкопением передает излагаемое в них и, воспевая о том, показывает опять и свои особенности" (II). В Псалтири, по словам свт. А., с одной стороны, отражена внутренняя жизнь души. Молитва, скорбь и радость, а с другой - предрекается земная жизнь Христа. А. Первым разделил псалмы по тематич. Категориям (XIV), что стало впоследствии важнейшим методом исследования Псалтири.
2) "Толкование на псалмы". В нем, в частн., объясняется, почему нек-рые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого А. Видит в самом царе-псалмопевце. "Он избрал певцов. И потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду" (Предуведомление к Толкованию на псалмы). Всего святителем истолковано 148 псалмов. Его комментарий - прообразовательный и нравственно-догматический. 3) "Беседы на Ев. От Матфея" сохранились лишь в фрагментах, как и "Толкование на Ев. От Луки". Это лишь часть более обширного собрания экзегетич. Трудов святителя, к-рое до нас не дошло. Впрочем, нек-рыми исследователями подвергается сомнению подлинность толкований на Ев. От Матфея и Луки (см. Архим.
К и п р и а н (Керн), Золотой век святоотеч. Письменности, Париж, 1967). M i g n e. PG, t. 25-28. В рус. Пер. Творения, ч.1-4, М., 1851-54. Обозрение четырех Евангелий и Деяний св. Апостолов, составленные по руководству св. А. Александрийского, ХЧ, 1842, №1. Иером. В л а д и м и р (Благоразумов), Св. А. Александрийский. Его жизнь, учено-лит. И полемико-догматич. Деятельность, Кишинев, 1895. Прот. *Г о р с к и й А.В., Жизнь св. А. Великого, архиеп. Александрийского, Серг.Пос., 1902. ПБЭ, т. 2, с. 163-176. П о п о в И.В., Религиозный идеал св. А. Александрийского, Серг.Пос., 1904. С к у р а т К.Е., Сотериология св. А. Великого, Автореф. Дисс., БТ, 1971, сб.7. Е г о ж е, Учение свт. А. Великого о Боговоплощении как основе спасения, БТ, 1973, сб. 11. Q u a s t e n. Patr., v.
3, p.20-79. См. Также ст. Святоотеч. Экзегеза..
Дополнительный поиск Афанасий Великий
На нашем сайте Вы найдете значение "Афанасий Великий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афанасий Великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 16 символа