Капитализм
Социально-эконом. Система, осн. На крупном товарном производстве, частном предпринимательстве, свободной конкуренции производителей. При К. Эконом. Деятельность регулируется соотношением спроса и предложения на рынке, средства производства (капитал) находятся в частной собственности, прибыль от их использования получают их владельцы, которые частично снова вкладывают ее в производство с целью получения новой прибыли. Для К. Характерно расслоение об-ва на собственников капитала (буржуазию), контролирующих производство, и лишенных капитала наемных работников (пролетариат), занимающих подчиненное положение.К. Появился в Зап. Европе в Новое время. Причинами возникновения и распространения К. Стали открытие новых континентов, давшее европейцам неограниченный простор для новых инициатив, механизация труда, повысившая его производительность и в то же время увеличившая стоимость средств производства.
Вслед за М. Вебером мн. Исследователи указывают на благоприятную для развития К. Роль протестантизма. Согласно этой теории, лютеранство, рассматривающее профессиональную деятельность как призвание от Бога, а также кальвинизм, согласно которому суровый аскетизм в повседневной жизни и удача в делах является знаками избранности к спасению, повлияли на формирование особого психологического типа человека — собранного, методичного, планомерно и рационально направляющего все свои силы на достижение успеха в материальной сфере. Именно этот человеч. Тип сыграл большую роль в ранней фазе развития К. Важным фактором развития К. Также явилась ликвидация мн. Сословных и др. Привилегий правового, имущественного и налогового характера в результате ряда реформ и революций XVII–XIX вв., в частности Французской революции 1789–99.Осн.
Принципы экономики К. Сформулированы в работах А. Смита и др. Представителей классической политической экономии. Эти авторы считали эконом. Систему, осн. На свободном предпринимательстве, единственно соответствующей природе человека и об-ва. Один из гл. Постулатов этого направления состоял в том, что преследование каждым человеком своего интереса автоматически ведет к возрастанию богатства всего об-ва. Эта предпосылка индивидуалистического характера (индивидуализм) лежала в основе теории и практики эконом. Либерализма, согласно которому единственным регулятором промышленного развития должны быть рыночные механизмы, а деятельность профсоюзов и гос. Вмешательство в хозяйственную жизнь тормозят его.Развитие К. Показало, что эконом.
Либерализм, решая одни проблемы, создает множество других, и притом трудноразрешимых. Неконтролируемый нелинейный рост эконом. Производства при К. Сопровождался периодическими кризисами перепроизводства, вызывавшими разорение большого числа людей. Сосредоточение капитала в руках меньшинства населения и избыток рабочей силы приводили к жестокой эксплуатации пролетариата и его обнищанию, а в результате — к классовым конфликтам, впоследствии дополненным противоречиями между богатыми и бедными странами. Либеральный К. Вызвал и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Наконец, стремление капиталистов к увеличению прибыли привело к созданию крупными корпорациями монополий, разрушавших свободную конкуренцию, т.е.
Основу рыночной экономики. Последствия либерализма вызвали критику К. Социалистическими течениями (в т.ч. Марксизмом), выступавшими за отмену частной собственности и национализацию экономики, что было произведено в XX в. В ряде стран, начиная с советской России. Однако ист. Опыт этих стран, закончившийся крушением мировой социалистической системы в кон. 1980-х — нач. 1990-х, показал, что гос. Плановая экономика менее эффективна, чем К., и также часто приводит к жестокой эксплуатации трудящихся и их обнищанию.Характер К. В течение XX в. Существенно изменился по сравнению с первоначальной либеральной моделью. Для совр. К. В той или иной степени характерны соучастие мн. Лиц в управлении предприятиями через акционирование, повышение роли менеджеров по сравнению с собственниками, активное вмешательство профсоюзов при определении зарплаты, условий труда и т.д., элементы макроэконом.
Регулирования хозяйственной деятельности, гос. Гарантии социальных прав граждан, антимонопольное и экологическое законодательство. Поэтому совр. К., сочетающий рыночные механизмы с гос. И профсоюзным регулированием, часто называется смешанной экономикой.Тяжелые социальные последствия К. Находятся в фокусе внимания Католической Церкви начиная с энц. Rerum novarum (1891) Папы Льва XIII, которая во многом явилась итогом деятельности катол. Рабочих объединений и дала важный импульс их дальнейшему развитию. Церковь осуждает либерализм, считая, что эконом. Система не должна углублять существующее неравенство, что принципы максимальной прибыли и свободы конкуренции не могут быть абсолютными законами для экономики, но должны быть подчинены требованиям социальной справедливости и что право частной собственности ограничено требованиями нравственного характера, в частности, обязанностью использовать ее на общее благо.
При этом Церковь отвергает социалистические методы решения проблемы и защищает принцип частной собственности как происходящий из человеч. Природы и побуждающий человека к ответственности за свои действия. Обществ. Классы не являются природными антагонистами и нуждаются друг в друге. «Ни капитал не может существовать без труда, ни труд без капитала» (Rerum novarum, 15), поэтому необходимо, чтобы рабочие и предприниматели искали формы справедливого соглашения друг с другом. Рабочие имеют право объединяться с целью защиты своих интересов перед предпринимателями, и гос-во должно гарантировать это право.Наиболее полно отношение Церкви к К. Выражено в энцикликах Папы Иоанна Павла II. Энц. Laborem exercens (1981) опубликована в то время, когда профсоюзное движение «Солидарность», поддержанное Папой, боролось за права рабочих в социалистической Польше.
В этой энц. Развита критика К. С позиции персонализма, в частности, заявлен принцип первенства труда по отношению к капиталу. Капитал является плодом человеч. Труда и должен быть подчинен человеку, являющемуся субъектом труда и конечной целью производства. Первоначальный К. Ошибочно рассматривал человека как средство производства, а не как субъекта и цель труда, и любое об-во, где подобная ошибка повторяется, может быть названо капиталистическим. Сама по себе отмена частной собственности и национализация средств производства еще не решает проблемы их обращения на благо всех, т.к. Не только частные собственники, но и гос. Управляющие могут использовать средства производства вопреки правам человека. Тем самым Иоанн Павел II фактически оценил социализм советского образца как форму гос.
К. И распространил на него персоналистические принципы церк. Критики К.В энц. Centesimus annus (1991), написанной в эпоху крушения социалистической системы, внимание во многом сосредоточено на критике совр. К. Как об-ва потребления (консумеризм). Идеологическая защита К. Опасна тем, что внушает веру в решение всех человеч. Проблем путем свободного развития рынка и тем самым сводит цели существования человека к сфере экономики и удовлетворения материальных нужд. В энц. Рассмотрен вопрос, является ли К. Единственной альтернативой для бывших социалистических стран. Ответ на этот вопрос, подчеркивает Папа, зависит от того, что подразумевается под К. Если имеется в виду эконом. Система, признающая положительные ценности инициативы, труда, рынка, частной собственности и вытекающей из нее ответственности, ответ положителен, хотя было бы лучше называть эту систему не К., а более нейтрально — рыночной или свободной экономикой.
Если же под К. Подразумевается система, в которой эконом. Свобода не вписана в юридический контекст, ставящий ее на службу целостной человеч. Свободе, включающей прежде всего этическое и рел. Измерение, то ответ может быть только отрицательным.Т.о., в своей оценке К. Церковь различает социально ориентированную рыночную экономику, действующую внутри юридических норм в соответствии с этическими ценностями, от эконом. Системы, вдохновляемой исключительно прибылью и равнодушной к требованиям справедливости и человеч. Солидарности.Лит-ра. Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1939. 3 т. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990, с. 43–271. Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия.
М., 1995. Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань–М., 1994. Хёффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001, с. 129–236. Tawney R. Religion and the Rise of Capitalism. NY., 1958. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. C., 1960. Neil-Breuning O. Von. Kapitalismus kritisch betrachtet. Fr.–Basel–W., 1974. Benne R. The Ethics of Democratic Capitalism. Philadelphia, 1981. Koslowski P. Ethik des Kapitalismus. T., 1982. Kuppler B. Kapital im Wandel. Baden-Baden, 1988. DЪlken C. Katholische Sozialtheorie und Neoliberalismus. T., 1992..
Дополнительный поиск Капитализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Капитализм" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Капитализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа