Идея
(греч. Idéa) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. Было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы. Для Платона И. — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений. Они составляют особый идеальный мир. В средние века И. Понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу. Бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17—18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. — разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному миру.
Эмпиризм связывал И. С ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. Занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл И. Понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. По Фихте, И. — это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир. Для Гегеля И. Является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214). В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. Как специфической форме этого отражения. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные» (Энгельс Ф., см.
Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. Не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. Как высшую форму теоретического освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет. «Begriff еще не высшее понятие. Еще выше идея = единство Begriff’а с реальностью» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. Происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Эти два момента в И. Отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику И.
И ее место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. Является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности. В науке И. Выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И., искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса.
И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного. П. В. Копнин.
Дополнительный поиск Идея
На нашем сайте Вы найдете значение "Идея" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идея, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 4 символа