Буддизм

193

одна из трёх мировых религий наряду с Христианством и Исламом. Б. Возник в древней Индии в 6—5 вв. До н. Э. И в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Б. Считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (См. Будда), то есть пробужденного, просветлённого. Б. Появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого государства, закончившийся образованием в 4 в. До н. Э. Империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, которые осложнялись пестротой этнического состава населения.

Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Б. Был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому Брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Б. Универсальностью предложенного им пути к «спасению» приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешенностью от конкретно-исторической ситуации Б. Оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил. Уже в первые столетия своего существования Б. Разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов — в Раджагрихе (около 477 до н. Э.), в Вайшали (около 367 до н.

Э.), в Паталипутре (3 в. До н. Э.) и в Кашмире (2 в. Н. Э.). Важнейшим событием в истории Б. Было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников «большой общины»), знаменовавшее начало раскола Б., который привёл в начале н. Э. К разделению его на 2 крупнейшие ветви. Хинаяну (См. Хинаяна) («малая колесница» или «узкий путь») и махаяну (См. Махаяна) («большая колесница», или «великий путь»). В течение 1—5 вв. Окончательно сформировались главные религиозно-философские школы Б. В хинаяне — вайбхашики и саутрантики, в махаяне — йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших). Время расцвета Б. В Индии — середина 1-го тыс.

До н. Э. — начале 1-го тыс. Н. Э. Конец этого периода, совпавший с развитием Индуизма, ознаменовался в истории Б. Определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. В индуизме на своей родине, Б. Не исчез. Проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. До н. Э.) — деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив отчасти Среднюю Азию и Сибирь. (В период с 3 в. До н. Э. До середины 1-го тыс. Н. Э. Б. Утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае. В первые века н. Э. Б. Начал проникать в Китай, Тибет, в 4—6 вв. — в Корею, Японию, в 16—17 вв. — в Монголию, В 18 в. — в Бурятию.) В юго-восточных странах утвердилась хинаяна, получившая название южный Б.

В северных — махаяна, ставшая известной под именем северного Б. Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма (веданты (См. Веданта) и йоги (См. Йога)). Столкнувшись же с условиями и культами северных стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с Даосизмом в Китае, Синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т.д. В своём внутреннем развитии разбившись на ряд сект, северный Б. Образовал, в частности, секту дзен (См. Дзено) (возникла в 5 в. В Китае, китайский чань. В настоящее время более всего распространена в Японии). В 5 в. Появляется особое направление Б. — ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием которого возникло новое направление Б.

— Ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологическим комплексам, Б., однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии. Религиозно-философская литература Б. Обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и др. Языках. Большая часть хинаянской литературы входит в так называемый палийский канон — «Типитаку» (буквально «Три корзины»). Из неканонических сочинений школ хинаяны наибольшее значение имеют «Милиндапаньха», а также «Абхидхармакоша» Васубандху. К махаянскои литературе, включавшей в санскритском переводе большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с так называемыми основными махаянскими сутрами, такие источники, как «Махавасту», «Дивьявадана» («Собрание божественных авадан»), «Лалитавистара», сочинения Ашвагхоши (наиболее важное «Буддхачарита»), Арьяшуры («Джатакамала», или «Гирлянда джатак»), Шантидевы и др.

Умозрительная философия махаяны представлена множеством сочинений, из которых наиболее значительны сочинения Нагарджуны («Мадхьямика-карика») и Асанги. Все произведения махаянского и большая часть хинаянского канонов были переведены с санскрита (а иногда непосредственно с пали) на китайский, затем и на тибетский языки. В Тибете эти переводы наряду со многими оригинальными текстами составили два многотомных собрания — «Ганджур» и «Данджур». Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала Б. Выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности.

Основное содержание буддийских книг — практическая доктрина «спасения», или «освобождения». Она изложена в учении о «четырёх благородных истинах». Существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания. Короче — существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б.) — как бытие — это страдание, Б. Определяет страдание, прежде всего некая «реальность», имеющая и объективную (космическую) основу. Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того — ожидание эффектов самого этого ожидания.

Ощущений страха, тревоги и прочие. Т. Е. Страдание в Б. Выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Б. Психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. Принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям. В основе интерпретации страдания как космической реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внешним миром, в частности о психофизических элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами.

Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, то есть находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской литературе горению пламени светильника с характерным для Б. Подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса — вместо субстанции. Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. Души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого «я» с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, так называемых скандх. Чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание. Б. Исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления.

Поэтому в Б. Освобождение, прежде всего, выражено в категориях пути, то есть предстаёт как «правильное поведение» и «правильное знание». В Б. Нет жёсткого канона поведения и, по существу, отрицается значение любой внешней формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, например, в раннем Б., дзен и др. В нравственном плане это означает признание разнообразия и относительности нравственных норм, уравнение нравственно-противоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Главными чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, «текучесть». Это — мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдалённости субъекта всему, что его окружает.

Б. Считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено Б. В доктрине так называемого среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, главной чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутреннего бытия, Одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны).

Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, или Нирвана. В текстах развитого Б. Это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние не проявленного, истинного бытия. Утверждая, что нирвана есть определённое психическое состояние субъекта, Б., в отличие от многих индийских религиозных и философских систем, отрицает потусторонность освобождения от «этого мира». Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный абсолют, причём в философском аспекте абсолют в Б. Описывается как шуньята (буквально — пустота), в религиозном — как дхармакая (органическая общность всего существующего), понимаемая как космическое тело Будды.

По существу Б. Утверждает лишь бытие психологического процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в «я» (не существует противопоставления «я» и мира), для Б. В строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творческим началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение «я», понимаемого как некая духовно-телесная целостность, (Даже ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от основных положений Б. И представляющая собой особую систему йогической практики созерцания, в которую в качестве важнейшей части включен эзотерический ритуал, служащий средством концентрации «духовной силы», основана на общем принципе Б. — утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовно-телесного бытия человека.) Философскую позицию Б.

Можно охарактеризовать как субъективно-идеалистическую, однако внешний мир при этом включен в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Из неабсолютной значимости для Б. Всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В Б. Нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, то есть вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу.

Направления и школы в Б. Подчёркивают те или иные его отдельные тенденции, В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преимущественно личного совершенствования (идеал архата, то есть лица, «достигшего освобождения»). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (буквально «тот, чья сущность — просветление») — существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ. В ходе своего развития Б. Пришел к признанию необходимости внешних форм религиозной жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растет за счёт введения в него как богов исконно индийского происхождения, так и заимствованных из религий принявших Б.

Народов. Главными божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Б., включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. Божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматических свечей и прочее. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным, прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах.

Особенно усложнился культ в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религиозном воздаянии, включавшее представление об аде и рае. Вскоре после возникновения Б. Появились также сангхи (монашеские общины), упорядочившие и определенным образом регламентировавшие анархический образ жизни первых последователей Б. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религиозная организация. Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религиозный наставник. Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и уже поэтому оказавшегося окруженным ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение.

В странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в общественной жизни. Совет, даваемый монахом, — закон для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников и в важные политические центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения (особенно в деревнях), чем правительственные учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т.д. Б. Оказал существенное влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его стран. Распространение Б. Способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья.

В развитии буддийской культуры в средние века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей. Социальная роль Б. Определяется основными положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Б. В своём развитии, его центральным принципом является религиозная идея о необходимости освобождения от пут профанического, «земного», существования. Всякая связь, в том числе любая социальная, рассматривается Б. Как зло. Отрешённость Б. От всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей Б. От борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы. Вместе с тем во многих странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в общественной и политической жизни.

Так, в Южном Вьетнаме буддисты включаются в национально-освободительную борьбу. В то же время есть страны, где буддисты выступают против национально-освободительного движения и социальных реформ в этих странах. Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны. В Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от государственной власти. В Таиланде же Б. Является государственной религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также считается главой местной буддийской общины. Последователи Б., приверженцы хинаяны, составляли в 60-х гг. 20 в. В Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде около 90% населения, на Цейлоне — около 60%. Махаяна имеет последователей в Китае (около 17% населения), Японии (около 50%), Корее, Непале и др.

Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди китайских и японских иммигрантов в Северной (около 170 тыс. Чел.) и Южной (около 140 тыс. Чел.) Америке. Кроме того, имеется небольшое число новообращённых буддистов в США (около 16 тыс. Чел.), в Европе (около 8 тыс. Чел.). Махаяна в её ламаистской разновидности имеет некоторое число приверженцев в МНР, а также на территории СССР — в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах, Иркутской и Читинской областей. Буддийская община в СССР возглавляется Духовным управлением буддистов СССР, избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамболама.

Его резиденция помещается в Иволгинском дацане (монастыре), находящемся в 40 км к Ю. От Улан-Удэ. В современном Б. Существует ряд международных организаций. Наиболее влиятельная — Всемирное братство буддистов, созданное в 1950 на Международном конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон). Духовное управление буддистов СССР является членом Всемирного братства буддистов. В. П. Лучина. Буддизм и искусство. Обширный круг разнообразных художественных памятников, связанных с буддийским культом, сложился на протяжении древности и средних веков. Буддийские иконографические образцы и сюжеты повсюду переплетались с традициями местных культур. На родине Б. В Индии возникли древнейшие памятники искусства, связанного с Б., сложились иконографические традиции, круг символических представлений и образов, основные типы буддийских сооружений — пещерные храмы (где получил развитие своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи), а также ступы (См.

Ступа), строившиеся в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий. Пещерные храмы и подобные ступам памятники (пагоды (См. Пагода), дагобы, субурганы, чортоны, тхаты) широко распространились в др. Странах. В Китае, Японии, Корее сложились разнообразные типы деревянных храмов, развилась не только монументальная, но и станковая живопись с буддийскими сюжетами. С Б. Связаны грандиозные каменные святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбоджи и др., монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала и др., ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии, Бурятии и др. В раннем Б. Вместо самого Будды изображались многочисленные символы — колесо, лань, лев, священное дерево, — связанные с древней индийской космогонией.

Изображения Будды как человека появились лишь в начале н. Э. В искусстве Гандхары (См. Гандхара) и Матхуры (Индия) и впоследствии получили разнообразное претворение в скульптуре и живописи многих стран. С распространением махаяны буддийская иконография обогатилась изображениями местных до буддийских божеств. Н. А. Виноградова. Лит. Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21. Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1—3, СПБ. 1857-69. Минаев И. П., Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887. Розенберг О. О. (сост.), Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П., 1918.

Щербатской Ф. И., Философское учение буддизма, П., 1919. Кочетов А. Н., Буддизм, М., 1968. [Ильин Д. Ф. И Кочетов А. П.], «Буддизм и основы его учения, в кн. Общество и религия, М., 1967. Радхакришнан С., Индийская философия, пер. С англ., т. 1, М., 1956. Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5. Walleser М., Die buddhistische Philosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Hdlb., 1904. Stcherbatsky Th. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word „Dharma», L., 1923. Przyluski J., Le bouddhisme, P., 1932. Thomas E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933. Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951. Glasenapp H. Von, Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954. Frauwallner E., Die Philosophie des Bouddhismus, B., 1956.

Lamotte E., Histoire du Bouddhisme indien. Des origines á I'ére Saka Louvain, 1958. Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, 2 ed., B., 1958. Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâna Buddhism, L., 1907. Murti T. R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]. Dasgupta S. B., An introduction to Tantric Buddhism, Calc., 1950. Bareau A., Les sectes bouddhiques du Petit Vénicule, [Saigon], 1955. March A. Ch., A Buddhist bibliography, L., 1935. В. П. Лучина..

Значения в других словарях
Будде

Евгений Фёдорович [13(25).12.1859, деревня Георгиевка Елизаветградского уезда Херсонской губернии, — 1929, Казань], русский языковед, член-корреспондент АН (1916). Профессор Казанского университета (с 1894). Занимался главным образом проблемами диалектологии и истории русского литературного языка. Соч. К диалектологии великорусских наречий. Исследование особенностей рязанского говора, Варшава, 1892. К истории великорусских говоров. Опыт историко-сравнительного исследования Народного говора в Ка..

Будде Евгений Фёдорович

Будде Евгений Фёдорович [13(25).12.1859, деревня Георгиевка Елизаветградского уезда Херсонской губернии, ≈ 1929, Казань], русский языковед, член-корреспондент АН (1916). Профессор Казанского университета (с 1894). Занимался главным образом проблемами диалектологии и истории русского литературного языка.═ Соч. К диалектологии великорусских наречий. Исследование особенностей рязанского говора, Варшава, 1892. К истории великорусских говоров. Опыт историко-сравнительного исследования Народного говор..

Буддлея

(Buddleja) род растений семейства буддлеевых (прежде относили к семейству логаниевых). Кустарники или небольшие деревья, иногда травы. Цветки обычно мелкие, многочисленные, различно окрашенные, собранные в крупные соцветия. Около 100 видов, распространённых в тропических и умеренных областях Америки, Азии и Южной Африки. Некоторые виды Б. Введены в культуру как декоративные растения. Буддлея Давида (В. Davidii, В. Variabilis — небольшое деревце с душистыми цветками родом из Китая. Имеет много са..

Будё

(Bodö) город на С. Норвегии, на берегу Сальт-фьорда Норвежского моря, административный центр в фюльке Нурланн. 27,6 тыс. Жителей (1969). Рыболовецкий порт. Рыбообработка. Судоверфь. Музей рыбного хозяйства. Конечный пункт железнодорожной линии. Аэродром на международной трассе (Копенгаген — Токио) через Северный полюс. ..

Буддизм

БУДДИЗМ, одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6-5 вв. До н. Э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой ("Пробуждённым"), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту "Повести о Варлааме и Иоасафе". Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским свя..

Буддизм

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6 - 5 вв. До нашей эры. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (смотри Будда). Основные направления. Хинаяна и махаяна>. Расцвет буддизма в Индии 5 в. До нашей эры - начало 1-го тысячелетия нашей эры, распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. Растворился в индуизме. Выступил против свойст..

Буддизм

Название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Общее число буддистов определяется различно. Оно составляет, вероятно, около 400 миллионов, близко подходя к числу христиан. Б. Развился из философского и нравственного учения Сидгарты Гаутамы (Siddharta Gautama), старшего сына Судгоданы (Suddhodana), бывшего правителем в Капилавасту и вождем арийского ..

Буддизм

Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. До н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "м..

Буддизм

"Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)религия Будды, очень распространенная в Индии, Сиаме, Тибете, Китае и Японии. Буддистов около 400 мил. По учению Будды жизнь есть зло, и человек должен стремиться к нирване, т. Е. Блаженному покою, когда отсутствуют всякое желания и нет никаких волнений. Аскетизм, самопожертвование за ближнего и любовь к людям суть средства к достижений блаженства.(Источник. "Полный словарь и..

Буддизм

См. Вера.... ..

Буддизм

М.Одна из мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. До н.э. И получившая распространение в Китае, Японии, Бирме, Монголии и некоторых других странах Востока.. ..

Буддизм

БУДДИ́ЗМ -а. М. Одна из мировых религий, основанная на учении о "четырёх благородных истинах". Страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. До н.э. В Индии и назван по имени его основателя Сидхартхи Гаутамы (около 623 - 544 гг. До н.э.), прозванного Буддой, т.е. Просветлённым. Распространён в странах Востока.. ..

Буддизм

-а, м. Распространённая во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. До н. Э. На основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития. Религиозно-философская система буддизма. Ранние тексты буддизма. II прил. Буддийский, -ая, -ое. Буддийские мифы. Буддийские философы.. ..

Буддизм

Буддизма, мн. Нет, м. Религия, основанная Буддой в Индии.. ..

Буддизм

Одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. До н. Э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления. Хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. До н. Э. - нач. 1-го тыс. Н. Э. Распространился в Юго-Вост. И Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. Растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладани..

Буддизм

В Японии стал распространяться в VI в. Учение Будды было одной из важнейших составляющих культурного потока, перенесенного эмигрантами на Японские острова с континента, однако ни в Корее, ни в Китае буддизм не сыграл такой выдающейся исторической роли, как в Японии. (О распространении буддизма в Японии см. Статью "Асука".) Сегодня его наряду с синтоизмом - национальной японской религией - исповедуют большинство верующих японцев. В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько е..

Буддизм

— одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тысячелетия до н. Э. И распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Приверженцы Б. Считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности это связано с тем, что прежние племенные религии в период появления рабовладельческих государств перестали отвечать новым общественным условиям. Из групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 в...

Буддизм

Одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Б. Возник более 2 тыс. Лет назад в Индии и получил распространение в странах Центр. И Вост. Азии.Интерес к Б. В науке появился во 2-й пол. 19 в., когда были изданы в подлинниках и переводах на европ. Языки важнейшие палийские и санскр. Тексты, излагающие историю и вероучение Б. Впоследствии для изучения Б. Была привлечена также кит. И япон. Лит-ра, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках..

Буддизм

Философско-религ. Течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. Из Индии.Процесс адаптации Б. К кит. Культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. Философии и культовой практики.Согласно традиции, основателем Б. Считается инд. Принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. До н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды - "Просветленного". Б. Зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. Версии, в противовес ему в среде небрахмани..

Буддизм

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253..

Буддизм

- самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. До н.э. В Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой - "просветленным". Б. Имеет приверженцев в основном в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. На 1 января 1998 г. В РФ зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ (общин), 1 духовно- образовательного учреждения, 2 монастыря, 4 миссий Б.. ..

Буддизм

Религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253 до н.э.) ..

Буддизм

Основанная историческим Буддой в V в. До н. Э. Духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Б. Сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI в. (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами. Сближение непрофессиональных форм Б. И индуизма. Подъем веданты и пр.). В основаниях своих Б. Отличе..

Буддизм

Религиозно-философское учение, зародившееся в Индии в 6-5 веках до Рождества Христова. Основателем является царевич Гаутама, прозванный Буддой. Буддизм отрицает бытие Бога, ставит человека в центр мира. Разделен на множество сект.. ..

Буддизм

Во второй половине VI — первой четверти V в. До н. Э. Возникло еще одно религиозно-философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно-мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано с проповедями религиозного деятеля Северной Индии Сиддхартхи Гаутамы (623 — 544 гг. До н. Э.), призывавшего к религиозному очищению человечества, к его освобождению от противоречащих монотеистической идее социальных, половых или каких-либо перегородок и к пе..

Дополнительный поиск Буддизм Буддизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Буддизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буддизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа