Демон

117

(δαίμων) — βообще означает (в классич. Литер.) деятеля, обладающего сверхчеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей. Между δαίμων θ θεός οриблизительно такое же отношение, как между лат. Numen и deus. Бесспорной этимологии слова Д. Не существует. Три главные. 1) Платонова (в Кратиле) от глагола δαήναι — знать (ότι φρόνιμοι καί δαήμονες ήσαν, δαίμονας αύτούς ώνόμασε). Д. — знающий. — 2) Известная древним грамматикам и усвоенная в новое время Поттом производит слово Д. От корня общего с глаг. Δαίομαι, δαίνυμι, δατέομαι — раздаю, распределяю (дары), — Д. — δαιτύμαι — раздаятель, распределитель (даров), ср. Эпитет Зевса Έπιδώτης, Γадеса — Ίσοδαίτης θ богов вообще — δωτήρες.

— 3) Οринимаемая Боппом, Бенфеем и Курциусом — от корня διF, соотв. Восточноарийск. Dêva, daêva и daïvas (с переходом дигаммы в соотв. Носовую и с суффиксом μων — man), Д. — блестящий, светлое существо — бог. Изречение первого греческого философа Фалеса, что все полно демонов (πάντα δαιμόνων πλήρη), есть точное выражение в отвлеченном сознании того взгляда, на котором основывалась первобытная религия у всех народов. Эта религия лучше всего определяется как пандемонизм, что не мешает ей быть вместе с тем и культом умерших или предков. Ибо между демоническими силами природы и душами людей первоначально не полагалось определенной границы. Умерший предок мог воплощаться в каком-нибудь священном камне, дереве, звезде и т.

П., а с другой стороны, всякий природный дух мог принимать человеческий образ, смешиваться с людьми и становиться демоном-родоначальником (см. Религия первобытных народов). Внутренние перемены в идее Д. Неразрывно связаны с общим ходом развития античной религии. Мы находим здесь два соотносительных течения религиозной мысли. Одно — в смысле дифференциации, приводящее от первоначального смешанного пандемонизма к понятию о демонах как исключительно злых существах. Другое — в смысле интеграции религиозного миросозерцания, постепенно переходящего от хаотической множественности божественных и демонических существ к единобожию. Гомерический эпос есть памятник уже начавшегося процесса. Религиозное сознание только что вышло здесь из первобытного безразличия, верховные олимпийские боги выделены и поставлены над сонмом мифических существ низшего порядка.

Однако память о прежнем смешении еще свежа, и различие нетвердо. Олимпийцы и сам Зевс еще называются иногда общим именем демонов. Δώματ ές άιγιόχοιο Διός μετά δαίμονας αλλους. Έто, впрочем, встречается лишь как исключение. Вообще же индивидуально определившиеся и поэтически оформленные божества не называются у Гомера демонами, и за этим словом (преимущ. В единств. Числе) остается преобладающий смысл какого-то неопределенного, таинственного воздействия или наития невидимого мира на человека. Д. Называется высшее решение, окончательно и непреложно определяющее судьбу дел человеческих (напр. Ил. VII, 271, 377, 396). Д. Поминается при клятве (напр. Ил. XIX, 188). Д. — благое и мудрое внушение свыше (напр. Од. III, 26). Д. Приписывается также возбуждение в человеке необычайного мужества и решимости.

Θάρσος ένέπνευσεν μέγα δαίμονι. Χаще, однако, Д. Приписывается вредоносное воздействие на человека, так что у Гомера уже находится зародыш будущего превращения Д. Из божества в злого духа. Истребительный пожар, бешено устремляющийся на убийство воин сравниваются с Д. Δαίμονι ίσος. Насильственная смерть называется Д. Πάρός τοί δαίμονα δώσω, οротивный ветер — κακός δαίμων. Ξбманчивое и пагубное внушение есть Дело Д. Μηδέ σε δαίμων ενταϋθα τρέψειε. Δαίμονος αϊσα κακή. Βстречается и прилагательное. Δαιμόνιος, в смысле одержимого роковой губительной силой. Впрочем, у Гомера и олимпийские боги не лишены злых качеств и пагубного воздействия на людей. Более решительное обособление Д. От богов, но не по характеру их действия, а по происхождению, находится у Гезиода.

Д. Суть умершие люди Золотого века. Когда земля сокрыла их в своем лоне, воля великого Зевса сделала их славными Д., рассеянными в земном мире, хранителями смертных людей (Труды и дни). По словам Плутарха, Гезиод первый ясно установил четыре разряда одаренных разумом существ, обитающих во вселенной. На вершине боги, потом великое число добрых Д., далее герои или полубоги и наконец люди. Так как герои при жизни своей причислялись к людям, а по кончине смешивались с Д. Или богами, то эти 4 разряда легко сводились к 3 и получалось общее определение Д. Как существа среднего и посредствующего между бессмертным божеством и смертным человеком — (μετα ξύθνητοϋ καί άθανάτου). По мере того, как с развитием культуры и гражданственности непосредственное общение человека с жизнью природы, определявшее собой первобытную религию и получившее в поэтической теологии Гомера свою высшую художественную форму, отступало на задний план — и для религиозного сознания божества прекрасной природы утрачивали свое жизненное значение, и главный интерес сосредоточивался на мифических образах, связанных с культурным существованием человека и с вопросами самостоятельной религиозной мысли.

Геракл — олицетворение человеческого труда и подвига, побеждающего враждебную власть природы и обусловливающего цивилизацию. Деметра — основательница оседлой культурной жизни. Дионис — бог возрождения и бессмертия, добрый Д. По преимуществу (άγαθόςδαίμων) — βот главные предметы религиозного почитания этой эпохи, а с ними толпа всевозможных демонических существ, окружающих человека и принимающих самое близкое и прямое участие в его повседневном существовании. Тесная связь этих Д. С интересами и нуждами человека видна из их прозваний — δαίμονες άποτρόπαιοι, άλεξίκακοι, μελίχιοι, άκέσιοι, πρόπολοι. Особым почтением продолжали пользоваться древние божества домашнего очага — δαίμονες έστιοϋχοι. Так как все эти демонические существа (или по крайней мере большинство) были сами первоначально лишь душами умерших, то естественно, что развитие культа Д.

Шло об руку с усиленным почитанием мертвых и могил. Если человеческая жизнь управляется Д., то зло и бедствия этой жизни указывают на существование дурных Д. К тому же приводит и происхождение самих Д. Если умерший обращается в Д., то умерший злодей естественно становится не добрым, а злым Д. Поэт Фокилид из греч. Писателей первый говорит прямо (по свид. Климента Алекс.) о разряде дурных Д. (φαΰλοι δ). Β самофракийских таинствах рядом с благими кабирами играли какую-то роль и злые кобали, относительно дурных Д. Вместо молитв употреблялись заклинания — άποπομπαί. Замечаемое в жизни отдельных людей преобладание благополучие или несчастие привело религиозную мысль к новому видоизменению идеи Д. — к представлению особого Д., который при самом рождении дается человеку на всю его жизнь и своим характером определяет его судьбу.

Это — δαίμων γενέθλιος (встреч. У Пиндара). Счастливый человек есть тот, который получил при рождении доброго Д. Поэтому такой человек и называется εύδαίμων, в противном случае — κακοδαίμων, δυσδαίμων, βαρυδαίμων. Представить нравственное оправдание этой противоположной судьбы было одной из задач греческих мистерий. Ясный отголосок их учений мы находим у великих трагиков. У Эсхила большую роль играет Д. Мститель (άλάστωρ — νезабывающий). Он имеет не личный, а родовой характер (δ. Γέννας), εго действием потомки становятся и жертвами, и мстителями за грехи предков, проявляя нравственную солидарность поколений — πάτροθεν συλλήπτωρ γένοιτ άν άλάστωρ (ΐгам.). Во множ. Числе αλάστορες νазываются у того же поэта богини мщения и искупления эринии — эвмениды, рожденные (по Гезиоду) из крови оскопленного своим сыном Кроноса.

По реально-мистическому объяснению Павзания, άλάστωρ εсть призрак умершего от преступления, привязывающийся к дому или роду виновных и не отступающий до умиротворения или отмщения обиды. Эврипид (в Алькесте) олицетворенную смерть (θάνατος) νазывает господином демонов (δαιμόνον ό κύριος), οричем схоласт ссылается на общее мнение, что мертвецы и Д. — одно и то же (φασί γάρ τούς νεκρούς δαίμονας).Философия греческая, с самого начала давшая свою санкцию популярной идее Д. (в вышеприведенном изречении Фалеса), много способствовала ее дальнейшему развитию. Для Гераклита, стоявшего за внутренний смысл и связь всего существующего и отрицательно относившегося ко всяким внешним разграничениям, демоническая сила получала имманентный характер, совпадая с этическим самоопределением человека.

Ήθος άνθρώπψ δαίμων. В пифагорейской школе демоны отождествлялись с душами, не теряя, однако, своего специфического характера, ибо души бывают разного рода. На небе они — боги, на земле — люди, а в срединном пространстве — демоны. Эмпедокл соответственно своему основному дуализму признавал добрых демонов как порождение и служителей всемирной Любви (Φιλία), и злых как порождение и служителей всемирной Вражды (Νεΐκος). С разных сторон индивидуальные мифологические черты в идее Д. Сглаживались, разрешаясь в общих метафизических и этических понятиях. То же самое совершалось и с богами Гомера и Гезиода (теософия Орфиков, полемика Ксенофана против мифологии), и в результате этого двойного процесса получилась идея единого Божества, которому вместе с собственным именем Зевса возвращено первобытное неопределенное название демона.

Έν κράτος, εΐς δάιμων γένετο μέγας άρχός άπάντων. Ta же идея, вполне освобожденная от мифологических воспоминаний, является в учении Анаксагора о едином Уме, зиждителе и управителе вселенной. Удовлетворительный в смысле общей руководящей идеи, этот рациональный монизм не давал, однако, достаточного объяснения всей эмпирической действительности со стороны как внешней (космической), так и внутренней (религиозно-нравственной) жизни. Поэтому не только софисты выступили за права иррационального факта против абсолютного разума, но и высший выразитель греческого духа, Сократ, с одной стороны, смеялся над неудавшейся рациональной космологией своего учителя Анаксагора, а с другой — подвергся обвинению в том, что вводит новых демонов — δαιμονια καινά.

Признавая, что мир и жизнь человеческая управляются единым верховным, целесообразно действующим разумом, отождествляя добродетель с познанием истины, Сократ вместе с тем допускал в широкой мере чисто эмпирический, иррациональный (в смысле недоступности человеческому рассудку) характер тех способов и частных путей, посредством которых проявляется и осуществляется всемирная разумность. Этим объясняется его осторожное отношение к народной религии, а также его положительные показания об особых демонических внушениях, которые он лично испытывал. Сводя общую сущность нравственности к разумным понятиям, Сократ на основании собственного опыта в действительные условия для частных проявлений нравственной жизни вводил сверх рациональных мотивов и мистический элемент.

Знаменитый "демон Сократа" (как он сам его понимал) был благотворное провиденциальное внушение, обращавшееся в единичных случаях к его разумной воле, но не в форме только внутреннего сознания, а и внешним ощутительным образом. Платон и Ксенофонт согласно свидетельствуют, что Д. Говорил Сократу с помощью звука и знака — φωνή καί σημεΐον. По содержанию этих внушений, всегда целесообразных (в высшем нравственном смысле), их нельзя признать за простые болезненные галлюцинации, а по их ощутительной форме их нельзя отождествить с голосом совести или категорическим императивом. С буквою (но не со смыслом) Платонова и Ксенофонтова свидетельства согласно приводимое Плутархом мнение, что Сократов Д. Выражался в чихании, которое было и φωνή, θ σημεΐον.

Более внимания заслуживает объяснение самого Плутарха. Подобно тому, как во сне, несмотря на бездействие внешних органов чувств, впечатления и внушения изнутри души облекаются в форму внешних чувств — мы видим образы, слышим звуки, — так у Сократа и в бодрственном состоянии внутренние внушения божества переходили во внешние ощущения. Другими словами, Плутарх приписывает Сократу то, что теперь наз. Правдивыми или вещими галлюцинациями. Д., существование которого Сократ признавал как эмпирический факт, у его учеников стал опять предметом теоретических взглядов. Платон, с одной стороны, утверждает (в Тимее), что всякий мудрый и добродетельный человек, живой или умерший, имеет в себе самом нечто демоническое — δαιμόνιον τί, θ потому его справедливо называть демоном, а с другой стороны (в Федре, Государстве, Федоне, Горгии), говорит, что каждому человеку по его собственному выбору дается Д.-руководитель, который, впрочем, отличается от руководимой души не по природе, а только по степени достигнутого совершенства.

Ибо Платон признает сложную иерархию духовных существ, начиная от простых душ предков или домашних демонов и кончая небесными богами, непосредственно созерцающими единое верховное благо. В этом платоническом взгляде (систематически разработанном неоплатониками) основное различие оказывается не между богами и демонами (оно здесь второстепенно), а между единым абсолютным божеством и множественностью относительных, смешанной природы духовных существ, более или менее причастных божеству. Но меньшее добро есть то же, что зло — и так. Образом возвращается чуждое первоначально платонизму представление дурного Д. Некоторые из писателей после сократовской эпохи останавливаются на простом противоположении добрых и злых демонов (Исократ, Ксенократ, Эвклид, утверждавший, что у каждого из нас есть по два демона противоположного характера).

У других писателей является тенденция только злых называть демонами, а добрых — богами (так, между прочим, у Плутарха). Но такое разграничение не могло быть удержано. Между мифологическими божествами не было ни одного свободного от дурных свойств и действий, и если существа такого рода суть не боги, а демоны, то прав был Эврипид, когда называл Афродиту (в Ипполите) худшим из демонов — κακίστη δαιμόνων. Κогда развитая религиозно-философская мысль признала достойным поклонения единственно лишь абсолютно доброе, весь эллинский пантеон должен был быть исключен из сферы истинного божества. Все олимпийцы превращались в демонов, в духов обмана и зла. Такой взгляд, окончательно утвердившийся в философии патриотической, был, таким образом, не случайным и внешним для эллинизма, а его собственным последним словом по этому предмету.

Ср. Ukert, "Über Dämonen, Heroen und Genien" (Лпц. 1850). Gerhardt. "Über Wesen, Verwandschaft u. Ursprung der Dämonen u. Genien" (Б. 1852). Neuhäuser, "De Graecorum demonibus" (Берл. 1857). Lélut, "Du Démon de Socrate" (П. 1836). Hild, "Etude sur les démons" (П. 1881).Вл. Соловьев..

Значения в других словарях
Демон

(от греч. Dáimon) в древнегреческой религии и мифологии — всякое не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее человеку в исполнении его намерений. В христианской религии — злой дух, бес, дьявол. ..

Демон

ДЕМОН - в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. Термин для обозначения духов, обычно злых, в других религиях.. ..

Демоль Шарль Этьен Эмиль

(Demôle) — французский политический деятель (род. В 1828 г.), адвокат по профессии. В 1879 г. Он был избран сенатором, занял место в группе республиканского союза и особенно деятельно участвовал в разработке юридических и административных вопросов. В 1884 г. Он был докладчиком законопроекта о реформе муниципального управления и нового избирательного закона для выборов в сенат. В 1885 г. Д. Занял пост министра публичных работ в кабинете Бриссона, заменив Карно, который назначен был министро..

Демоль Шарль-Этьен-Эмиль

(Demôle) — франц. Политический деятель (род. В 1828 г.), адвокат по профессии. В 1879 г. Он был избран сенатором, занял место в группе республиканского союза и особенно деятельно участвовал в разработке юридических и административных вопросов. В 1884 г. Он был докладчиком законопроекта о реформе муниципального управления и нового избирательного закона для выборов в сенат. В 1885 г. Д. Занял пост министра публичных работ в кабинете Бриссона, заменив Карно, который назначен был министром финансов...

Демонакс

(Demonax) — греч. Философ из Кипра, жил в Афинах во второй половине I и 1-й полов. II в. По Р. X. Принадлежал к школе циников, но был гораздо умереннее их и отличался чисто сократовской кротостью и стремлением к истине. Он дожил до глубокой старости (100 л.) и, чтобы избежать старческих недугов, обрек себя на голодную смерть. Афиняне, среди которых Д. Пользовался общим уважением, похоронили его на государственный счет. Лукиан, вообще осмеивавший цинизм, в своем "Демонаксе" восхваляет Д. И выстав..

Демонетизация

Потеря монетой (в настоящее время — серебром) ее денежного качества. В роли денег серебро и золото под влиянием разных условий экономической жизни испытывали ряд колебаний в ценности, особенно серебро. До XVI в. Отношение между золотом и серебром составляло 1:10-12. Затем это отношение стало изменяться в зависимости не только от открытия богатейших серебряных рудников в Америке, но также и от действия других причин (напр. В период Тридцатилетней войны население обращало имущества в такую форму, ..

Демон

(греч. Daimon, от daio - жечь, сжигать). У древних - все без различия злые и добрые духи. У христиан - только злые духи, т. Е. Падшие ангелы, изгнанные из рая.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в языческие времена всякий дух вообще, добрый или злой. В христианстве - только злой. Сатана, бес, дьявол.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)греч. Daimon, от daio, жечь, сжигать, зажигать. У д..

Демон

См. Бес.... ..

Демон

В греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. Термин для обозначения духов, обычно злых, в других религиях.. ..

Демон

(у христиан) - злой дух, гений, в смысле "искуситель"Демонический - неотразимо влияющийСр. Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землей -И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпой.М.Ю. Лермонтов. Демон. Поэма.Ср. В ней есть что-то демоническое, неотразимое. Какое-то обаяние бездны, что ли...Маркевич. Бездна. 1, 4.Ср. О”αОЇОјП‰ОЅ (добрый, злой дух), высшая сила - дающий, сверкающий.Ср. О”αО®ОЅαО№ - знать. ОґαОЇОїОјαО№ - раздаю (дары) - горю.см. Полынь после меду горчее себя.. ..

Демон

М. Греч. Злой дух, диавол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый. Сатана, кто во лжи, по кичливости духа. Диавол, кто во зле, по самотности. Демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому. Демонов, ему принадлежащий. Демонский, ему свойственный, к нему относимый. Демониться, церк. Демонствоватися, бесноваться, быть одержиму бесом. Демоноговение ср. Церк. Идолопоклонство. Демоночтец м. Идолопоклонник. Демонострашие ср. Страх, наводимый демонами. Демонология ж. Учение о духах, о бесплотных существах..

Демон

М.1) Добрый или злой дух, оказывающий влияние на жизнь и судьбы людей (в античной мифологии).2) Злой дух. Черт, Сатана, Дьявол и т.п. (по христианским представлениям).. ..

Демон

ДЕ́МОН -а. М. [греч. Daimōn]. ..

Демон

-а, м. В религии. Сатана, злой дух. II прил. Демонский, -ая, -ое.. ..

Демон

Демона, м. (греч. Daimon). 1. В древнегреческой мифологии - божество, существо, среднее между богом и человеком. 2. В христианской мифологии - дьявол, Злой дух (Церк.). 3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-н. Недоброму, злому (книжн., поэт.). Зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, к-рого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания. Пушкин. Демон самоубийства (заглавие стихотворения Брюсова).. ..

Демон

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где оно — из греч. Daimōn «божество», производного daiomai «раздаю, разделяю». Демон первоначально — «раздающий, разделяющий (блага)» >. «определяющий долю (хорошую или плохую)» >. «божество», затем — «демон», т. Е. Злой бог. Ср. Погода (исходно — «хорошая погода», ср. Погожий день), далее — «погода вообще» (и хорошая и плохая) и диал. Погода «ненастье». См. Бог.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Бобро..

Демон

Де́мон уже др.-русск., ст.-слав. Демонъ (Супр.), из греч. Δαίμων "злой дух, дьявол" (Нов. Зав.). См. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 229. Гр.-сл. Эт. 52.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Демон

ДЕМОН - см. Сатана. ..

Демон

ДЕМОН- герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.- персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.В характеристике Д. Изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. Обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделе..

Демон

1. В греческой мифологии низшие божества, посредники между богами и людьми. По Гесиоду, поколение золотого века превратилось в «благостных демонов», которые охраняли людей. Греческие демоны отождествлялись с римскими Гениями. Но раннехристианские представления о демонах связывают их с образом злой, бесовской силы. 2. Некая неопределенная и бесформенная божественная сила, как правило, злая, а реже – благодетельная, которая определяет судьбу человека. Она может мгновенно нахлынуть на него и мгнове..

Демон

— в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, помогающий или мешающий человеку в исполнении намерений. Термин обычно обозначает злых духов в других религиях, э в православии — синоним сатаны.. ..

Демон

(греч. – божество) – непостижимая сила, приписываемая человеком таким явлениям, которые он не может понять на основе своего повседневного опыта. Со времени Гераклита, Платона и стоиков демон в человеке рассматривается как его своеобразие, роковая определенность (демонический). Родственное значение зла, зловещего, возникло лишь с появлением христианства и в более позднюю эпоху античного мира вместе с верой в чудеса. У Гомера этим словом часто обозначается божество, которое не может быть определен..

Демон

(·Тов.6:8) - злой дух, которым была одержима Сарра, дочь Рагуила, жившего в Екбатанах Мидийских, чудесно спасенная от него впоследствии по особенной милости Божией. См. Диавол.. ..

Демон

(бес, черт)падший ангел, который сбивает человека с пути истины к деланию зла. Все ангелы сотворены были Богом святыми, но когда ангел Денница, возгордившийся и изменивший Богу, был свергнут с небес во тьму кромешную и стал именоваться сатаной, были свергнуты и те ангелы, которые вместе с ним уклонились ко злу.. ..

Демон

(Греч.) В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях, идентичное с «богом», «ангелом» или «гением». Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноус или разумным божественным Эго. Во всяком случае, (или Даймон) этого великого Мудреца конечно же не был демоном христианского Ада или христианского ортодоксального богословия. Это название древние, и в особенности - философы Александрийской школы, давали духам всех ..

Демон

(Δαίμων). См. Гений.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Демон

"Разрубленное тело обезьяны снова начало двигаться, собралось вместе и поползло по направлению к ним. Любое животное, получившее такие раны, не могло бы оставаться в живых. "Демон!". ..

Демон

1) недоpазвитый, 2) лицо, не связанное с пpеступниками, но выдающее себя за такового. ..

Дополнительный поиск Демон Демон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демон" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа