Велес

141

Волос, в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных - и бог богатства. В договорах с греками В. Соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол В., по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что В. Считался богом «всей Руси», а Перун - богом княжеской дружины. В христианскую эпоху В. Был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён). Следы культа В. (чаще всего под видом почитания св.

Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы В., и легенда о святилище В. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом. Характерно также переплетение культа В. - Власия с почитанием медведя как хозяина животных. Называние Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа В. С обрядовыми песнями и поэзией. Связь В. С сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков - волотей, называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции В. Воспринимался позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св.

Власием) как «лютый зверь», «чёрт», отсюда костромское ёлс - «леший, чёрт, нечистый», диалектные волосатик, волосень - «нечистый дух, чёрт». Это же позднейшее значение - «чёрт» известно и в родственном чеш. Veles - «злой дух, демон» (тексты 16-17 вв.). Об общеславянском характере В. Свидетельствует и наличие соответствий русскому В. В южнославянской традиции, где, как и у восточных славян, с именем этого бога связывается название созвездия Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, сербо-хорв. Влашиh и др.). Ср. Также имя вилы Вела в македонском фольклоре. Сопоставление общеслав. Velsъ, Volsъ с родственным балтийским именем бога загробного мира Велса, а также и с генетически сходными образами в ведийской мифологии (ср.

Демона Валу, пожирающего скот) позволяет предположить, что в исходном основном мифе славянской мифологии В. Был противником громовержца Перуна.Лит. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Jakobson R., The Slavic god Veles and his Indo-European cognates, в кн. Studi linguistici in onore di Vittore Pisani, Torino, 1969.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Велес

Волос, древнеславянское языческое божество, считавшееся покровителем скота («скотий бог».) Культ В. Был известен в 10 в. В Киеве, Новгороде, позже — в Ростовской земле. В чешских памятниках 15—16 вв. Упоминается в ином значении — в смысле нечистой силы. После принятия христианства официальный культ В. Был уничтожен, но в крестьянском быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия, день празднования которого совпадал с временем зимнего отёла (начало февраля), а также из-за сходства им..

Велес

ВЕЛЕС (Волос) - "скотий бог" в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.. ..

Велес

(Волос), в древнерусской языческой мифологии бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна. В «Повести временных лет» Велес соотносился с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса — на Подоле в нижней части города.По древним поверьям, Велес принимал обличик медведя и считался покровителем хорошей охоты.На Велесовы дни, которые зимой праздновались вместе с Колядой (христ. Святки и Масленица), участвовавшие рядились в звериные мас..

Велес

ВЕЛЕС (Волос>), в славяно-русской мифологии "скотий бог", покровитель домашних животных и богатства.. ..

Велес

Волосистый. ..

Велес

М. Ряз. (велец. Велеть. Великий?) укорно, повелитель, распорядитель, указчик. Велибный. Кур. Высокий и сухопарый. Велебный, чествуют епископов в зап. Губ.. ..

Велес

ВЕЛЕ́С -а. М. [с прописной буквы] У древних славян-язычников. Божество - покровитель домашнего скота и бог богатства. ● Вероятно, Велес считался также и покровителем искусства, т.к. В "Слове о полку Игореве" Боян назван Велесовым внуком. После принятия христианства покровителем скота в народных поверьях стал святой Власий.. ..

Велес

Только др.-русск. Велесъ – языческий бог (СПИ). Это название пытались связать с болг. Местн. Н. Велес (в Македонии), ср.-греч. Αελεσσός, αελεσσά, алб. Vëlës (Дринов, AfslPh 2, 170) и доказать значительную древность этого божества, но все это нельзя признать достоверным. Наряду с этим богом в древней Руси почитался бог Волосъ, которого пытались отождествить с Велесом, но история языка не дает для этого оснований, вопреки Ягичу (AfslPh 37, 502). Нидерле (RES 3, 117) и Погодин (ЖСт. 18, вып. 1, 1..

Велес

— древнеславянское языческое божество -покровитель домашнего скота. Возможно, считался и покровителем искусства. Бог богатства.. ..

Велес

Волос, - др.-слав. Языч. Божество, считавшееся покровителем скота ("скотий бог"). Культ В. Известен в 10 в. В Киеве, Новгороде, позже - в Ростовской земле. В источниках мало сведений о В. Предполагается, что В. - бог племени новгородских словен (Н. P. Лавров), бог богатства и торговли (В. О. Ключевский), покровитель пастухов и поэтов (Д. С. Лихачев). Основываясь на упоминании В. В чеш. Памятниках 15-16 вв. Л. Нидерле считал его общеслав. Божеством. После принятия христиан- ства офиц. Культ В. Бы..

Вейовис

Ведиовис, Ведиус (Veiovis, от ve - отрицание и lovis - Юпитер), в римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Дионису (равнозначному Юпитеру). Иногда интерпретировался как Юпитер подземного царства. Культ В. Пришёл из Альбы. В период конца республики ему был посвящён членами рода Юлиев, покровителем которого он считался, алтарь «по альбанскому ритуалу» (CIL I 807). В роще, предназначенной для убежища, Ромул основал храм В. (Ovid. Fast. Ill 429 сл.). Стату..

Вейопатис

(литов. Vejas, «ветер» и pats, «сам, хозяин, муж», собств. «господин ветра»), в литовской мифологии бог ветра. Немецкий автор 17 в. М. Преториус сообщает об изображении В. В виде человека с двумя разно-направленными лицами, раскрытым ртом, крыльями на плечах, распростёртыми руками (в одной из них - рыба, в другой - бочонок), с петухом на голове. Он же упоминает жрецов вейонес (Wejones), предсказывающих будущее по ветру. Видимо, В. Идентичен Бангпутису. Другие названия В. - Вейпонс (Vejpons), т. ..

Велиал

Beлиар (евр. Belijja'al, греч.Βελίαρ), в иудаистической и христианской мифологиях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. Не ясна. В Ветхом завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся описательно) употребляется в одном ряду с такими словами, как «суета», «ничто» и «не-бог» (ср. Втор. 32, 21), для обозначения «чуждых богов», ощущаемых одновременно как нечто нереальное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью. В. Может причинять че..

Велизарий

(Belisarius). Полководец императора Юстиниана. Он победил вандалов в Африке и готов в Италии. Впоследствии он был обвинен в том, что составил заговор против жизни императора, и на время был подвергнут заключению в своем собственном доме. Он умер в 565 г. До Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Велес Велес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Велес" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Велес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа