Схоластика

127

(лат. Scholastica, от греч. Scholastikós — школьный, учёный, schole̅́ — учёная беседа, школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века. Истоки С. Восходят уже к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедическое суммирование разнообразной проблематики, соединение мистических предпосылок с рассудочными выводами). Христианская Патристика подходит к С. По мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин).

Ранняя С. (11—12 вв.) сложилась в условиях подъёма феодальной цивилизации и папской власти. Она находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях (См. Универсалии) — Реализм (Гильом из Шампо) и Номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция — Концептуализм (П. Абеляр). В этот период С. Нередко сталкивается с инерцией фидеистического антиинтеллектуализма. Не только доктрины отдельных «еретиков», но принцип схоластического рационализма как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиционной линии (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского (См. Бернар Клервоский) и др.). Зрелая С. (12—13 вв.) развивалась в средневековых университетах.

Её общеевропейским центром был Парижский университет. Платонизм (переживший смелое натуралистическое истолкование в философии шартрской школы (См. Шартрская школа), во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации которого происходит размежевание между «еретическим» Аверроизмом, отрицавшим реальность личной души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением С., подчинявшим онтологию Аристотеля христианским представлениям о личном боге, личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя С. (13—14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма.

Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиционные представители этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем) всё энергичнее настаивают на теории двойственной истины (См. Двойственная истина), разрушавшей схоластическую «гармонию» веры и разума. Возрождение оттеснило С. На периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций С. Произошло в так называемый второй С. (16—17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании (Ф. Де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина). Просвещение нанесло второй С. Решающий удар. В конце 19—20 вв. Традиции С. Возрождаются в Неотомизме (см. Также Неосхоластика).

С. Возникла в условиях, когда церковь выступала в виде «. Наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религиозного содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани «философия есть служанка богословия») присуще ортодоксальной С. Наравне со всеми др. Типами правоверно-церковного мировоззрения. Специфично для С. То, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как «священное писание» и «священное предание», так и наследие античной философии, активно использовавшееся С., выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста.

Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — «сверхъестественное» знание, даваемое в «откровении», и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. Норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго — тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные авторитетными комментариями позднеантичных и арабских философов. Потенциально в тех и др. Текстах уже дана «вечная истина». Чтобы актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логических следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений (средний характерный для зрелой С. Жанр «суммы» — итогового энциклопедического сочинения, содержащего нескончаемое множество ответов на вопросы, выводимых из ограниченного числа «правильных» основоположений).

Мышление С. Постоянно идёт путём дедукции (См. Дедукция) и почти не знает индукции (См. Индукция). Его основная форма — Силлогизм. В известном смысле вся С. Есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевропейской науке с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике (См. Мистика) с её стремлением «узреть» истину в экстатическом созерцании. Обиход С., в котором «таинства веры» превращались в ходовые образцы логических задач, вызывал уже в средние века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры («нелепо спорить о троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение бога-сына. В поприще публичного состязания» — восклицал в конце 12 в.

Петр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат друг другу [афоризмы типа «У авторитета — восковой нос» (который можно повернуть, куда угодно), «аргумент от авторитета — слабейший» были распространены среди самых ортодоксальных схоластов], явилось одним из важных импульсов для становления С. Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. «Да и нет»), но вскоре стало общепринятой формой. Противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического мышления (римское право было в Западной Европе одной из наиболее жизнестойких частей античного наследия).

В С. Имеет место юридическая окраска онтологических категорий и онтологизация юридических категорий. Бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов. Сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. П. Напоминают разработку юридических «казусов». Ориентация на жестко фиксированные «правила» мышления помогла С. Сохранить преемственность интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологический аппарат через реставрацию античного наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие С. Мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и немецкого классического идеализма принуждены были широко пользоваться схоластической лексикой).

Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со средневековыми традициями выступили против С., подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово «С.» в бранную кличку бесплодного и бессодержательного умствования, пустой словесной игры. Утверждая догматическую сумму представлений, С. Не способствовала развитию естественных наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, например, областей знания, как логика. Достижения схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математической логики (см. Логика, раздел История логики). Лит. Владиславлев М. И., Схоластическая логика, «Журнал Министерства народного просвещения», 1872, ч. 162, [№ 8], отд.

2. Эйкен Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. С нем., СПБ, 1907. Штекль А., История средневековой философии, пер. С нем., М., 1912. Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957. Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967. Gilson Е., L'ésprit de la philosophic médiévale, 2 éd., P., 1944. Copleston F., A history of philosophy, v. 2—3, L., 1951—53. Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1—2, В., 1957. С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Сходящийся ряд

см. Ряд. ..

Схождение колёс

установка передних колёс автомобиля симметрично под углом к его продольной оси, при этом расстояние между колёсами спереди меньше, чем сзади. С. К. Необходимо из-за установки передних колёс с наклоном в вертикальной плоскости (см. Развал колёс), что вызывает их стремление катиться по расходящимся дугам. С. К. Позволяет устранить это явление и обеспечивает качение колёс по параллельным прямым. Нарушение С. К. Приводит к ускоренному износу шин и ухудшению устойчивости движения автомобиля. С. К. Р..

Схолиасты

(греч. Scholiastái) составители схолий (См. Схолия). ..

Схолия

(греч. Schólia, множественное число от schólion — толкование, объяснение) пояснительные заметки на полях античных (главным образом греческих) и средневековых рукописей. Впервые слово «С.» встречается у Галена (2 в. Н. Э.). В отличие от комментариев, С. Разъясняли не текст целиком, а отдельные пассажи у античных классиков, в Библии, у раннехристианских авторов. Первым схолиастом считают грамматика Дидима Александрийского (1 в. Н. Э.). Различают древние С., восходящие к античным филологам (Аристар..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греч. Scholastikos - школьный - ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а ..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие> в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (11 - 12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм> Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм> ..

Схоластика

Слово "С." происходит от лат. Schola (греч. Σχολή), школа, или, ближе, от производного "Scholasticus" — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово "Scholasticus", употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия. Впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно ф..

Схоластика

Термин "схоластика" этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков. Эпоху схоластики можно разделить на несколько периодов.Пять периодов схоластики. Первый из..

Схоластика

-и, ж.. ..

Схоластика

(от лат. Scholasticus - принадлежащий школе). Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Scholasticus, принадлежащий школе, от schola, школа, греч. Schole. Направление философии в средние века, имевшее тесную связь с богословием. Теперь схоластика есть сухое школьное направление науки.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в упо..

Схоластика

Начетничество, догматизм, калам, гелертерство, умствование, талмудизм. ..

Схоластика

Ж. Греч. Философия внешности, основанная на логике или на диалектике. Вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое. -тик, человек -тического духа. Педанту, сухой школяр.. ..

Схоластика

1. Ж.Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.2. Ж.Бесплодное умствование.. ..

Схоластика

СХОЛА́СТИКА -и. Ж. [от греч. Scholastikos - учёный]. ..

Схоластика

-и, ж. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. И прил. Схоластический, -ая. -ое.. ..

Схоластика

Схоластики, мн. Нет, ж. (греч. Scholastike от schole-школа). 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., истор.). 2. Знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование, начетничество, буквоедство (книжн.).. ..

Схоластика

Заимств. В XIX в. Из лат. Яз., где scholastica «школьные диспуты, риторические упражнения» — суф. Производное от schola «ученое собеседование, диспут, лекция» <. «школа» — <. Греч. Scholē «школа» <. «досуг». См. Школа.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Схоластика

Схола́стика Книжное заимств. Из лат. Scholastica, напротив, схола́стик представлено уже в цслав., ст.-слав. Схоластикъ (Супр.). Из греч. Σχολαστικός.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Схоластика

— школа — средневековая философия в Европе XI—XIV вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и беспредметными рассуждениями. Характерен авторитаризм мышления, исходящий из непреложных истин откровения и выдвигающий на первое место авторитет священного Писания, творения отцов церкви. В широком значении С. — бесплодное умствование, формальные знания, оторванные от жизни и практики, начетничество.. ..

Схоластика

(лат. Scholastica, от греч. Sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. Видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. Период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. Филос. Мысли, то схоластич. Период - время систематизации на базе патр..

Схоластика

(греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в сроем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С, в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм К..

Схоластика

1) Господствующее направление религиозной идеологии и философии средневекового феодального общества, служившее целям теоретического оправдания богословских догматов и защиты церковного "священного писания". Философия в эту эпоху была служанкой богословия. Характерные черты С.- абстрактность, отрыв от опыта и жизни, пустое умствование, лишенное научного содержания. 2) (Пе-рен.) бесплодное, абстрактное умствование. Формальное знание, оторванное от жизни и практики. Начетничество.. ..

Схоластика

(греч. Schola — ученая беседа, школа и лат. Scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11—12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Дополнительный поиск Схоластика Схоластика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа