Философия

149

(греч. Philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость) форма общественного сознания. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. Направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. Неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

Ф. Как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Ф. Марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал Ф. Непосредственным и последовательно научным орудием социального прогресса. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. И её основных разделов – диалектического материализма (См. Диалектический материализм) и исторического материализма (См.

Исторический материализм). По своим функциям марксистская Ф. Есть последовательно научное философское Мировоззрение, а также общая Методология познания объективного мира и революционного действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы практической борьбы прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области всех частных наук. Предмет и структура философии. Предмет Ф. Исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Ф. Зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции.

По свидетельству античных авторов, слово «Ф.» встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. Исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Ф. Появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и др.

Наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. Е. Связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. И частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. И частными науками носили противоречивый характер. Поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф.

Но т.к. Философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. Частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17–19 вв. Создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. Природы, истории как науке – Ф. Истории, правоведению – Ф. Права. Считалось, что Ф. Способна выходить за пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. Отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф. В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа.

Ф. Сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта особенность философского мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Ф. (см. Спекулятивное). Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Марксистская Ф. Является научной как по своему предмету, так и по методу. Для неё характерны верное, доказательное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий.

Опираясь на знание законов общественного развития, применяя методы материалистической диалектики, Маркс, Энгельс и Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала. Вместе с тем марксистская Ф. Существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом – главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно научного мировоззрения и заключается историческая миссия марксистско-ленинской Ф., которая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравственные, эстетические идеи и убеждения. Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному.

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 282). Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – такова первая сторона основного вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира. Составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания.

Последовательно научное решение основного вопроса Ф. Было дано марксизмом, который признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия, т. Е. Прежде всего материальной жизни общества. Марксистская Ф. Отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см. Основной вопрос философии). За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности Человека как совокупности всех общественных отношений (см.

К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. Осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности. Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики (См. Практика) – предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф.

Разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве. «. Так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526), – отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера. В противоположность идеализму марксистская Ф. Понимает сферу мышления (См. Мышление) не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей.

Ф. Марксизма-ленинизма – диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав Ф. Марксизма-ленинизма также входят. Философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история Ф. Они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Ф. – не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской Ф. Связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем. Это вызывает изменение предмета Ф.

И усложнение её структуры. История домарксистской философии. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (см. Раздел Философия в ст. Индия), Китае (см. Раздел Философия в ст. Китай) и Древней Греции (см. Раздел Философия в ст. Греция Древняя). Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит. Его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается Идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий.

Античная Ф. Достигла своей вершины у Аристотеля (См. Аристотель), учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой араб. Философии был вост. Перипатетизм (см. Перипатетическая школа), в русле которого развивали свои учения аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд (см. Раздел Философия в ст. Арабская культура). С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской Ф. – Патристика. На её основе в 9–12 вв. Складывается Схоластика, которая усматривала цель Ф. В обосновании религиозных догматов. В 11–14 вв. В споре между Реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и Номинализмом (И.

Росцелин, Иоанн Дунс Скот, У. Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций. Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения (См. Возрождение) – Н. Коперник,. Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Монтень, Т. Кампанелла и др. Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру.

Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. Е. Опытного) исследования природы, то Р. Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта – Дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический Монизм. Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания.

Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей. 2-я половина 18 в. Явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию. Важнейшую роль в её идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, которые решительно выступали против религии и идеализма (см. Просвещение). Франц. Материализм 18 в. Был метафизическим и механистическим. Вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта французского материализма 18 в. – абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории.

Важнейший этап истории западноевропейской Ф. – нем. Классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина нем. Классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакционные стороны в социологических взглядах Гегеля. Вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистической Ф. И религии выступил Л. Фейербах, развивший учение антропологического материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.

В 18 и 19 вв. Интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, родоначальником которой был М. В. Ломоносов и которая, начиная с А. Н. Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся рус. Материалисты – В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов – стали знаменосцами борьбы рус. Революционной демократии. Рус. Материалистическая Ф. Середина 19 в. Выступила с резкой критикой идеалистической Ф., в особенности нем. Идеализма. Рус. Материализм 19 в. Разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. Идеализма.

Ф. Революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики. Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. Как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской Ф. Была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение – мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма (См.

Научный коммунизм) и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты – идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классическая буржуазная политическая экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри„ Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской Ф.

Явились достижения естествознания конца 18 – 19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, возникшая марксистская Ф. Представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики.

Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие Ф. Марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Полное собрание соч., 5 изд., т.

24, с. 264). В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др. Новый этап творческого развития марксистской Ф. Связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины (См. Истина), в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира.

Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности (См. Партийность) в оценке философских воззрений. Защита марксистской Ф. От ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Ф. Были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма.

Проблемы марксистско-ленинской Ф. Получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская Ф. Стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся. Буржуазная Ф. Середины 19 – 20 вв. В 40–60-х гг. 19 в. В буржуазной Ф. Западной Европы происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую (прежде всего нем. Классическую) Ф. Складывается Вульгарный материализм (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), носивший метафизический, механистический характер. Отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й половине и середине 19 в. Возник Позитивизм (О.

Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) – субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер Ф. Иррационалистическое учение, объявлявшее основой мира волю как бессознательное начало, развивал А. Шопенгауэр. Его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристическую и пессимистическую концепцию мира. В 70–80-х гг. 19 в. Складывается Неокантианство, получившее распространение в конце 19 – начале 20 вв. (В. Виндельбанд, Т. Риккерт, П. Наторп, Г. Коген). Выступив с лозунгом «назад к Канту», неокантианцы отвергли «Вещь в себе», усилив субъективно-идеалистические тенденции в кантианстве. Социально-этическая концепция неокантианства послужила основой т. Н. Этического социализма и реформизма. Начиная с 70-х гг. 19 в. И до 1-й мировой войны 1914–18 происходит становление философских основ идеологии империализма.

Большое влияние приобретает Интуитивизм (А. Бергсон, Н. О. Лосский), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни. Возрождением спекулятивной Ф. Явилось Неогегельянство (Ф. Г. Брэдли, Т. Грин, Дж. Ройс, Б. Кроче, Р. Кронер, А. Либерт), выдвинувшее иррационалистическое толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как Махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители которого (Э. Мах и Р. Авенариус) развивали субъективно-идеалистическую концепцию «очищения опыта». Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистической теории отражения. В начале 20 в. Значительное влияние приобрёл Прагматизм (Ч.

Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. Получила распространение Философия жизни – иррационалистически-волюнтаристское направление (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель), психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь». К учению Ницше примыкала крайне иррационалистическая концепция О. Шпенглера. После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый этап эволюции буржуазной Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, которые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма, утратившего свои господствующие позиции. Значительное влияние на идеалистическую Ф.

20 в. Оказала Феноменология (Э. Гуссерль), первоначально стремившаяся превратить Ф. В «строгую науку». Позднее феноменология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистической философией жизни (М. Шелер, поздний Гуссерль). В 10–20-х гг. 20 в. Приобретает влияние Неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить «среднюю линию» между материализмом и идеализмом. Космологическое направление в неореализме (С. Александер, А. Н. Уайтхед, Я. Х. Смэтс) развивало идеалистическую (по существу метафизическую) концепцию эмерджентной эволюции (См. Эмерджентная эволюция), противоположную диалектико-материалистическому теории развития. Как реакция на неореализм в 20–30-х гг.

Возник Критический реализм (Дж. Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован «данным», идеалистически толкуемым (например, у Сантаяны) как логическая сущность вещей. Одно из основных направлений буржуазной Ф. 20 в. – Неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат), который, отвергая возможность Ф. Как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. К логическому анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современных форм логики, семиотики и логики науки. Однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистический эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действительного решения актуальных философско-методологических проблем науки.

Основные течения неопозитивизма. Логического анализа философия, или логический эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Х. Рейхенбах) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен). Лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом), подменяющая философское исследование лингвистическим. Современная форма неопозитивизма – Аналитическая философия (К. Поппер и др.). В 1-й половине – середине 20 в. Определенное влияние приобрёл Персонализм (Н. Бердяев, Э. Мунье, Р. Флюэллинг) – религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением активности «верховной персоны» – бога. Одним из ведущих направлений буржуазной Ф. 20 в. Является Экзистенциализм – современная форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния буржуазного общества.

Основные его течения. «атеистический» экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер). Отвергая научную Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию – возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора. Наиболее влиятельным направлением современной религиозной Ф. Является Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон (См. Жильсон), Ю. Бохеньский) – ведущее философское учение католицизма. Неотомизм – теологическая форма современного объективного идеализма. Его Ф. – метафизика, возрождающая основные принципы средневекового схоластического учения Фомы Аквинского.

Основываясь на принципе «гармонии разума и веры», неотомизм выдвигает религиозное истолкование современных научных теорий. Современная буржуазная Ф. Является выражением глубоких противоречий позднекапиталистического общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития буржуазной Ф. Как теоретической базы буржуазной идеологии. Характерные черты буржуазной Ф. 20 в. Идеализм и метафизика, иррационалистическое искажение диалектики, отрицание мировоззренческого значения науки, утверждение религиозной картины мира, эклектизм, попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма (новые варианты неореализма, концепции «франкфуртской школы»). В силу несостоятельности исходных принципов – прежде всего идеализма и отказа от диалектики – многочисленные течения и школы буржуазной Ф.

Оказались не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей современной эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения общественной практики и науки, марксистско-ленинская Ф. Ведёт непримиримую борьбу со всеми видами современного идеализма и метафизики. Место и роль марксистской Ф. В системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. Необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многие фундаментальные положения современной науки были выдвинуты Ф. Концепция Атомизма, идея Рефлекса, положение о сохранении количества движения, принцип Детерминизма, идея развития (См.

Развитие) и т.д. Уже в начале 20 в. Ленин сформулировал важнейший для современного естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. Разрабатываются современные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так и весь строй научного мышления. Подлинно научная Ф. Не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук.

Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы Ф. Имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Развитие современной науки показывает, что наиболее адекватным универсальным методом для неё оказывается материалистическая диалектика. Материализм побуждает отыскивать реальные основания для любых порождений теоретической мысли, а диалектика позволяет исследователю глубже проникать в суть вещей. Именно «. Диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см.

Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф. – значит обрекать учёных на отказ от мировоззренческих и общеметодологических принципов исследования. Даже тогда, когда учёному кажется, что он опирается только на логический. Аппарат своей узкой области, он в действительности пользуется совокупными результатами познавательной деятельности всего человечества, зафиксированными в философских категориях. Сознательное приобщение к философской культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях современной узкоспециализированной научной деятельности. Это особенно важно в науке 20 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологической эволюции, общей теории систем и т.д.

Обобщения такого уровня невозможны без серьёзной философской базы. В различных областях современной науки всё более важной становится разработка методологической проблематики – анализ логического аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т.п. Все эти проблемы носят философский характер и требуют объединения усилий философов и представителей естественных и гуманитарных паук. Место Ф. В научном познании определяется не рамками отдельного опыта, а развитием науки и научной практики в целом. Оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез (См. Индукция), построения теорий, выявления и разрешения их внутренних противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т.д.

Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке, выражающих диалектический путь познания. В таких ситуациях, суть которых составляет противоречие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из кризиса достигается лишь путём обращения к философским основаниям и предпосылкам соответствующей науки. Пренебрежение к Ф. Ведёт здесь к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Энгельс справедливо отмечал, что Ф. Мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули её (см. Там же, с. 520). Не случайно такие учёные, как В. Гейзенберг и М. Планк, Л. Де Бройль, М. Борн и А. Эйнштейн подчёркивают громадную роль философского мировоззрения в научном исследовнии.

Научная значимость марксистской Ф. Имеет исключительно важный социальный аспект. Она позволяет понять закономерную связь развития естествознания с социальными условиями эпохи, осмыслить социальную значимость научных открытий и их приложений. В условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) и гигантских социальных сдвигов перед человечеством возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на которые может дать только марксистско-ленинская Ф. В обстановке острой идеологической борьбы представители специальных областей знания, не вооружённые научным мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском буржуазной идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «.

Должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 30). Марксистско-ленинская Ф. Является мировоззренческой и методологической основой для всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей исторического развития человечества. Марксистско-ленинская Ф. И политика.

Значения в других словарях
Филопемен

(Philopoimen) (253–183 до н. Э.), полководец, гиппарх (начальник конницы) в 209–208, стратег с 207 (в разное время 8 раз) Ахейского союза (См. Ахейский союз) (Древняя Греция). Проведя ряд военных реформ, Ф. Одержал крупные победы над Спартой. В 206 при Мантинее, в 204–203 освободил Мессену от спартанского тирана Набиса, в 193 подчинил союзу почти весь Пелопоннес и в 192 включил в его состав Спарту. Ф. Упорно противостоял Риму, борясь за независимость Греции, за что был прозван «последним эллином..

Философии институт

Академии наук СССР, центральное научно-исследовательское учреждение СССР в области философии. Организован в Москве в 1929 в результате преобразования философской секции Комакадемии. С 1936 – в системе АН СССР. Основные направления работы института. Исследование материалистической диалектики как теории и общей методологии, ленинской теории отражения, проблем теории познания, философских вопросов современного естествознания, перспектив его развития, роли интегративных направлений – теории систем,..

Философия жизни

иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. Ж. Явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. Ж. Весьма разл..

Философия истории

раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. И. Существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. В средневековой христианской Ф. И. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение (люди – только актёры ..

Философия

ФИЛОСОФИЯ (от фил. И греч. Sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии. Онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как ..

Философия

ФИЛОСОФИЯ (от фил. И греческого sophia - мудрость), мировоззрение>, система> идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на теоретическом и практическом отношении человека к действительности, философия выявляет взаимоотношения субъекта и объекта. Исторически сложившиеся основные разделы философии. Онтология> (учение о бытии), гносеология (теория познания>), логика>, ..

Философия

Есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. Имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные представления.I. Краткий исторический обзор. В течение своего более чем трехтысячелетнего существования Ф. Часто указывала науке новые задачи, часто, наоборот, из научного исследования или религиозного творчества черпала указания для себя. В истории Ф. Мы тще..

Философия

Стремление постичь, посредством систематического размышления, последнюю природу вещей. Греческое слово "философия" переводится буквально как "любомудрие". Иногда оно используется для обозначения системы отвлеченных идей, иногда - каких-то убеждений, касающихся важных для человека вещей. В последнем смысле у каждого человека, по-видимому, есть философия, сознает он это или нет. Однако философия не является набором готовых истин, поскольку не существует заключений, с которыми были бы согласны все ..

Философия

Разводить философию. Разг. Неодобр. Бесплодно рассуждать, не способствуя делу. БМС 1998, 595.. ..

Философия

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Августин Блаженный По рассуждению Платона, человек создан для философии. По мнению Бэкона, философия сотворена для людей. Томас Маколей Все философии в конечном счете абсурдны, но некоторые абсурднее, чем другие. Сэмюэл Батлер Само имя философии вызывает достаточно ненависти. Сенека Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, — это философия. Вольтер Философия имеет дело с проблемами двух видов. ..

Философия

Гербарт понимал философию, как обработку понятий. Вундт видит задачу философии в объединении доставляемых отдельными науками познаний в гармоническою систему. Как предмет изучения, философия делится на логику, метафизику, гносеологию, психологию, этику и эстетику.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)греч. Philosophia, от phileo, люблю, и sophia, мудрость. Наука о явлениях внешнего и внутреннего мира и об их причинах.(Источник. "Объ..

Философия

• настоящая философия. ..

Философия

Неотомизм, правила, суемудрие, взгляды, взгляды на жизнь, воззрения, убеждения, взгляды на вещи, умствование, символ веры, образ мыслей, натурфилософия, кредо, идеология, миропонимание, любомудрие, принципы, мировоззрение, видение, любомудрость, мудрствование, миросозерцание. ..

Философия

Ж. Греч. Любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков. Мнимое искусство делать золото.. ..

Философия

1. Ж.1) а) Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.2) Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. Науки или области знания.3) Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.2. Ж. Разг.Отвлеченные рассуждения, излишнее умствование.. ..

Философия

ФИЛОСО́ФИЯ -и. Ж. [от греч. Phileō - люблю и sophia - мудрость]. ..

Философия

-и, ж. 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная (Ь. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия. 2. Чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. Науки. Ф. Математики. 3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам. * Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) — о наукообразных и бессодержательных рассуждениях. II прш. Философский, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Философия

Философии, мн. Нет, ж. (греч. Philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия. 2. Чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. Науки (науч.). Философия математики. Философия..

Философия

Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и . Во второй части этого слова – греческое существительное со значением "мудрость" (женское имя София, кстати, и означает "мудрость"). В старые времена философию называли еще любомудрием.. ..

Философия

Заимств. Из ст.-сл. Яз., в который оно пришло из греч., где philosophia (буквально — «любомудрие», см. Филология) — сложение phileō «люблю» и sophia «мудрость».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Философия

Филосо́фия др.-русск. Философия "ученость" (Хож. Игум. Дан., Жит. Стеф. Пермск.), ст.-слав. Философиѩ – то же (Супр.). Из греч. Φιλοσοφία. Знач. Совр. Русск. Слова обязано влиянию зап.-европ. Языков, ср. Нем. Philosophie, франц. Philosophie.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Философия

- дисциплина, которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли, фундаментальных проблемах человеческого бытия, общества и познания, способствующих формированию у студентов целостной картины мира, культуры творческого мышления и гуманистических ориентиров деятельности. (Приказ Минобразования РБ от 6.07.99 г. N 436). ..

Философия

Это можно обозначить наиболее банальной из фраз. "поиск истины". Имеются различные способы проведения поисков, которые действительно относятся к этой дисциплине, и различные области природы, в которых этот поиск ведется тысячелетиями. Наиболее удобный способ классификации – подразделение философии на две большие дисциплины. Эпистемология и метафизика. Первый включает в себя попытки понять происхождение, природу и пределы мышления и человеческого знания, второй включает подобные же упражнения в с..

Философия

— любомудрие — форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир и место в нем человека. Исследует познавательные, социально-политические, ценностные этические и эстетические отношения человека к миру. Наука о наиболее общих, существенных связях и отношениях человека к миру, законах развития природы, общества и человеческого мышления. Выявляет взаимоотношения субъекта и объекта, решает вопрос о познаваемости мира, отношении мышления к бытию, материи и духа. Основные разделы Ф. Онтологи..

Философия

(греч. Phileo - люблю, sophia - мудрость. Любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. Стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру..

Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. Phileo - люблю, sophia - мудрость. Любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. Стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающих..

Философия

(от греч. Phileo - люблю, sophia - мудрость, philosophia - любовь к мудрости) - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.Ф. Является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места чел..

Философия

Ап. Павел принадлежал к числу наиб. Образованных людей своего времени и был сведущ в области Ф. И лит-ры (см. Поэты). Предостерегая колоссян от увлечения Ф. (Кол 2:8), он, видимо, имеет в виду не классич. Ф., а гностицизм - религиозно-философское течение, зародившееся в I в. По Р.Х. В гностицизме эклектически соединились греч. (философия стоиков и философия Платона) и вост. Философии, а также христ. Идеи. Основа гностицизма - спасение человека через гносис ("познание"). Гностики считали, что из ..

Философия

(Кол.2:8 ,Кол.17:18 ) (любовь к мудрости) - наука имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда - исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности. ·св. Писание внушает и одобряет употребление разума и знания (Прит.3:13 ,18, Прит.8:10 ,11, ·Сол.6:20, ·Сир.6:18,37). В ·Н.З. Сам Господь, прише..

Дополнительный поиск Философия Философия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа