Воображение
Фантазия, пси-хич. Процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. Выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью, в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют, симулируют деятельность. В создании образов объекта.Как и др. Психич. Процессы (мышление, память, восприятие), В. Имеет аналити-ко-синтетич. Характер. Осн. Тенденция памяти — максимально точное возобновление образов ранее воспринятых и осознанных ситуаций, объектов. Осн. Тенденции В. — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счёте создание мыслит, ситуации, ранее не-возникавшей.
В. — это отражение действительности в новых сочетаниях и связях. Важнейшее назначение В. В том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. Модели конечного или промежуточного продукта труда способствует их предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью В. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.В процессе деятельности В. Выступает в единстве с мышлением. Включение В. Или мышления в процесс деятельности определяется большей или меньшей степенью неопределённости проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задач. Если исходные данные задачи (науч.
Проблемы) известны, то ход её решения подчиняется преим. Законам мышления. Если данные задачи с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы bj В зависимости от обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одна и та же задача может решаться как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. В том, что оно позволяет принять решение даже при отсутствии полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограничекность В. Намеченные с его помощью пут решения проблемы нередко недостаточно точны.Синтез представлений в В. Осуществляется в след, формах. Агглютинации — соединении различных, в реальности не соединяемых качеств, свойств, частей предметов (напр., русалка — женщина и рыба).
Гиперболизации — преувеличении (или прёуненТшёНий") предмета, изменении кол-ва его частей (многорукие богини в инд. Мифологии). Заострении — подчёркивании к.-л. Признаков (напр., в шарже, карикатуре). Схематизации — сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними (растит, орнамент). Типизации — выделении существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощении их в конкретном образе (худож. Образ).Различают пассивное и активное В. Пассивное В. Лишено действенности, для него характерно создание образов, к-рые не воплощаются в жизнь, программ, к-рые не осуществляются и даже не могут быть осуществлены. Непреднамеренное пассивное В. Наблюдается при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии, во сне, при патологич.
Расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. Продуцирует образыгрезыЗ. Не связанные с волей, к-рая могла ОьТспо-собствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. Грёз свидетельствует об определённых дефектах развития личности. Активное В. Может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. Предполагает самостоят, создание образов, к-рые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде В. — неотъемлемая часть любого творчества. В. Не всегда немедленно реализуется в прак-тич. Действиях. Нередко оно принимает форму особой внутр. Деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т.е. В возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования деятельности, побудительная причина, мотив деятельности, окончат, завершение к-рой по к.-л.
Причинам оказалось отсроченным. Воссоздающее В, имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Пространств. В. Необходимо при изучении чертежей и натуральных объёмных тел в разл. Ракурсах.Уровень развития личности во многом зависит от того, какие виды В. Преобладают в её структуре. Если у подростка и юноши творческое В., реализуемое в конкретной социально значимой деятельности (уч., общественно полезной и др.), преобладает над пустой пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о более высоком уровне развития личности.В. Ребёнка формируется в разл. Видах его деятельности. На протяжении дошк. Детства происходит постепенное превращение В. Ребёнка из деятельности, к-рая нуждается во внеш. Опоре (прежде всего игрушке), в самостоят, внутр.
Деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение историй, сказок, стихов) и изобразительное (рисунки) творчество. В. Развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми. Речь позволяет детям представлять предметы, к-рых они никогда не имели в своём опыте. Задержки в речевом развитии сказываются на развитии В., обедняют его. В дошк. Возрасте В. Выступает как одноА. С. Воронов. Из важнейших условий усвоения обществ, опыта. В. Даёт возможность ребёнку осваивать окружающий мир в игре, подобно тому, как взрослый человек с помощью В. Преобразует его в активной творческой деятельности.Лит. Выготский Л. С., Воображение и творчество в дет. Возрасте. M. 19913. Ковалев А. Г., Психология лит.
Творчества, Л., 1960. Чуковский К. И., От двух до пяти. M., 197021. Беркинблит М., Петровский АФантазия и реальность, М., 1968. P о д а р и Дж., Грамматика фантазии, пер. С итал., М. 1978.А. В. Петровский..
Дополнительный поиск Воображение
На нашем сайте Вы найдете значение "Воображение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воображение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 11 символа