Научно-популярное кино

83

один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Н.-п. К. Излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает научное мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения их в практику. Н.-п. К. Рассказывает о жизни и деятельности учёных, о научных поисках, о значении того или иного научного открытия для человечества и др. В зависимости от особенностей научного содержание, обусловливающего использование различных кинематографических средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов — научно-популярные, научно-публицистические и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы.

Впервые они появились в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. Выпускались нерегулярно. В дореволюционной России возникновение Н.-п. К. Связано с инициативой группы московских учёных, организовавших в 1911 научный отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова и выпустивших несколько короткометражных кинолент. После Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В. И. Ленина, который призывал создавать как можно больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники (см. В сборнике «Самое важное из всех искусств», 1963, с. 125), в 1920 были созданы учебные, научно-производственные и научно-популярные фильмы о происхождении торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлическим способом.

В 20-х гг. Научно-популярные фильмы, так называемые культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и искусства, производились уже большинством киностудий страны. 20—30-е гг. Отмечены также рождением некоторых тематических направлений и жанров Н.-п. К. Так, фильм «Механика головного мозга» (1926) В. И. Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы «Великий перелёт» (1925) и «Эль Йемен» (1930) В. А. Шнейдерова, «Лесные люди» (1928) А. А. Литвинова — географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы. Анималистские («В глубинах моря», 1938, режиссеры А. М. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие («Рукописи Пушкина», 1937, режиссеры С. И. Владимирский и А. Н. Егоров, «Третьяковская Государственная галерея», 1939, режиссер В.

Н. Николаи), энтомологические («Инстинкт насекомых», 1939, режиссер А. В. Винницкий). Процесс активного развития Н.-п. К. Характерен для первых послевоенных лет и 50-х гг. Н.-п. К. Получает распространение в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных жанров — киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эстетическое значение («Они видят вновь», 1947, режиссер Н. В. Грачев, «История одного кольца», 1948, режиссер Долин, «Лесная быль», 1949, режиссер Згуриди, «Сикстинская мадонна», 1955, режиссер Я. Л. Миримов, «За жизнь обречённых», 1957, режиссер Д.

И. Яшин, «Дорога к звёздам», 1957, режиссер И. В. Клушанцев, «Шифр Альфа-Тета», 1962, режиссер В. А. Архангельский, «Математика и чёрт», 1972, режиссер С. Л. Райтбурт). Новые задачи, связанные с научно-технической революцией, вызвали появление в 60 — начале 70-х гг. Научно-публицистических произведений о путях развития науки, специфике научного творчества, об интеграции, взаимопроникновении различных наук, о роли науки как новой производительной силы общества и др. Научно-публицистические очерки содержат не только познавательный материал, но и отношение к нему автора. «Рукописи Ленина» (1960, режиссер Ф. А. Тяпкин), «Огненное копье» (1962, режиссер Л. И. Рымаренко), «Кровавое воскресенье» (1964, режиссер Н. А. Левицкий), «Портрет хирурга» (1964, режиссер Грачев), «Человек и атом» (1965, режиссер К.

И. Домбровский), «От клетки к живому организму» (1966, режиссер М. С. Каростин), «Лицом к лицу с расизмом» (1967, режиссер И. А. Зиновьев), «Интеркосмос» (1971, режиссер Д. А. Боголепов) и др. Жанр кинолекции обретает черты живой беседы со зрителем («Язык животных», 1967, режиссер Ф. М. Соболев). Развивается детское научно-познавательное кино, созданное режиссером Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы. «Наука и техника», «Хочу всё знать», «Сельское хозяйство» и др. Значительны достижения Н.-п. К. Др. Социалистических стран. В Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше созданы специализированные киностудии, в Чехословакии — научный отдел на киностудии короткометражных фильмов. В капиталистических странах Н.-п. К. В течение долгого времени использовалось главным образом как средство рекламы.

Фильмы, создававшиеся на средства научных организаций, демонстрировались только в клубах, школах, научных учреждениях. Положение изменилось и связи с научно-технической революцией. Продюсеры стали привлекать к работе в Н.-п. К. Видных режиссёров. Научно-популярные и научно-публицистические киноленты всё чаще стали появляться на экранах кинотеатров и телевизоров. Однако они неоднородны по идейному содержанию. Одни из них воспитывают веру в гуманные пути развития науки, утверждают материалистическое мировоззрение, другие насаждают откровенно идеалистические взгляды на мир. Н.-п. К. Становится ареной острой идеологической борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы социалистических стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды подлинно научных знаний в свете марксистско-ленинских идей.

Лит. Ждан В. Н., Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии, М., 1952. Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., М., 1959. Альтшулер Б. А., Нечаева М. Д., Развитие советского научно-популярного фильма, в кн. Очерки истории советского кино, т. 3, М., 1961. Васильков И., Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, М., 1967. Его же, Экран и наука, М., 1967. Его же, О содержании и форме в научно-популярном сценарии и фильме, М., 1973. Научно-популярный фильм. [Сб. Ст.], в. 1—2, М., 1959—1964. В. 3 — Кино и наука. [Сб. Ст.], М., 1970. И. А. Васильков.

Значения в других словарях
Научно-методический кабинет

(методический кабинет) учебно-вспомогательное учреждение, которое, как правило, осуществляет разработку учебных планов, программ, учебно-нормативных документов. Учебной и учебно-методической документации, литературы, пособий и др. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Оказание методической помощи преподавателям и мастерам (инструкторам) производственного обучения, а также повышение квалификации педагогических и инженерно-педагогических кадров и др. Специалистов...

Научно-популярная литература

произведения о науке и её творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знания. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к Н.-п. Л. Внимание читателей различных уровней образования и возраста. В СССР издаётся Н.-п. Л. Как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей. Н.-п..

Научно-производственное кино

один из видов научного кино, включающий фильмы прикладного значения, пропагандирующие новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве. Такие фильмы называются также технико-пропагандистскими, хотя они не всегда посвящены техническим проблемам. В отличие от научно-популярного кино (См. Научно-популярное кино) Н. -п. К. Ориентируется на массовую, но специализированную аудиторию — работников отдельных отраслей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Задачи Н..

Научно-производственное объединение

одна из форм соединения науки с производством в СССР. Создаются на базе научно-исследовательских институтов (См. Научно-исследовательские институты), возглавляющих объединения. Кроме того, в их состав обычно входят на правах юридических лиц технологические, проектно-конструкторские организации, опытные производства и заводы серийного выпуска продукции. Руководство Н.-п. О. Осуществляет генеральная дирекция, возглавляемая генеральным директором, который одновременно является директором научно-ис..

Научно-популярное Кино

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ кино - один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.. ..

Научно-популярное Кино

Один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.. ..

Дополнительный поиск Научно-популярное кино Научно-популярное кино

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научно-популярное кино" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научно-популярное кино, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 22 символа