Легальный марксизм
(«Лега́льный маркси́зм») идейно-политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса. Возникло в 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин охарактеризовал это течение как «отражение марксизма в буржуазной литературе». Главные представители «Л. М.» П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев выступали в легальной прессе (отсюда название), издавали журнал «Новое слово», «Начало», «Жизнь». Наиболее ярким выражением идейной направленности «Л. М.» в начальный период его существования явилась книга Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). «Легальным марксистам» была чужда идея пролетарского социализма, но их вполне устраивало, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией.
Подвергая критике народников как защитников мелкого производства, Струве в то же время восхвалял капитализм, усматривая в нём высшую ступень развития общества, призывал «признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму», замалчивал его классовые противоречия. Он пытался «подправить» учение Маркса о государстве, подменить марксистскую теорию революционного ниспровержения капитализма либеральной теорией реформирования буржуазного общества. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму,. А к буржуазному либерализму» (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Отрицая социализм как науку, «Л.
М.» выступал против философских основ марксизма. Струве, Булгаков подменяли исторический материализм «экономическим материализмом», который сводили к прямой зависимости между прогрессом социальным и прогрессом экономическим. Лидеры «Л. М.» как теоретики формировались под воздействием различных буржуазных школ и течений, а также бернштейнианства (См. Бернштейнианство). Связь с ним ярко выявилась в 1899, когда Струве в своей итоговой статьей «Марксова теория социального развития» попытался придать ревизионизму «гносеологическое» обоснование, одновременно отстаивая свой приоритет в ревизии отд. Положений марксизма. Противоречивый в теоретическом отношении, «Л. М.» в то же время четко выражал стремление буржуазных теоретиков «.
Взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии. И отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность» (там же, т. 26, с. 227). Будучи противниками революционного марксизма, Струве и его сторонники в то же время выступали, хотя и нерешительно, против самодержавия, за буржуазно-демократические свободы, критиковали народничество. Поэтому революционные марксисты пошли на временный союз с «легальными марксистами», который был использован для совместной борьбы с общим противником — народнической идеологией — основным препятствием на пути распространения марксизма в России. В 1895 был издан сборник статей «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», в котором приняли участие социал-демократы и «легальные марксисты».
В сборнике была помещена статья Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», в основу которой положен его реферат «Отражение марксизма в буржуазной литературе», прочитанный в кружке петербургских марксистов в 1894. В статье Ленин вёл борьбу и против народников и против либерально-буржуазных фальсификаторов марксизма, подверг критике буржуазный объективизм «легальных марксистов», открыто защищавших капитализм, отстоял и развил принцип партийности марксистской философии. Доступ революционных марксистов в легальные журналы полностью оправдал временный союз с «Л. М.». «Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» (там же, т.
6, с. 16). Завершив разгром народничества, Ленин нанёс решительный удар «Л. М.». В ряде статей он показал его эволюцию. Начав как временные попутчики социал-демократов, «легальные марксисты» в период напряжённой борьбы революционных марксистов с «экономистами» окончательно перешли на позиции буржуазного либерализма. Критика Лениным «Л. М.» явилась началом целой исторической полосы в борьбе революционных марксистов против международного ревизионизма. Ко времени выхода «Искры» (декабрь 1900) «Л. М.» как идейное течение перестал существовать. В дальнейшем бывшие лидеры «Л. М.» (Струве, Туган-Барановский и др.) стали врагами большевизма, составив ядро буржуазной кадетской партии. После Октябрьской революции 1917 они входили в состав контрреволюционных белогвардейских «правительств», а в эмиграции вели активную антисоветскую деятельность.
Лит. Ленин В, И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1. Его же. Что делать?, там же, т. 6. Его же, Предисловие к сборнику «За 12 лет», там же, т. 16. Его же, Крах 2-го Интернационала, там же, т. 26. Плеханов Г. В., Статьи против П. Струве, Соч., 3 изд., т. 11, М.—Л., 1928. История КПСС, т. 1, М., 1964. Шириков Л. В., Разоблачение В. И. Лениным струвизма (1894—1901), в сборнике. В. И. Ленин — основатель и вождь КПСС, М., 1960. Ю. А. Аксенов..
Дополнительный поиск Легальный марксизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Легальный марксизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Легальный марксизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 18 символа