Ничто
Категория онтологии, означающая отсутствие бытия вообще. Н. Противостоит многообразию нечто, сущему, бытию. Н. Является важнейшим началом др.-инд. Философии. В антич. Философии нет строгого различения Н. И небытия, Н. В философии Платона и Аристотеля и есть небытие как иное бытие, применительное только к вещам чувственного мира, к материи. В Средние века проблема Н. - это прежде всего проблема творения мира Богом из ничего. Сам Бог в мистической средневековой традиции представляет собой Н., Н. Сущее. Большую роль играет категория "Н." в философии Г.В.Ф. Гегеля. Н. И чистое бытие есть пара противоположностей, с которых начинается (по Гегелю) развитие мира.В философии 20 в. Предпринимаются попытки онтологизировать Н. Таковы, напр., изыскания М.
Хайдеггера, у которого Н. Впервые появляется в результате охватывающей человека бездонной скуки или ужаса и приоткрывает бытие. Это выступление за пределы сущего, трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в Н., мы бы не могли встать в отношение к сущему в целом и в отношение к самому себе. Без выдвинутости в Н. Нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию. Ж. П. Сартр в кн. "Бытие и ничто" говорит о том, что сущностью сознания является Н. Сознание не является субстанциальным, оно есть чистое явление в том смысле, что существует только в той мере, в какой нам является. Но поскольку оно чистое явление, то и представляет собой пустоту, Н., ибо весь мир лежит вне его.
Это не то Н., которое вне бытия, ограничивает последнее или парит над ним, это и не абстрактное логическое понятие, каким его мыслил Гегель. Н. Находится в самом сердце бытия. Бытие лишь через Н., лишь через человека и его сознание приходит в мир. Имя этой возможности порождать из себя Н., согласно Сартру, первым дал Р. Декарт. Это - свобода. Свобода в данном случае - не качество, которое наряду с другими принадлежит человеческому бытию, сама сущность человека содержится в свободе, свободу невозможно отличить от этой сущности. Только через свободу человек становится вестником бытия, условием любого - филос. Научного, артистического, житейского - открытия мира. Н. - фундаментальная характеристика человека, который есть Н.
По сравнению со всяким что-то, он не предназначен природой к к.-л. Определенной деятельности, но может заниматься любой. Он - бесконечная, открытая потенциальность, важнейшей особенностью его существования является способность к творчеству, в котором он как бы воспроизводит Божественную способность, творя новые, никогда ранее не бывшие вещи и ценности, творя из Н.Хайдеггер М. Что такое метафизика // Время и бытие. М., 1993. Sartre J.-P. L'etre et le neant. Paris, 1956.В.Д. Губин.
Дополнительный поиск Ничто
На нашем сайте Вы найдете значение "Ничто" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ничто, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 5 символа