Схоластика
(лат. Scholastica, от греч. Sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. Видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. Период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. Филос. Мысли, то схоластич. Период - время систематизации на базе патристики при чрезвычайно ограниченном количестве доступных антич. Авторов (вначале Платон, преим. Опосредствованный Августином, затем Аристотель). Систематизация, классификация, выработка иерархии понятий составляли гл. Предмет С. С ее тягой к "Суммам", стремлением дать систему мироздания и миропонимания, зиждившуюся на едином принципе.
Принцип этот дан в откровении, хотя С. Все время стремится к рациональной теологии (вроде попыток доказательства бытия божия Ансельмом Кентерберийским). На Востоке непосредств. Предшественником С. Был Иоанн Дамаскин (8 в.) - автор "Источника знания", первой ср.-век. "Суммы". На Западе у порога С. Стоит Иоанн Скот Эриугена (9 в.), но и он скорее принадлежит концу предыдущего периода. Настоящая С. Начинается с 11 в. Как на Западе (Росцелин, Абеляр и др.), так и на Востоке, где в какой-то мере сюда можно отнести рационалистическое направление византийской философии. Михаил Пселл, Иоанн Итал и особенно Евстратий Никейский и Сотирих Пантевген. Стремление обосновать христианскую теологию обусловило развитие рационалистич. И материалистич.
Тенденций, особенно у наиболее радикальных представителей С. Один из них Абеляр выразил рационалистич. Установку С. В словах. "понимать, чтобы верить" и заявлял, что не может верить в то, чего предварительно не уяснил рассудком. К этой же позиции приближались и такие схоластики, как Аделард Батский (ум. 1110), Гильом из Конша, Жильбер Порретанский, Беренгар Турский (ум. 1167), Иоанн Солсберийский и др.С. Не представляла единого течения. В ее истории большую роль сыграл спор о природе "общих понятий" ("универсалий") и их отношении к единичным вещам. В этом споре, разделившем всех схоластиков на реалистов, признававших первичность универсалий по отношению к единичным вещам, и номиналистов, рассматривавших общие понятия как нечто вторичное и производное по отношению к единичным вещам, в своеобразной форме нашел свое выражение осн.
Вопрос философии - об отношении мышления к бытию. К числу ранних схоластиков-реалистов принадлежали Петр Дамиани (1007-72), выдвинувший формулу, ставшую теоретич. Стержнем С., - "философия - служанка богословия", Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо (ум. 1121) и др. К числу номиналистов - Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Иоанн Солсберийский. Во 2-й пол. 12 в. С., пользуясь методом диалектики, рассматривавшейся как одно из т. Н. Семи свободных искусств, открыла нек-рые возможности для развития логики и естествознания. Стремясь, однако, не допустить развития этих тенденций в ущерб церкви и христианскому богословию, С. В 13 в. Подвергла обработке в христ.-католич. Духе Аристотеля (переводы трудов к-рого на лат. Яз. Стали появляться со 2-й пол.
12 в.). Эта обработка Аристотеля связана с именами Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и их учеников и последователей (Вильем из Мёрбеке (ум. 1286), Петр Испанский (ок. 1224-77)). Подвергая идеи Аристотеля "христианизации", они из учения его "...сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 326 (т. 38, с. 366)). С помощью понятий филос. Учения Аристотеля это направление С. В своем истолковании христианского вероучения пыталось согласовать веру с разумом, откровение со знанием, Библию с науч. Данными. Несколько иначе - более умозрительно и с пренебрежением к чувственному опыту - эту задачу решали "августинисты", опиравшиеся на произведения Августина, а через него - на платоновскую традицию.
Наиболее значительные из них. Александр из Гэльса (1170 или 1180-1245), Джованни Фиданца Бонавентура (1221-74) и др. Борьба аристотеликов и августинистов к нач. 14 в. Трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского ("томистов", концентрировавшихся гл. Образом в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса Скота ("скотистов", связанных преим. С францисканским орденом). В этот период ортодоксальная С. Завоевывает монопольные позиции в большинстве ун-тов Зап. Европы, откуда, пользуясь поддержкой гос. Власти и церкви, ее представители вытеснили своих противников, тех, кто искал путей к рационалистич. И опытному знанию (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.). Схоластики-номиналисты 14 в. (Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура, Николай Орем и др.) отошли от теологич.
Проблематики, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере и обратились к естеств.-науч. Исследованиям. Но это направление не получило в это время достаточного развития, а ортодоксальная С. Все больше укреплялась на позициях Фомы Аквинского. К эпохе Возрождения С. Постепенно утрачивает нек-рые прогрессивные черты, к-рые были ей свойственны в раннем периоде, становится тормозом умств. Развития, насаждая и поддерживая оторванные от жизни, чисто формальные положения, санкционированные церковью. С развитием гор. Культуры, зарождением буржуазии и падением авторитета церкви в ряде стран развернулась борьба против С. Против господства С. В умств. Жизни выступили гуманисты, отвергая богословское содержание С, ее мертвящий формализм и схематизм, оторванность от жизни.
В 16 в. С утверждением контрреформации томизм сделался философ. Основой католицизма. Ср.-век. С. Приспособлялась (гл. Обр. Усилиями иезуитов - Суареса и др.) к новым условиям ("вторая С", неосхоластика). Основу протестантской неосхоластики составило учение Ф. Меланхтона. Господствуя в большинстве европ. Университетов, С. Оставалась офиц. Философией ряда европ. Феод. И полуфеод. Стран до 17-18 вв. (до эпохи Просвещения). Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. Принесли поражение С. Новой формой С. Стал в 19 в. Неотомизм.Лит. Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. Средневековой философии, М., 1957. Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. С нем., М., 1962. Маковельский А. О., История логики, М., 1967.
Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. Культуры по Франции, М., 1953. Рамм Б. Я., Гильом Коншский, в кн. Франц. Ежегодник, 1959, М., 1961. Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928. Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957. Mohr H., Der Kampf gegen Kirche und Scholastik, в кн. Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen (Festschrift für E. Winter), В., 1967, S. 45-58. Crewdson Thomas E., History of the schoolmen, L., 1941.Б. Я. Рамм. Ленинград..
Дополнительный поиск Схоластика
На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластика" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа