Алтарь

208

(лат. Altare, altar, от alta ara — высокий жертвенник) — камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.Время появления А. В рел. Культах неизвестно. А. Для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях А. Имел вид стола, столба или колонны.В текстах ВЗ упоминается А. В виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два А. Жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений — деревянный стол, покрытый золотом, т.н.

«золотой жертвенник» (Исх 30, 1–5. 37, 25–28. 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение А. Снижается, поскольку н.-з. Жертва освящается без А. Новая Жертва — Иисус Христос — освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. Посланий термин А. Прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об А. (1 Кор 10, 16–17). Смысл слов «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. Культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия А. И «храм» отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).В христ.

Храме А. — место совершения таинства Евхаристии, т.е. Место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В зап. Церк. Традиции под А. Понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В вост. Церк. Традиции термин А. (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литург. Обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в зап. Традиции). А. В узком смысле слова именуется обычно «престолом».Историческое развитие христианского А. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название А.

И со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства А. Представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные А. Неподвижные А. Получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные А., их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов А. В силу укоренившейся в церк. Традиции связи А. И мощей, церкви и А. Стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в А.

(получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы А. Появились полые кубические А. С дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические А., которые воздвигались над гробницами мучеников и святых. Для доступа к мощам, находившимся под А., служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. Исповедание). В А., сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 канон. Правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом А.

Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму А. Стали появляться только в XVI в. И получили широкое распространение в церк. Архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные А., используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные А. Стали широко употребляться только в XIV в.В первых христ. Храмах III–IV в. Существовал лишь один А. На Западе несколько А. В храме появились в V–VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. Распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в зап. Храмах нескольких А., особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на А.

К кон. Средневековья наряду с главным А. В западных храмах устраивалось несколько боковых А., напр. Кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 А. Древний принцип существования только одного А. В храме сохранялся на Западе в значении наличия главного А. В каждой катол. Церкви.Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) — низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего А.

От взоров молящихся. На Западе А. Оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в осн. Исчез из церк. Архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в совр. Храме является алтарная преграда (balaustra).С XVI в. Дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом А. К сер. XVIII в. Положение дарохранительницы, возвышавшейся над А., стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие А. С IV в. Над А. Часто сооружался киворий (алтарная сень). Впоследствии это стало нормой при сооружении главных А.

Кафедральных соборов.Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение А., чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церк. Властей. Статуи и другие худож. Произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого А. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный А. Восстановление практики литург. Сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) А.

В соответствии с Римским миссалом 1969, на А. Должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.Литург. Нормы предписывают, чтобы А. Был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на А. (или вблизи него) находились свечи и крест.Типология А. А. Называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижим, напротив, передвижной А. (напр. Petra sacra) может быть перемещен в другое место. В вост. Литург. Традиции эквивалентом передвижного А. Является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный А., в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, — неподвижный или передвижной А. (CIC 1235 § 2).Папскими А. Являются главные А.

Пяти Римских патриарших базилик, а также главные А. Базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих А., предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. А. Исповедания (altare confessionis) называется папский А. В базилике Св. Петра в Ватикане.ККП 1983 запрещает помещать под А. Тело усопшего (не провозглашенного блаженным или святым). В противном случае мессу на таком А. Совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под А., могут находится человеческие захоронения.Освящение А. С кон. V в. Церк. Каноны предписывали совершать освящение А. В ККП говорится о том, что неподвижные А.

Должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные — освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный А. Освящается епарх. Епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение А. Совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения А. Входит специальная молитвенная формула, обряд помазания А. Священным миром и окаждение А. В наст. Время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237 § 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают А., но сам А.

Наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство А. Состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.Художественное оформление А. Внешние стороны А. Часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства А. Являются надписи. Монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. Букв А и н (ср. Откр 1, 8), реже — монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри А. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг А. — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч.

Алтарная картина. В наст. Время традиция оформления А. Развивается в сторону бóльшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на А. Таинства. В устройстве вост. Храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.Лит-ра. Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995, с. 273–287. Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000. Bishop E. The Christian Altar // Liturgica historica. Ox., 1918, p. 20–39. Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. MЯ., 1924. 2 Bd. DACL 3, 3155–89. Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 490–553. Diekmann G. The Place of Liturgical Worship // Concilium 2 (1965), 67–107.

Bouyer L. Liturgy and Architecture. Notre Dame (Ind.), 1967. NCE 1, 343–51. NCE 16, 7–8. Napier C. The Altar in the Contemporary Church // Clergy Review 57 (1972), 624–632. NDDC, 13–14..

Значения в других словарях
Алтарь

(лат. Altaria, от altus — высокий) жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. А. На открытом воздухе, первоначально земляные или каменные, в Древней Греции и Древнем Риме приобретали характер грандиозных сооружений, отделанных мрамором с рельефами (пергамский А., около 180 до н. Э., Античное собрание, Берлин). В христианском культе, заменившем кровавые жертвоприношения символическими, А. Начали называть стол в храме, на котором совершалось «таинство превращения хлеба и вина в тело ..

Алтарь

АЛТАРЬ (лат. Altaria - от altus - высокий), жертвенник. Первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме - отдельные сооружения. В христианских храмах - столы ("престолы") для совершения таинства, в католических - декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. - иконостасом.. ..

Алтарь

— См. ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Алтарь

АЛТАРЬ (латинское altaria, от altus - высокий), жертвенник>. Первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения. В христианских храмах - столы ("престолы") для совершения таинств, в католических - декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14 - 15 вв. - иконостасом.. ..

Алтарь

(жертвенник) (Пс.50:21 , Быт.8:20 ) - особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).. ..

Алтарь

(лат. Altare, от altus - высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) жертвенник древних. 2) часть христ. Храма, где находится престол.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)1) часть христ. Храма с престолом, отделенная от помещения для молящих..

Алтарь

Служитель алтаря... ..

Алтарь

М. Олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В христ. Церкви возвышение с приступками в глубине церкви. | в православной. Восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают. И велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово. На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, ..

Алтарь

М.1) а) Место жертвоприношений. Жертвенник (у древних народов).б) перен. Место, которое внушает благоговение.2) Главная, восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой, а в православных храмах - иконостасом.. ..

Алтарь

-я,м. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину. То же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. Отечества (перен. Пожертвовать своей жизнью во имя родины. Высок.). II прил. Алтарный, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Алтарь

Алтаря, м. (латин. Altare). 1. Жертвенник. Потух огонь на алтаре. Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. Поэт. Устар.). Он сердцем почитать привык алтарь. Пушкин. Возложить или принести на алтарь чего (книжн. Ритор, поэт. Устар.) - принести что-н. В жертву чему-н. На алтарь отечества. На алтарь искусства.. ..

Алтарь

Древнерусское – алтарь.. ..

Алтарь

Алта́рь м., русск.-цслав. Алътарь (Остром.) наряду с олътарь. Очевидно, из лат. Altāre, едва ли через ср.-греч. Ἀλτάρι(ον), вопреки Фасмеру, ИОРЯС 12, 2, 220. Гр.-сл. Эт. 29 и Превый, голодный". Ср. Траутман, BSW 6 и сл. [Ср. Еще Хюттль-Ворт 80. – Т.] обр. 1, стр. XXV. Лат. Altāre – от altus "высокий", т. Е. Выше других частей церкви. Вероятно, алта́рь получено из олътарь путем ассимиляции гласных (диал. Русск. Олтарь, волтарь).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1..

Алтарь

        (лат. Altaria, от altus - высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем назывался стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических - также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. Появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В ..

Алтарь

Аркатура. ..

Алтарь

1. В христианском культе - стол в храме, на котором совершалось "таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа" 2. В обиходе - вся восточная часть храма, отделённая алтарной преградой. ..

Алтарь

(Пс 50.21)-см. Жертвенник.. ..

Алтарь

Алтарь см. Жертвенник.. ..

Алтарная сень

Надалтарная сеньна алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.. ..

Алтарная часть храма

Присвитерийта часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.. ..

Алхерий Клервоский

(Alcherius Claraevallensis) — монах-цистерцианец (OCist), ученик Бернарда Клервоского. Ум. Ок. 1180.Известный философ и богослов Исаак из Стеллы (1100–69) сообщает, что А. Был знатоком «физики», т.е. Естественных наук и медицины. В наст. Время с учетом результатов филол. Изысканий А. Признан автором ряда трактатов, ранее приписывавшихся др. Богословам. Наибольшее значение имеет труд А. De spiritu et anima (О духе и душе, ок. 1160), представляющий собой переработку фрагментов соч. Августина, Генн..

Алхимия

(нем. Alchimie, от араб. 'al-kimiya) — позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. Сложилась в III в. Н.э. В Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. У арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.В течение столетий единственным основополагаю..

Алтарь

(жертвенник) (Пс.50:21 , Быт.8:20 ) - особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).. ..

Алтарь

(лат. - жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.. ..

Алтарь

Рис.Е.Макаровой Алтарь (лат. Altus - высокий, Alta ara - возвышенное место) - восточная, главная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия. В алтаре находятся престол, жертвенник и кафедра. Алтарь возвышается над полом храм. ..

Алтарь

(лат. Высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. Когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре' ра..

Алтарь

И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал — Расширение владений делает тебе честь, о царь, но надо выполнить и свой личный долг — Ведя войны, я соблюдаю свой долг в отношении кшатриев. О каком еще долге ты говоришь. — отозвался Джанамеджая — О долге крови В то время как ты воевал, твой отец был убит коварным зм..

Алтарь

Судейский стол. ..

Алтарь

Символ присутствия бога. Олицетворяет воссоединение с божеством, посредством жертвоприношения, и благодарность Господу. Алтарь располагается в восточной части храма и указывает место богослужения, где молящиеся люди обращают свои взоры по направлению к солнцу и к месту расположения рая. Алтарь, имеющий форму гробницы, символизирует переход от смерти к жизни и от времени к вечности. Шаги, совершаемые при подходе к алтарю, являются ритуальным восхождением. Каменные алтари, или бетели (см. Камень),..

Дополнительный поиск Алтарь Алтарь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алтарь" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алтарь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа