Орел

146

Орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия;одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа О. Отражён в тех мифологиях, где О. Выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,- тотемистического происхождения). Свидетельства обожествления О. В качестве особого предмета культа (Nasr, «О.-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О.

Объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги.В Древней Месопотамии О. Был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. Изображение Зевса в виде О. На Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. Был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения О. На шаманской одежде) и культурного героя. Одним из главных подвигов О. Как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня.

В мифе индейцев йокутов и моно О. Помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке. У якутов О. Связан с легендой о принесении им огня. При некоторых обрядах врачевания ритуал высекания огня мог совершать только человек, чьим предком был О.К. Леви-Строс в исследованиях по мифологиям индейцев Северной и Южной Америки называет основным миф о разорителе гнезда О. Согласно этому мифу, герой - молодой человек поднимается на дерево, чтобы разрушить гнездо О., в южноамериканских мифах - попугая ара (или другой дневной хищной птицы). Когда он потревожил птенцов, О. Вступает в переговоры с героем и предлагает ему средство для добывания огня. В других вариантах того же мифа герой с самого начала выступает защитником детей О.

По мифу индейцев кроу, жил некогда человек, который мальчиком, играя, упал в огонь и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники рекомендовали ему попросить помощи у О., и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и О. Привёл его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к О. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее птенцов О. Когда дети О. Подросли, они отвели героя домой. Этот миф известен не только у народов современной, но и в древней Америке, ср. Ацтекскую легенду об основании Теночтитлана, где, с одной стороны, говорится об О., сидящем на кактусе, который рос над камнем (до сих пор О., кактус и камень входят в герб Мексики), с другой же стороны, повествуется о поисках дерева, с помощью которого добывается огонь.

Аналогичные мифы известны у народов Западной и Южной Сибири - кетов (енисейских остяков), васюганских хантов, тофов (тофаларов). Важнейшее совпадение между кетским и американскими индейскими мифами о разорителе гнезда О. Состоит в том, что они являются мифами о происхождении огня, о получении его героем от О. (попугая, другой птицы или иногда ягуара), обитающего со своими детьми на вершине мирового дерева. Миф имеет далеко идущие аналогии в мифологии древней Месопотамии, в частности в комплексе мифов, реконструированных по ряду позднейших отражений и практически совпадающих с американско-сибирским вариантом.Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, О. Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места.

Этот миф можно считать ранней литературной обработкой одного из шумерских вариантов мифа о разорителе (защитнике) гнезда О. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях которого О. Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, О. Переселился в горы (позднейший мотив переселения О. В горы известен из аккадского эпоса). Другой вариант мифа о разорителе гнезда О., близкий к кетскому, отражён в шумерском тексте, описывающем, как дети О. Анзу ведут Нинурту на тот свет (в преисподнюю).К ближневосточным трансформациям того же мифа (косвенно отраженного и в сказочном фольклоре многих народов, в т. Ч. И славян) можно отнести и грузинскую легенду, по которой О. В преисподней пожирает детей грифа.

Когда царевич убивает О., благодарный гриф вывозит царевича из преисподней. В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена О. Является одновременно женой Ворона (ср. Аналогии в птичьих мифах о Зевсе). У неё двое детей - орлёнок и воронёнок. О. Запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орлёнка похищает чужой О. (мотив раздвоения О.). О. Удаётся вернуть сына только с помощью Ворона, который у восточных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света. Противопоставление О. И ворона характерно для некоторых североамериканских индейских, северо-азиатских (в особенности якутских) и австралийских мифов. У индейцев хайда, цимшиан (и некоторых других) в Северной Америке известно деление на фратрии О.

(или волка) и ворона (что подтверждает тотемический характер соответствующих мифов). У тлинкитов фратрия Йеля связывается с вороном, фратрия Канука - с О. (или волком). По мифу хайда. Ворон, украшавший птиц в своём доме, устал и оттого сделал О. Плохой клюв. Обратная ситуация представлена в юкагирском предании, согласно которому чёрный цвет ворона объясняется тем, что его клевал О. Дуалистический миф якутов противопоставлял светлое божество Хомпорун Хотой - прародиделя людей и О. Главе верхних злых духов Хара Суорон - прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон. С О. Были связаны белые шаманы, с вороном - чёрные. Подобное соотнесение О. И ворона как полярно противопоставленных двоичных социальных и мифологических классификационных символов характерно для северного ареала Евразии и Америки.

То же архаическое противопоставление О. И ворона обнаруживается в социальной символике и мифах Юго-Восточной Австралии, где различались фратрии Клинохвостого О. И Ворона. Такое противопоставление О. И ворона облекается в форму дуалистического мифа.Наряду с сюжетами, где О. Противопоставлена другая мифологическая птица (Ворон, иногда гриф и т. П.), достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых О. Противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира.Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы О. И змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и О. Дружили, но затем стали врагами после того, как О., боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей.

В эпосе Гильгамеша, как и в типологически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, О. Связывается с вершиной древа мирового (ср. О. На вершине кактуса в ацтекском мифе), а змея связывается с его корнями.Сходное представление реконструируется для общеиндоевропейского на основании сопоставления древне-исландской традиции с древнеиндийской (ведийской). Предполагается, что в древнеюжноаравийских изображениях борьбы О. Со змеей О. Воплощает солнечное божество, а змея - смертоносное начало, связываемое с луной. В древнеамериканском мифе о происхождении миштеков рассказывается, что двое детей богов по имени «Ветер-девять-змея» и «Ветер-девять-пещера» превратились соответственно в О. И крылатого змея, после чего в качестве культурных героев принесли первые жертвы богам.

Согласно мифу о первоначальном переселении ацтеков, имя О.-змея было у одного из четырёх предводителей ацтеков. Два наиболее распространённых мифологических символа животных - самого мощного в мире зверей - льва и самого сильного в царстве птиц - О. Нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового О. (орлиного льва). Ср. Анзуд. В Древней Мексике названия групп воинов-0. И воинов-ягуаров, наоборот, противопоставлялись по деталям культа. В Ветхом завете в видении Иезекииля (см. В ст. Иезекииля видение) выступает гибридное крылатое существо, имеющее лики О., льва и быка.Если архетипические мифы о похищении огня обычно связаны с птицей, иногда - с О., то вместе с тем в них можно обнаружить и символику полярно противопоставленной огню стихии - воды.

О. Оказывается связанным и с мифом о добывании пресной воды. Так, у тлинкитов О. Предстаёт хозяином колодца с пресной водой. В хаттских и древнехеттских мифах ( в т. Ч. В мифе о Телепинусе), в ритуалах очищения царской четы и строительном обряде О., как посланца богов, посылают к морю. Возвратившись, О. Сообщает, что он видел прежних богов, низверженных в преисподнюю. В ведийском гимне О. Приносит священный напиток сому с неба для бога Индры (РВ IV 27, I). Из этого видно, что связь О. С водой определяется его ролью связующего начала между разными мирами (как и в мифе о разорителе гнезда О.) и разными поколениями богов, в частности как посланца богов, способного быстро покрывать большие расстояния, разделяющие эти миры.Частый мифологический мотив представляет О., похищающий ребёнка, которого он чудесным образом спасает (как младенца - Гильгамеша в позднейших версиях легенды, дошедшей в передаче античных авторов) или возносит к небу (как Ганимеда в греческом мифе, ср.

Сходный мотив на позднесасанидском блюде 6 в. Из Эрмитажа с изображением богини, возносимой священной птицей, и двух мальчиков - символов Митры и Кочи. Параллель у равнинных майя и т. П.), или носит на себе героя мифа, переходящего из одного мира в другой.В хурритском мифе о Гурпаранцаху рассказывается, как Аранцах (хурритское название реки Тигр) превращается в О. И «по воздуху» летит на Аккад. Те же представления об О.-реке отражены в древне-хеттском названии реки в Малой Азии HaraS-hapas (буквально «О.-поток»), имеющем соответствия в древне-европейской гидронимике (кельто-иллирийск. Arlape, Eriaf) и поэтому возводимом к общеиндоевролейским названиям рек, а также в архаическом славянском названии реки Орёл.

Связью О. С водой объясняется одно из индоевропейских табуистических названий О. Лат. Aquila, «орёл» (с дальнейшими производными словами:aquilo, «северный ветер», aquilus, «тёмно-коричневый», «коричнево-чёрный» и т. П.) от aqua, «вода».Принадлежностью к нижнему миру определяется возможность негативной роли О. Так, в греческом мифе превращение в морского О. Служит наказанием для Пандрея, брата Прокриды, укравшего золотую собаку из святилища Зевса (чьей птицей был О.). У тлинкитов есть миф, где убийца неверной жены находит приют у О., женится на орлице и охотится в орлиной «личине», причём подгоняет кита к селению своих бывших соплеменников (то же противопоставление О.- кит, что и в других американских индейских и палеосибирских мифах).Некоторые из мифологических, позднее орнаментальных мотивов, связанных с О., засвидетельствованы памятниками изобразительного искусства.

Образ О., связанный с космогоническими представлениями и с мифом о культурном герое, чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родо-племенного общества, а также древнего мира (особенно Передней Азии). В Древней Греции О. (иногда с Перуном в когтях) - важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния восточных культов) дополнительное значение солярного символа. Искусство Возрождения и последующих эпох отразило традиционные мотивы античной мифологии (О., несущий Ганимеда, у Рембрандта). Образ двуглавого О., представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметричной) структуры многих архаических мотивов, связанных с О., позднее становится весьма популярным в искусстве (уже в древней Малой Азии в хеттский период) и в геральдике.

Геральдическое значение О. Характерно ещё для Шумера (О. С львиной головой), боевая инсигния Древнего Рима, изображение О. (белый, чёрный, одно- или двуглавый) в государственной геральдике Византии, Польши, Германии и других стран (двуглавый О.- важнейшая составная часть герба царской России).В библейской метафорике О. Служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух О.). Орнаментально стилизованные О.- типичная деталь убранства средневековых храмов, особенно романских (для которых характерны «орлиные капители» и «орлиные кафедры»), а также литургических одеяний и предметов (в т.

Ч. Православных). Благодаря легендам из «Физиолога» (стареющий орёл взлетает к солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) О. Служит в средние века символом крещения, а также воскресения. Углублению религиозно-дидактического смысла О. Как знака возвышенно-пламенной религиозной любви способствуют также легенды об О., имеющем обычай возносить своих птенцов к солнцу, а также о сверхъестественной стойкости зрения этой птицы (которая якобы может созерцать дневное светило без ущерба для глаз).О. Является символом евангелиста Иоанна и одним из «четырёх апокалиптических зверей», а в светской эмблематике - атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств), гордыни.Переходящая ещё из древнего мира традиция совмещения в единой композиции полярно противоположных символов - О.

И змея - в средние века обретает значение борьбы Христа с сатаной, а в новое время - переходит в политическую геральдику. Символика О. Как воплощения слова использовалась в 18 в. Э. Сведенборгом. В литературе, особенно поэзии, новейшего времени античные мифологические мотивы (образ поэта как Ганимеда в ранних стихах Б. Пастернака. «Жар предплечий студит объятие орла») переплетены с более поздней средневековой символикой, в которой нередко сочетаются два наиболее универсальных зооморфных мифологических символа - О. И лев («все пойму, Видя льва, стремящегося следом, И орла, летящего к нему», Н. Гумилёв). А. Платонов в повести «Джан» использовал архетипический образ охоты на О., в которой приманкой оказывается человек (как у индейцев хидатса) и оппозиция охотник.

О. Переворачивается (что характерно для мифопоэтической мысли).Лит. Иванов В. В., Восстановление первоначального текста кетского мифа о разорителе орлиных гнезд, в кн. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5), Тарту, 1974, с. 61-64. Ионов В. М., Орел по воззрениям якутов, СПБ. 1913 (Сборник Музея по антропологии и этнографии, т. 1, в. 16). Клингер В. П., Две античные сказки об орле и их позднейшие отражения, «Университетские известия», Киев, 1913, № 1. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона, М„ 1979. Штернберг Л. Я., Культ орла у сибирских народов, в его кн. Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936. Cook А. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-2, Camb., 1914- 1940.

Fuhr-Jаерреlt I., Materialien zur Ikonographie des Lowenadlers Anzu-Imdugud, Mönch., 1972. Hruska В., Der Mythenadler Anzu in Literatur und Vorstellung des alten Mesopotamien. Budapest, 1975. Wilke G., Der Weltenbaum und die beiden kosmischen Vögel in der vorgeschichtlichen Kunst, «Mannus», 1922, Bd 14, S. 73-99.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Орёл

I Александр Евстафьевич [р. 12(25).8.1908, Петербург], советский военно-морской деятель, адмирал (1964), профессор (1970). Член КПСС с 1937. На ВМФ с 1929. Окончил Военно-морское училище им. М. В.Фрунзе (1932), Военную академию им. К. Е. Ворошилова (1953). Служил на подводных лодках Черноморского, Тихоокеанского и Балтийского флотов. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 на ответственных должностях в штабе Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) (до 1943), а затем командир соединения под..

Орел

"ОРЕЛ" - русский трехмачтовый парусный корабль (типа барк), первенец военного кораблестроения в России. Построен в 1667-68 на верфи в с. Дединово на р. Ока. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском м.. ..

Орёл

ОРЁЛ, город, центр Орловской обл., на р. Ока. Ж.-д. Узел. 346,8 тыс. Жителей (1998). Крупный центр машиностроения. Производство дорожных машин, управляющих вычислительных машин, часов "Янтарь". Приборостроение, текстильное машиностроение и др. Сталелитейный завод. Лёгкая и др. Промышленность. 5 вузов. 3 театра. Музеи. И. С. Тургенева (родился в Орле), И. А. Бунина, Н. С. Лескова, писателей-орловцев, историка Т. Н. Грановского, композитора В. С. Калинникова, краеведческий и др. Картинная галерея...

Орел

Р. Полтавской и Екатеринославской губ., лев. Прит. Днепра. Берет начало на границе Полтавской и Харьковской губ., в 6 вер. От жел.-дор. Ст. Береки. Течет сначала к Ю, затем на З до устьев рч. Маячки и наконец на ЮЮЗ. Длина около 400 вер., из них 330 вер. Составляют границу губерний Полтавской и Екатеринославской. Течение извилистое, глубина незначительна, ширина 10 — 50 саж. Берега большей частью пологие, много болотистых мест, есть торфяники (у хутора Можарова), каменный уголь. Местами хорошие ..

ОРЁЛ

Двубровый орёл. Разг. Шутл.-ирон. О Генеральном секретаре ЦК КПСС Л. И. Брежневе. Балдаев 1, 105.. ..

Орел

См. Храбрец. ..

Орел

Город в Российской Федерации, центр Орловской обл., на р. Ока. Железнодорожный узел. 347 тыс. Жителей (1993). Крупный центр машиностроения. Производство дорожных машин, управляющих вычислительных машин, часов "Янтарь". Приборостроение, текстильное машиностроение и др. Сталепрокатный завод. Легкая и др. Промышленность. 2 вуза, 3 театра. Музеи. И. С. Тургенева (родился в Орле), И. А. Бунина, Н. С. Лескова, писателей-орловцев, историка Т. Н. Грановского, композитора В. С. Калинникова, краеведческий..

Орел

(иноск.) - человек выдающийсяСр. "Орлом глядит" (молодцом).Ср. Положим, он не орел, но он человек добрейший, другим никому зла не делает, прекрасный семьянин.Григорович. Сон Карелина. 7.Ср. (Есть люди). В сообществе которых тебе весело, легко, привольно. Очень часто эти люди вовсе не орлы и не мудрецы, но ты их ни на кого не променяешь.Дружинин. Новые заметки туриста.Ср. Понимает, каналья, чем взять. И берет этим. А ведь, в сущности, если разобрать, далеко не орел этот Павлищев.К.М. Станюкович. ..

Орел

М. Самая большая хищная птица (кроме грифа). Царь птиц, представитель силы, зоркости, прозорливости, благородства, у нас водятся. Беркут или халзан, царский орел, Aquila regia, и меньшие виды. Белохвостик, карагуш, дорвач, скопа. Могильник, на юге, провожает стаями наши армии в Турции. | Одно из северных созвездий. | Исторический кубок Петра 1. | Герб Русского государства. Гиря с орлом, клейменная казенным клеймом. Каска с орлом, с гербовым украшеньем орла. | Орл. Тряпичник, ветошник, маяк, разъ..

Орёл

1. М.1) Хищная сильная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях.2) перен. Храбрый, сильный, мужественный человек.2. М.1) Государственный герб с изображением орла.2) разг. Обратная сторона монеты (с гербом, изображающим орла).. ..

Орел

ОРЁЛ орла́. М.. ..

Орел

Орла, м. 1. Крупная сильная хищная птица сем. Ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2. Перен. О гордом, смелом, сильном человеке. * Орёл или решка. (разг.) — какой стороной упадёт монета. (вопрос при метании жребия) [первонач. О царской монете с изображением двуглавого орла]. II прил. Орлиный, -ая, -ое. Орлиное гнездо. О. Взор (гордый, смелый), б. Нос (тонкий крючковатый нос).. ..

Орёл

Орла, м. 1. Крупная, очень сильная, с изогнутым клювом птица из семейства соколиных, живущая преимущ. В гористых и степных местностях. Орел степной распространен у нас на юге. И налетит с отважностью орла на ястребов, терзающих отчизну. Жуковский. В сравнениях употр., как образец величия, мощи, высокой одаренности (ритор.). ...Ленин . Не просто один из руководителей, а руководитель высшего типа, горный орел, не знающий страха в борьбе и смело ведущий вперед партию по неизведанным путям русского ..

Орёл

Помимо птицы, так называют и сторону монеты, на которой изображен герб. Если в советские времена такое название могло вызвать только недоумение (советский герб – это изображение земного шара с обвитыми вокруг него колосьями), то с возвращением на монеты российского герба с двуглавым орлом становится понятным, почему наши предки назвали эту сторону монеты орлом. Слово орел образовано от той же основы, что и греческое ornis ("птица"). Тот же корень имеет и первая часть слова орнитология.. ..

Орел

Общеслав. Суф. Производное (ср. Козел, зяблик — от зябел — и пр.) от той же основы, что нем. Aar «орел», греч. Ornis «птица» и т. Д. Исходно орел — «большая птица» (суф. -ьлъ- первоначально был увеличительным).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Орел

Род. П. Орла́, укр. Оре́л, род. П. Вiрла́, орла́, др.-русск., ст.-слав. Орьлъ ἀετός (Остром., Супр.), болг. Оре́л, сербохорв. О̀рао, род. П. О́рла, словен. Órǝl, род. П. Órla, чеш. Оrеl, род. П. Оrlа, слвц. Оrоl, польск. Оrzеɫ, род. П. Оrɫа, в.-луж. Worjoɫ, н.-луж. Jеŕеɫ, род. П. Jеrɫа. Праслав. *оrьlъ родственно лит. Erẽlis, диал. Arẽlis "орел", лтш. Ḕrglis (из *ērdlis). Др.-прусск. Аrеliе, ср.-брет. Еrеr "орел", корн., брет. Еr, гот. Аrа "орел", д.-в.-н. Аrо, нов.-в.-н. Ааr "орел", греч...

Орел

Золотая монета США достоинством в 10 долларов.. ..

Орел

(лат. Aquila)экваториальное созвездие с яркой звездой Альтаир.. ..

Орёл

(лат. Aquila), экваториальное созвездие с яркой звездой Альтаир. ..

Орёл

Адм. Центр Орловской обл., на слиянии рек Ока и Орлик. 334 тыс. Жителей (2002). Основан в 1566 г. Как крепость для защиты юж. Границ России. С 1778 г. Центр Орловского наместничества. В XIX в. Стал крупным торговым, трансп. И пром. Центром России. Кафедральный собор иконы Ахтырской Божьей Матери. Церкви. Николо-Песковская, Михаила Архангела, Богоявленская, Иоанна Предтечи, Смоленской иконы Божьей Матери, Свято-Троицкая (многие из них имеют острые, типичные для Орловщины шпили). Введенский женски..

Орел

Город, ц. Орловской обл. Основан в 1566 г. Как крепость Орел. Название по расположению при впадении в Оку р. Орел. Гидроним позже упоминается как Орел и Орель в Книге Большому чертежу, 1627 г. Орел во второй половине XVIII в и Орлик со второй половины XIX в. Для объяснения этого гидронима иногда принимают ту же этимологию, что и для названия днепровского притока Орель, хотя там название относится к урочищу и лишь перенесено на реку. Поэтому, учитывая положение реки Орел в зоне широкого распростр..

Орёл

Центр Орловской области, в 382 км к юго-востоку от Москвы. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на берегах р. Ока и её притока Орлик (до 1784 название Орёл). Климат умеренно континентальный. Средние температуры января -9°C, июля 18°C. Осадков около 500 мм в год. Крупный узел железных дорог (линии на Москву, Харьков, Ригу, Воронеж). Через О. Проходит автомагистраль Москва - Симферополь. Аэропорт. Население 346,6 тыс. Человек (1992. 70 тыс. В 1897. 76 тыс. В 1926. 111 тыс. В 1939. 1..

Орел

ОРЕЛ (лат. Aquila), отчетливо видимое созвездие северного полушария, в котором главная звезда - Альтаир - первой звездной величины. В районе этого созвездия Млечный Путь заметно сгущается.. ..

Орел

Центр Орловской обл. И Орловского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на берегах Оки и ее притока Орлик. Население 347,6 тыс. Чел. Основан в 1566 как крепость для защиты южных границ Русского государства. В XVII в. Подвергался частым набегам крымских татар. В н. XVII в. Один из очагов крестьянского восстания под предводительством Ивана Болотникова. В 1611 крепость была разрушена польским отрядом А. Лисовского. В 1635-36 восстановлена, существовала до 1702. С сер. XVII в. Оре..

Орёл

Трехмачтовый парусный корабль (типа барк), первенец военного кораблестроения в России. Построен в 1667-68 на верфи в с. Дединово на Оке. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.. ..

Орел

ОРЛОВ ОРЕЛПрозвища от названий птиц были широко распространены, и от них произошло множество фамилий. Фамили Орлов занимает среди 'птичьих' фамилий четвертое место и 27 по частотности среди русских фамилий вообще. (У) В 'Ономастиконе' Веселовского. Орел, Орловы кн Лев Михайлович Орел Волконский. ..

Орёл

Город, ц. Орловской обл. РСФСР. Ж.-д. Узел, автовокзал. Пром. И культурный центр. На 1 янв. 1966 - 202 т. Ж. (в 1897 - 70 т. Ж., в 1923 - 71 т. Ж., в 1939 - 111 т. Ж., в 1959 - 150 т. Ж.). Основан в 1566 как крепость для защиты юж. Границ Рус. Гос-ва у слияния pp. Оки и Орлика (до 1784 назв. Реки - Орел). В источниках впервые упомянут в 1566 (см. ПСРЛ, т. 13, с. 405). В 17 в. Крепость подвергалась частым набегам крымских татар. В нач. 17 в. - один из очагов крест. Восстания И. Болотникова. В 161..

Орел

(Orel)2-я мировая война. ..

Орел

I. Евр. Слово нэшер, передаваемое как О., является, в сущности, собират. Понятием, обозначающим всех крупных хищных птиц, как О., так и см. Коршунов. У израильтян они считались нечистыми, их не разрешалось употреблять в пищу (Лев 11:13. Втор 14:12). В Палестине встречаются различные виды О. В большинстве случаев О. Только зимуют здесь, лишь в пустыне Негев летом можно увидеть королевского О.-могильника (Aquila heleacea). Самый крупный О., беркут (A. Chrysaetus), зимой встречается по всей Палести..

Орел

(Втор.32:11 ) - хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11:13 , Втор.14:12 ). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания ·свящ. Писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии. Чис.24:21 , Иов.9:26 , Иов.39:27 ,30, Прит.23:5 , Прит.30:17 ,19, Иер.49:16 , Авд.1:4 , Мат.24:28 , Лук.17:37 . В двух последних..

Ореады

(Oreades, Ορειάδες). См. Нимфы.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Орейфия

(Орифия) — дочь царя Афин Эрехфея. Сестра Креусы и Прокриды. Была похищена богом Бореем, которому родила Бореадов. Зета и Калаида, а также Клеопатру.// Н.А. Кун. БОРЕЙ И ОРИФИЯ(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Оренда

В мифологии индейцев-ирокезов (Сев. Америка) сверхъестественная магическая сила, то же, что вакан у племён сиу-дакотов.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Орест

(Orestes, Ορέστης). Сын Агамемнона и Клитемнестры, спасенный своей сестрой Электрой от смерти после убиения Агамемнона Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Он отправился в Фокиду, к царю Строфию, женатому на сестре Агамемнона, Анаксибии. Здесь он вступил в дружбу с Пиладом, сыном Строфия. Затем он вернулся в Микены и убил мать свою и Эгисфа в отмщение за смерть отца. За тяжкое преступление материубийства он подвергся преследованию эринний и впал в бешенство. По совету Аполлона Орест, чтобы изб..

Орел

Осужденный, находящийся в побеге. ..

Орел

Символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел - символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.. ..

Орел

Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную..

Орел

Филат. Назв. Марок Германии 1889, 1890 с изображением герба.. ..

Дополнительный поиск Орел Орел

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орел" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орел, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа