Буддизм

205

Во второй половине VI — первой четверти V в. До н. Э. Возникло еще одно религиозно-философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно-мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано с проповедями религиозного деятеля Северной Индии Сиддхартхи Гаутамы (623 — 544 гг. До н. Э.), призывавшего к религиозному очищению человечества, к его освобождению от противоречащих монотеистической идее социальных, половых или каких-либо перегородок и к переходу от созерцания истины к внутреннему перерождению (Лысенко, Терентьев, Шохин, 1994, 126 145). Ведическая традиция уже подготовила индийцев к мысли, что человек может быть озарен огнем божественной истины и поставлен рядом с богами.

В Будде ощущается аскетизм и религиозная сосредоточенность отшельников индийского эпоса. Рассказы о его жизни, полные фантастических деталей, сочиненных благочестивыми почитателями, воспринимаются не как обычная биография, а как священная история обретения религиозным мыслителем нового видения жизни, нового слова, нового мировоззрения. В сведениях об открытии Буддой истин и их распространении имеется много неясного, вызывающего сомнения. И сам образ Будды, обросший мифами, как днище идущего сквозь века корабля ракушками, сформировался под непосредственным воздействием брахманской мудрости. Воинствующий аскетизм соединился в нем с глубочайшим религиозным сосредоточением Ману и Маркондеи. Однако согласно буддийской традиции вскоре после смерти вероучителя его ученики и последователи собрались в Паталипутре — столице государства Магадхи, и один из ближайших учеников Просветленного воспроизвел хранившиеся в его памяти наставления о монашеской жизни (Виная-питаку), тогда как другой ученик огласил свод проповедей учителя (Вутта-питаку), свидетельствующий о традиции.

Только через сто лет после смерти Будды его последователи вновь сошлись, чтобы разрешить возникшие разногласия в понимании учения. Но это им не удалось. Третий собор буддистов в Паталипутре проходил под предводительством царя династии Маурьев Ашоки, о религиозной деятельности которого можно судить по множеству его указов, так называемых «Надписей Ашоки», высекавшихся на скалах, на колоннах и на стенах пещер (Бонгард-Левин, 1993). В царствование Ашоки (273 — 237 гг. До н. Э.) буддизм не был государственной религией, но пользовался необычайной популярностью. Количество памятников, связанных с вероучением Будды и его почитанием от времени Ашоки до 200 г. До н. Э., превосходит все оставшееся от брахманизма и джайнизма вместе взятых.

Надписи свидетельствуют о пожертвованиях в пользу буддийских монастырей от царей и частных лиц. Во многих местах Индии появляются буддийские святыни, из которых поныне наибольшей сохранностью славится монастырь у деревни Санчи. Для понимания специфики буддийской мифологии наиболее типичны так называемые ступы — символические и мемориальные сооружения, хранилища реликвий из камня или земли, как правило, в форме башни. Таковы, например, знаменитая ступа в Саичи или ступа в Бхархуте, рельефы которой воспроизводят эпизоды жизни Будды таким образом, что сам Будда в них не присутствует. Буддисты всячески подчеркивали свое неприятие брахманистских идей, полную самостоятельность и новизну своего учения. Такая позиция характерна для любого ответвления древней религии, стремящегося к самоутверждению.

Однако применительно к буддизму объективное сопоставление его с установками упанишад — а именно с ними буддисты спорят чаще всего, — показывает, что как раз ряд главных положений (прежде всего идея кармы, закона перерождения, представления об иллюзорности индивидуального существования) заимствован у последних. Совпадают также понимание высшего назначения человека (в брахманизме — мокша, в буддизме нирвана), отношение к монашеству и многое другое. Различными были акценты, нюансы, которым сами буддисты придавали решающее значение, и это опять-таки характерно для вновь возникающих религий (и идеологий), ответвляющихся от первоначального ствола. Буддизм не ниспровергал богов, и это сближало его с христианством, принявшим Ветхий завет е его представлением о высшем и единственном бжестве .

Из брахманизма в буддизм вошли боги Брахма, Индра (под именем Чакра), Вишну, Ганеш и другие. Но допущенные в буддийскую догматику и мифологию, старые боги утрачивают не только свое могущество, но и первоначальную специфику и отныне действуют в соответствии с предписаниями Будды, выступающего и для них в роли учителя, освободителя, спасителя. Нетерпимость, будь то в политической, социальной или теологической сферах, вообще-то чужда буддизму, но своим толкованием священных книг брахманизма буддизм ограничил всепроникающую силу богов пределами девалоки (пространства), оставив им в качестве места обитания лишь гору Меру и воздушное пространство над нею. Оттуда они могли созерцать жизнь, развивающуюся по чуждым им законам, без права вмешательства в нее.

Они были лишены бессмертия, а после смерти получали возможность перерождения лишь в низших формах. Достигнуть нирваны боги могли лишь в том случае, если они родились людьми. И это лучше всего выявляет место в буддизме человека, поставленного над богами, обреченными на вымирание Будучи в принципе безразличен к культу, буддизм не препятствовал сохранению его в тех формах, которые усиливали воздействие идей и способствовали их популяризации. Сохранялось в разумных пределах почитание деревьев, хранящих в своих корнях святость погребенных под ними праведников, в особенности же дерева бодхи, под которым достиг просветления Будда, цветов, преимущественно лотоса, символа чистоты и чудесного рождения, ряда животных (газелей, быка, слона, льва и других).

Связь древнейшего их культа с Буддой находила отражение в мифах, согласно которым в прошлых своих жизнях он многократно был тем или иным животным, а также в легенде, рассказывающей что среди первых слушателей Будды были и олени. В то же время буддизм отрицательно относился к тому, что в брахманизме рассматривалось как высшая форма почитания богов — к подвижничеству, превращавшемуся в издевательство над природой человека, ибо освобождение толковалось буддистами не как механический, а как глубоко осознанный процесс. Буддизм утверждал, что жизнь — это страдание, причина которого — желания, поскольку исполнение любого желания неотвратимо порождает новые и новые, что человек должен стремиться к прекращению жизни, т.

Е. Разрыву цепи бесконечных перерождений, и что путь к этому спасительному избавлению от жизни — в моральном самоусовершенствовании. Именно поэтому для буддизма характерно главенство этических предписаний как своего рода практических наставлений, принятие которых делает добровольный переход в новую веру не формальным, а продуманным и прочувствованным. Главными были те заповеди, которые отражали представление о добродетели (метта). Высшей добродетелью считалась любовь ко всему живому. «Пусть каждое существо, слабое или сильное, большое или малое, видимое или невидимое, близкое или далекое, рожденное или нерожденное, — пусть каждое живое существо возрадуется». Исходя из этого постулата, верующий должен был принести обет.

«Я буду воздерживаться от причинения вреда живым существам». Это первоначально не предусматривало полного вегетарианства, но впоследствии первый обет стал толковаться именно в таком смысле. Другой обет исходил из представления о священном характере частной собственности, изначально чуждого родоплеменным религиям. «Я даю обет не брать того, что мне не дают», — гласит еще одно предписание. «Я буду воздерживаться от дурного поведения, внушенного влиянием страстей». В культовой сфере это стало означать безбрачие. Буддийские монахи и монахини не могли иметь семьи и обязаны были устранить в своем облике все, что могло придать им привлекательность (отсюда — обязательное бритье головы, запрещение пользоваться благовониями, мазями, украшениями).

Предусматривалось также воздержание от лжи, клеветы, любого рода доносительства, хвастовства. В дальнейшем в правила поведения приверженцев новой религии было введено воздержание от алкогольных напитков, от танцев, музыки, театральных представлений, от пользования широкой и высокой постелью, от приобретения золота и серебра. Запрет на танцы и музыку не распространялся на культовые действа, имелось в виду светское искусство, возбуждающее дурные инстинкты, служащее злу. Заповеди предусматривали благотворительность, милосердие, не просто соответствующий образ мыслей, но и активность в осуществлении добра — помощь бедным, заботу о больных, неприятие воинственности и, в соответствии с этим, всего, что входило в понятие доблести у арьев.

В философском плане буддизм близок к упанишадам и выработанному ими толкованию абсолютного, знания и незнания, дхармы, но в нем почти ничего не оставалось от вед с их чувственными порывами к богам, воплощавшим явления природы. Чувство вытесняется нравоучениями. Любимые народом предания о Пандавах и Кауравах, о Раме и Сите, о любовных приключениях Кришны заменяются мифами о духовных подвигах Будды и Бодхисатвы. (Источник. «Мифы древности. Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.).

Значения в других словарях
Буддизм

одна из трёх мировых религий наряду с Христианством и Исламом. Б. Возник в древней Индии в 6—5 вв. До н. Э. И в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Б. Считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (См. Будда), то есть пробужденного, просветлённого. Б. Появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования един..

Буддизм

БУДДИЗМ, одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6-5 вв. До н. Э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой ("Пробуждённым"), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту "Повести о Варлааме и Иоасафе". Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским свя..

Буддизм

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6 - 5 вв. До нашей эры. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (смотри Будда). Основные направления. Хинаяна и махаяна>. Расцвет буддизма в Индии 5 в. До нашей эры - начало 1-го тысячелетия нашей эры, распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. Растворился в индуизме. Выступил против свойст..

Буддизм

Название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Общее число буддистов определяется различно. Оно составляет, вероятно, около 400 миллионов, близко подходя к числу христиан. Б. Развился из философского и нравственного учения Сидгарты Гаутамы (Siddharta Gautama), старшего сына Судгоданы (Suddhodana), бывшего правителем в Капилавасту и вождем арийского ..

Буддизм

Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. До н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "м..

Буддизм

"Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)религия Будды, очень распространенная в Индии, Сиаме, Тибете, Китае и Японии. Буддистов около 400 мил. По учению Будды жизнь есть зло, и человек должен стремиться к нирване, т. Е. Блаженному покою, когда отсутствуют всякое желания и нет никаких волнений. Аскетизм, самопожертвование за ближнего и любовь к людям суть средства к достижений блаженства.(Источник. "Полный словарь и..

Буддизм

См. Вера.... ..

Буддизм

М.Одна из мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. До н.э. И получившая распространение в Китае, Японии, Бирме, Монголии и некоторых других странах Востока.. ..

Буддизм

БУДДИ́ЗМ -а. М. Одна из мировых религий, основанная на учении о "четырёх благородных истинах". Страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. До н.э. В Индии и назван по имени его основателя Сидхартхи Гаутамы (около 623 - 544 гг. До н.э.), прозванного Буддой, т.е. Просветлённым. Распространён в странах Востока.. ..

Буддизм

-а, м. Распространённая во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. До н. Э. На основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития. Религиозно-философская система буддизма. Ранние тексты буддизма. II прил. Буддийский, -ая, -ое. Буддийские мифы. Буддийские философы.. ..

Буддизм

Буддизма, мн. Нет, м. Религия, основанная Буддой в Индии.. ..

Буддизм

Одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. До н. Э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления. Хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. До н. Э. - нач. 1-го тыс. Н. Э. Распространился в Юго-Вост. И Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. Растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладани..

Буддизм

В Японии стал распространяться в VI в. Учение Будды было одной из важнейших составляющих культурного потока, перенесенного эмигрантами на Японские острова с континента, однако ни в Корее, ни в Китае буддизм не сыграл такой выдающейся исторической роли, как в Японии. (О распространении буддизма в Японии см. Статью "Асука".) Сегодня его наряду с синтоизмом - национальной японской религией - исповедуют большинство верующих японцев. В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько е..

Буддизм

— одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тысячелетия до н. Э. И распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Приверженцы Б. Считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности это связано с тем, что прежние племенные религии в период появления рабовладельческих государств перестали отвечать новым общественным условиям. Из групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 в...

Буддизм

Одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Б. Возник более 2 тыс. Лет назад в Индии и получил распространение в странах Центр. И Вост. Азии.Интерес к Б. В науке появился во 2-й пол. 19 в., когда были изданы в подлинниках и переводах на европ. Языки важнейшие палийские и санскр. Тексты, излагающие историю и вероучение Б. Впоследствии для изучения Б. Была привлечена также кит. И япон. Лит-ра, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках..

Буддизм

Философско-религ. Течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. Из Индии.Процесс адаптации Б. К кит. Культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. Философии и культовой практики.Согласно традиции, основателем Б. Считается инд. Принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. До н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды - "Просветленного". Б. Зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. Версии, в противовес ему в среде небрахмани..

Буддизм

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253..

Буддизм

- самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. До н.э. В Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой - "просветленным". Б. Имеет приверженцев в основном в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. На 1 января 1998 г. В РФ зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ (общин), 1 духовно- образовательного учреждения, 2 монастыря, 4 миссий Б.. ..

Буддизм

Религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253 до н.э.) ..

Буддизм

Основанная историческим Буддой в V в. До н. Э. Духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Б. Сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI в. (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами. Сближение непрофессиональных форм Б. И индуизма. Подъем веданты и пр.). В основаниях своих Б. Отличе..

Буддизм

Религиозно-философское учение, зародившееся в Индии в 6-5 веках до Рождества Христова. Основателем является царевич Гаутама, прозванный Буддой. Буддизм отрицает бытие Бога, ставит человека в центр мира. Разделен на множество сект.. ..

Будай-хэшан

(часто неправильно пишется Пу-тай) («монах с мешком»), Да дуцзы М и л э («толстобрюхий Майтрея»), в китайской буддийской мифологии божество радости, благополучия, довольства, один из 18 лоханей. Отождествляется с деятелем ки-тайского буддизма Ци-цы (умер в 917), который якобы был земным перевоплощением Милэ (Майтреи). Изображения Милэ примерно с 14 в. Поэтому сливаются с изображениями Б.-х. В виде жизнерадостного толстого человека с обнажённым брюхом («смеющийся Милэ»). Излюбленный персонаж кита..

Будда

(санскр. И пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии. 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. Имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первоначально словом «Б.» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма ..

Буддийская Литература

Оригинальное в своей этической основе учение породило великую литературу. Она начала складываться в монастырях Индии на разных ее языках, а после продвижения в долину Ганга мусульман, разгрома ими монастырей и бегства уцелевших монахов — в монастырях Тибета, Бирмы и Шри-Ланки. Кодификация буддийских текстов произошла на этом острове, считавшемся ранее обиталищем ракшасов и местом великой победы над ними Рамы. Ученый Буддхагоша, живший на Шри-Ланке в V в., перевел буддийский канон с сингальского..

Буддийская Мифология

Комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанный с религиозно-философской системой буддизма, возникшей в 6-5 вв. До н. Э. В Индии, в период централизованного государства, и широко распространившейся в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм принято разделять на три течения. Хинаяну («малая колесница»), махаяну («большая колесница»), ваджраяну («алмазная колесница»), которые не представляют собой трёх стадий развития буддизма (как утверждалось некото..

Дополнительный поиск Буддизм Буддизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Буддизм" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буддизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа