Воображение

318

Фантазия, пси-хич. Процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. Выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью, в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют, симулируют деятельность. В создании образов объекта.Как и др. Психич. Процессы (мышление, память, восприятие), В. Имеет аналити-ко-синтетич. Характер. Осн. Тенденция памяти — максимально точное возобновление образов ранее воспринятых и осознанных ситуаций, объектов. Осн. Тенденции В. — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счёте создание мыслит, ситуации, ранее не-возникавшей.

В. — это отражение действительности в новых сочетаниях и связях. Важнейшее назначение В. В том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. Модели конечного или промежуточного продукта труда способствует их предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью В. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.В процессе деятельности В. Выступает в единстве с мышлением. Включение В. Или мышления в процесс деятельности определяется большей или меньшей степенью неопределённости проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задач. Если исходные данные задачи (науч.

Проблемы) известны, то ход её решения подчиняется преим. Законам мышления. Если данные задачи с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы bj В зависимости от обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одна и та же задача может решаться как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. В том, что оно позволяет принять решение даже при отсутствии полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограничекность В. Намеченные с его помощью пут решения проблемы нередко недостаточно точны.Синтез представлений в В. Осуществляется в след, формах. Агглютинации — соединении различных, в реальности не соединяемых качеств, свойств, частей предметов (напр., русалка — женщина и рыба).

Гиперболизации — преувеличении (или прёуненТшёНий") предмета, изменении кол-ва его частей (многорукие богини в инд. Мифологии). Заострении — подчёркивании к.-л. Признаков (напр., в шарже, карикатуре). Схематизации — сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними (растит, орнамент). Типизации — выделении существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощении их в конкретном образе (худож. Образ).Различают пассивное и активное В. Пассивное В. Лишено действенности, для него характерно создание образов, к-рые не воплощаются в жизнь, программ, к-рые не осуществляются и даже не могут быть осуществлены. Непреднамеренное пассивное В. Наблюдается при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии, во сне, при патологич.

Расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. Продуцирует образыгрезыЗ. Не связанные с волей, к-рая могла ОьТспо-собствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. Грёз свидетельствует об определённых дефектах развития личности. Активное В. Может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. Предполагает самостоят, создание образов, к-рые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде В. — неотъемлемая часть любого творчества. В. Не всегда немедленно реализуется в прак-тич. Действиях. Нередко оно принимает форму особой внутр. Деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т.е. В возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования деятельности, побудительная причина, мотив деятельности, окончат, завершение к-рой по к.-л.

Причинам оказалось отсроченным. Воссоздающее В, имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Пространств. В. Необходимо при изучении чертежей и натуральных объёмных тел в разл. Ракурсах.Уровень развития личности во многом зависит от того, какие виды В. Преобладают в её структуре. Если у подростка и юноши творческое В., реализуемое в конкретной социально значимой деятельности (уч., общественно полезной и др.), преобладает над пустой пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о более высоком уровне развития личности.В. Ребёнка формируется в разл. Видах его деятельности. На протяжении дошк. Детства происходит постепенное превращение В. Ребёнка из деятельности, к-рая нуждается во внеш. Опоре (прежде всего игрушке), в самостоят, внутр.

Деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение историй, сказок, стихов) и изобразительное (рисунки) творчество. В. Развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми. Речь позволяет детям представлять предметы, к-рых они никогда не имели в своём опыте. Задержки в речевом развитии сказываются на развитии В., обедняют его. В дошк. Возрасте В. Выступает как одноА. С. Воронов. Из важнейших условий усвоения обществ, опыта. В. Даёт возможность ребёнку осваивать окружающий мир в игре, подобно тому, как взрослый человек с помощью В. Преобразует его в активной творческой деятельности.Лит. Выготский Л. С., Воображение и творчество в дет. Возрасте. M. 19913. Ковалев А. Г., Психология лит.

Творчества, Л., 1960. Чуковский К. И., От двух до пяти. M., 197021. Беркинблит М., Петровский АФантазия и реальность, М., 1968. P о д а р и Дж., Грамматика фантазии, пер. С итал., М. 1978.А. В. Петровский..

Значения в других словарях
Воображение

фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. Основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. Отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. В. Является ..

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.. ..

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия>), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.. ..

Воображение

Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др. Можно сказать. Образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнен..

Воображение

См. ОБРАЗ. ..

Воображение

Воображение правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы — герои своих романов. Мэри Маккарти(см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ)(Источник. «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.). ..

Воображение

• безудержное воображение. ..

Воображение

Фантазия.. ..

Воображение

При положительной оценке. Безудержное, богатое, буйное, бурное, вдохновенное, великое, горячее, дерзкое, живое, игривое, могучее, неиссякаемое, неистощимое, необузданное, нетерпеливое, острое, пламенное, поэтическое, прихотливое, пылкое, развитое, романическое (устар.), романтическое, свободное, сильное, страстное, творческое, точное, фантастическое, художественное, широкое, яркое. При отрицательной оценке. Бедное, болезненное, больное, воспаленное, короткое, подавленное, разгоряченное, распален..

Воображение

Ср.1) а) Способность мыслить образами, воображать (1).б) разг. Домысел, плод фантазии, нечто нереальное, призрачное.2) устар. Представление, понятие о чем-л.. ..

Воображение

-я, ср. 1. Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать. Мысленное представление. Богатое в. Творческое в. 2. Домысел, плод фантазии (разг.). Его доброта - это только твое в.. ..

Воображение

Воображения, мн. Нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций виденных ранее или действительных. В композиции картины чувствуется недостаток воображения. У этого писателя большая сила воображения. 2. Домысел, мнение или предложение, ни на чем не основанное (разг.). Это одно твое воображение. Ничего ужасного не случилось.. ..

Воображение

— это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.. ..

Воображение

Психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта.. ..

Воображение

Психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта.. ..

Воображение

Психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта.. ..

Воображение

(фантазия) (англ. Imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства". Животных. Будучи психологической основой творчества, В. Обеспечивает как ..

Воображение

(фантазия), психич. Деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее В. И творческое В. ..

Воображение

1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (см. Также Фикция). Равным, образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние – сделать человека больным («мнимый больной») или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого. 2) воображение как признак собственной переоценки и высок..

Вольф (Wolf) Фридрих Август

[15.2. 1759, Хайнроде (Гейнроде), близ Норд-хаузена, — 8.8.1824, Марсель], нем. Педагог, филолог, один из основоположников совр. Классич. Филологии. Чл. Прусской АН с 1808. С 1777 учился в Гёттин-генском ун-те. Преподавал в гимназии. Проф. Ун-тов в Галле (1783—1806) и Берлине (с 1810). В труде «Изложение науки о древностях» (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классич. Образования. Труд В. Конкретизировал применительно к практике ср. Школы воспитат. Идеал неогуманизма. Гл. З..

Воля

Способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внеш. И внутр. Препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.Преодоление препятствий и трудностей связано с т. Н. Волевым усилием — особым состоянием нервно-психич. ..

Вопросы Детские

Форма проявления любознательности ребёнка, способствующая активному освоению окружающего мира. В. Д. Особенно многочисленны и интересны в дошк. Возрасте, когда ребёнок ещё не овладел достаточным опытом, но активно стремится к приобретению новых знаний. Предметно-практич. Деятельность, характерная для предыдущих этапов развития, позволила ребёнку в основном сориентироваться в элементарных свойствах окружающих вещей. Однако на её основе невозможно объяснить явления и свойства более высокого порядк..

Воронов Андрей Степанович

[1819, Петрозаводск, — 22.11(4.12).1875, Петербург], педагог, деятель нар. Образования, публицист. По окончании ист.-фи-лол. Отделения Петерб. Ун-та (1840) был учителем, инспектором, директором в гимназиях. С 1860 в Мин-ве нар. Просвещения. С 1860 чл. Совета министра, в 1862—65 пред. Учёного к-та. Участвовал в составлении уставов ун-тов, гимназий, учительских семинарий и нар. Уч-щ. Сторонник обязат. И всесословного образования, равноправия реальной школы с классической, подготовки нар. Учителей ..

Дополнительный поиск Воображение Воображение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воображение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воображение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа