Схоластика

83

(лат. Scholastica, от греч. Sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. Видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. Период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. Филос. Мысли, то схоластич. Период - время систематизации на базе патристики при чрезвычайно ограниченном количестве доступных антич. Авторов (вначале Платон, преим. Опосредствованный Августином, затем Аристотель). Систематизация, классификация, выработка иерархии понятий составляли гл. Предмет С. С ее тягой к "Суммам", стремлением дать систему мироздания и миропонимания, зиждившуюся на едином принципе.

Принцип этот дан в откровении, хотя С. Все время стремится к рациональной теологии (вроде попыток доказательства бытия божия Ансельмом Кентерберийским). На Востоке непосредств. Предшественником С. Был Иоанн Дамаскин (8 в.) - автор "Источника знания", первой ср.-век. "Суммы". На Западе у порога С. Стоит Иоанн Скот Эриугена (9 в.), но и он скорее принадлежит концу предыдущего периода. Настоящая С. Начинается с 11 в. Как на Западе (Росцелин, Абеляр и др.), так и на Востоке, где в какой-то мере сюда можно отнести рационалистическое направление византийской философии. Михаил Пселл, Иоанн Итал и особенно Евстратий Никейский и Сотирих Пантевген. Стремление обосновать христианскую теологию обусловило развитие рационалистич. И материалистич.

Тенденций, особенно у наиболее радикальных представителей С. Один из них Абеляр выразил рационалистич. Установку С. В словах. "понимать, чтобы верить" и заявлял, что не может верить в то, чего предварительно не уяснил рассудком. К этой же позиции приближались и такие схоластики, как Аделард Батский (ум. 1110), Гильом из Конша, Жильбер Порретанский, Беренгар Турский (ум. 1167), Иоанн Солсберийский и др.С. Не представляла единого течения. В ее истории большую роль сыграл спор о природе "общих понятий" ("универсалий") и их отношении к единичным вещам. В этом споре, разделившем всех схоластиков на реалистов, признававших первичность универсалий по отношению к единичным вещам, и номиналистов, рассматривавших общие понятия как нечто вторичное и производное по отношению к единичным вещам, в своеобразной форме нашел свое выражение осн.

Вопрос философии - об отношении мышления к бытию. К числу ранних схоластиков-реалистов принадлежали Петр Дамиани (1007-72), выдвинувший формулу, ставшую теоретич. Стержнем С., - "философия - служанка богословия", Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо (ум. 1121) и др. К числу номиналистов - Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Иоанн Солсберийский. Во 2-й пол. 12 в. С., пользуясь методом диалектики, рассматривавшейся как одно из т. Н. Семи свободных искусств, открыла нек-рые возможности для развития логики и естествознания. Стремясь, однако, не допустить развития этих тенденций в ущерб церкви и христианскому богословию, С. В 13 в. Подвергла обработке в христ.-католич. Духе Аристотеля (переводы трудов к-рого на лат. Яз. Стали появляться со 2-й пол.

12 в.). Эта обработка Аристотеля связана с именами Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и их учеников и последователей (Вильем из Мёрбеке (ум. 1286), Петр Испанский (ок. 1224-77)). Подвергая идеи Аристотеля "христианизации", они из учения его "...сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 326 (т. 38, с. 366)). С помощью понятий филос. Учения Аристотеля это направление С. В своем истолковании христианского вероучения пыталось согласовать веру с разумом, откровение со знанием, Библию с науч. Данными. Несколько иначе - более умозрительно и с пренебрежением к чувственному опыту - эту задачу решали "августинисты", опиравшиеся на произведения Августина, а через него - на платоновскую традицию.

Наиболее значительные из них. Александр из Гэльса (1170 или 1180-1245), Джованни Фиданца Бонавентура (1221-74) и др. Борьба аристотеликов и августинистов к нач. 14 в. Трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского ("томистов", концентрировавшихся гл. Образом в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса Скота ("скотистов", связанных преим. С францисканским орденом). В этот период ортодоксальная С. Завоевывает монопольные позиции в большинстве ун-тов Зап. Европы, откуда, пользуясь поддержкой гос. Власти и церкви, ее представители вытеснили своих противников, тех, кто искал путей к рационалистич. И опытному знанию (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.). Схоластики-номиналисты 14 в. (Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура, Николай Орем и др.) отошли от теологич.

Проблематики, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере и обратились к естеств.-науч. Исследованиям. Но это направление не получило в это время достаточного развития, а ортодоксальная С. Все больше укреплялась на позициях Фомы Аквинского. К эпохе Возрождения С. Постепенно утрачивает нек-рые прогрессивные черты, к-рые были ей свойственны в раннем периоде, становится тормозом умств. Развития, насаждая и поддерживая оторванные от жизни, чисто формальные положения, санкционированные церковью. С развитием гор. Культуры, зарождением буржуазии и падением авторитета церкви в ряде стран развернулась борьба против С. Против господства С. В умств. Жизни выступили гуманисты, отвергая богословское содержание С, ее мертвящий формализм и схематизм, оторванность от жизни.

В 16 в. С утверждением контрреформации томизм сделался философ. Основой католицизма. Ср.-век. С. Приспособлялась (гл. Обр. Усилиями иезуитов - Суареса и др.) к новым условиям ("вторая С", неосхоластика). Основу протестантской неосхоластики составило учение Ф. Меланхтона. Господствуя в большинстве европ. Университетов, С. Оставалась офиц. Философией ряда европ. Феод. И полуфеод. Стран до 17-18 вв. (до эпохи Просвещения). Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. Принесли поражение С. Новой формой С. Стал в 19 в. Неотомизм.Лит. Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. Средневековой философии, М., 1957. Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. С нем., М., 1962. Маковельский А. О., История логики, М., 1967.

Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. Культуры по Франции, М., 1953. Рамм Б. Я., Гильом Коншский, в кн. Франц. Ежегодник, 1959, М., 1961. Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928. Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957. Mohr H., Der Kampf gegen Kirche und Scholastik, в кн. Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen (Festschrift für E. Winter), В., 1967, S. 45-58. Crewdson Thomas E., History of the schoolmen, L., 1941.Б. Я. Рамм. Ленинград..

Значения в других словарях
Схоластика

(лат. Scholastica, от греч. Scholastikós — школьный, учёный, schole̅́ — учёная беседа, школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века. Истоки С. Восходят уже к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на в..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греч. Scholastikos - школьный - ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а ..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие> в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (11 - 12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм> Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм> ..

Схоластика

Слово "С." происходит от лат. Schola (греч. Σχολή), школа, или, ближе, от производного "Scholasticus" — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово "Scholasticus", употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия. Впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно ф..

Схоластика

Термин "схоластика" этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков. Эпоху схоластики можно разделить на несколько периодов.Пять периодов схоластики. Первый из..

Схоластика

-и, ж.. ..

Схоластика

(от лат. Scholasticus - принадлежащий школе). Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Scholasticus, принадлежащий школе, от schola, школа, греч. Schole. Направление философии в средние века, имевшее тесную связь с богословием. Теперь схоластика есть сухое школьное направление науки.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в упо..

Схоластика

Начетничество, догматизм, калам, гелертерство, умствование, талмудизм. ..

Схоластика

Ж. Греч. Философия внешности, основанная на логике или на диалектике. Вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое. -тик, человек -тического духа. Педанту, сухой школяр.. ..

Схоластика

1. Ж.Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.2. Ж.Бесплодное умствование.. ..

Схоластика

СХОЛА́СТИКА -и. Ж. [от греч. Scholastikos - учёный]. ..

Схоластика

-и, ж. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. И прил. Схоластический, -ая. -ое.. ..

Схоластика

Схоластики, мн. Нет, ж. (греч. Scholastike от schole-школа). 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., истор.). 2. Знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование, начетничество, буквоедство (книжн.).. ..

Схоластика

Заимств. В XIX в. Из лат. Яз., где scholastica «школьные диспуты, риторические упражнения» — суф. Производное от schola «ученое собеседование, диспут, лекция» <. «школа» — <. Греч. Scholē «школа» <. «досуг». См. Школа.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Схоластика

Схола́стика Книжное заимств. Из лат. Scholastica, напротив, схола́стик представлено уже в цслав., ст.-слав. Схоластикъ (Супр.). Из греч. Σχολαστικός.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Схоластика

— школа — средневековая философия в Европе XI—XIV вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и беспредметными рассуждениями. Характерен авторитаризм мышления, исходящий из непреложных истин откровения и выдвигающий на первое место авторитет священного Писания, творения отцов церкви. В широком значении С. — бесплодное умствование, формальные знания, оторванные от жизни и практики, начетничество.. ..

Схизма

См. Разделение церквей.. ..

Схиммелпеннинк

(Schimmelpenninck), Рютгер Ян (31.X.1761 - 25.III.1825) - нидерл. Гос. Деятель. Род. В Девентере. Образование получил в Амстердамском ун-те, по профессии - юрист. С. - сторонник Великой франц. Революции, умеренный республиканец, один из основателей Батавской республики. В 1798-1805 (с перерывами) - посол в Париже. В нояб. 1805 Наполеоном I был назначен великим пенсионарием (статс-секретарем) Батавской республики. Выступал против стремления Наполеона превратить республику в голл. Королевство. В 1..

Сцевола

Гай Муций (Gaius Mucius Scaevola. Scaevola - букв. Левша) - легендарный герой периода борьбы римлян против этрусков (кон. 6 - нач. 5 вв. До н. Э.) (Др. Рим). Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить этрусского царя Порсену. Однако он был схвачен. Порсена угрожал Г. Муцию жестокими пытками и требовал выдать сообщников. Желая показать, как мало он боится боли и смерти, Муций сам опустил правую руку в огонь и не издал ни единого звука, пока тлела рука. Возм..

Сцегенный

(Sciegienny), Петр (1801 - 6.XI. 1890) - польск. Революционер. Выходец из крест. Семьи. Став священником, С. С конца 30-х гг. Развернул революц. Пропаганду среди крестьян, используя специально написанные им произведения ("Золотая книжечка, или История рода человеческого", "Афоризмы об устройстве человеческого общества" и др.), а также подложную папскую буллу, в которых осуждались социальное неравенство и эксплуатация, доказывались закономерность и справедливость революц. Войны эксплуатируемых - ..

Схоластика

(греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в сроем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С, в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм К..

Схоластика

1) Господствующее направление религиозной идеологии и философии средневекового феодального общества, служившее целям теоретического оправдания богословских догматов и защиты церковного "священного писания". Философия в эту эпоху была служанкой богословия. Характерные черты С.- абстрактность, отрыв от опыта и жизни, пустое умствование, лишенное научного содержания. 2) (Пе-рен.) бесплодное, абстрактное умствование. Формальное знание, оторванное от жизни и практики. Начетничество.. ..

Схоластика

(греч. Schola — ученая беседа, школа и лат. Scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11—12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Дополнительный поиск Схоластика Схоластика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластика" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа