Дедукция
(от лат. Deductio — выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отд. Предмете класса. Один из методов познания. Дедуктивные умозаключения можно использовать для предвидения на основе общих закономерностей ещё не наступивших фактов, в обосновании, доказательстве тех или иных положений, а также при проверке намечаемых предположений, гипотез. Благодаря Д. В науке были сделаны важные открытия. Так, на основе закона всемирного тяготения и опытных данных о движении планеты Уран была открыта планета Нептун.Д. Широко применяется в обучении как одна из осн. Форм изложения уч. Материала. В курсе физики, напр., наличие силы тяжести на Земле, а значит и закон падения тел объясняется законом всемирного тяготения, т.е.
Дедуктивным способом. Особенно часто Д. Используется в геометрии. Напр., если известно общее правило. «во всяком треугольнике сумма углов равна 180"» и положение. «данная фигура — треугольник», то следует вывод. «значит, в данной фигуре сумма углов равна 180°». В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно, без обращения к непосредств. Опыту. Дедуктивный подход к построению уч. Предмета позволяет вместо описания множества отд. Единичных фактов изложить общие принципы, понятия и умения применительно к соответствующей области знания, усвоение к-рых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Это открывает большие возможности для сокращения объёма уч. Материала и времени, необходимого для его усвоения.Д.
Играет большую роль в формировании логич. Мышления, способствуя развитию у учащихся умения использовать уже известные знания при усвоении новых, логически обосновывать те или иные конкретные положения, доказывая правильность своих мыслей. Д. Воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. В результате дедуктивного рассуждения школьник добывает данные, выходящие за пределы исходных условий, и, используя их, приходит к новым выводам. Включая объекты исходных положений во всё новые связи, он открывает в них новые свойства. Это способствует развитию активности и «продуктивности» мышления. Видное место занимает Д. В формировании причинного мышления учащихся.
Овладение Д. Раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. Д. Помогает применять имеющиеся у учащихся знания на практике, использовать общие теоретич. Положения, носящие часто абстрактный характер, к конкретным явлениям, с к-рыми учащимся приходится сталкиваться в жизни, в уч. Деятельности. Д. — один из осн. Путей, обусловливающих связь шк. Знаний с жизнью.При получении знания дедуктивным путём очень важно следить за правильностью посылок. Формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. Необходимо уметь правильно относить частные случаи к той категории явлений, на к-рую распространяется данное общее положение. Именно это представляет наиб, трудности для учащихся.
Они не всегда могут понять данный конкретный случай как проявление уже известного им общего правила. Полноценное овладение учащимися намеченным содержанием, в т. Ч. Построенным по дедуктивному принципу, зависит от соблюдения общих пси-хол.-пед. Требований, предъявляемых к процессу усвоения.Дедуктивный способ познания тесно связан с индуктивным (см. Индукция), к-рый состоит в переходе от единичных фактов и примеров к общему положению. В шк. Обучении используется, как правило, индуктивно-дедуктивный метод, когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются др. Частные факты. Напр., индуктивным путём формируется понятие о типе задач (ученики решают ряд задач данного типа, выделяя типичное, существенное для них).
Затем, встречая к.-л. Задачу, ученик, анализируя её содержание, находит те существенные признаки, к-рые характерны для задач этого вида и определяют тип задачи. Так, добытый индуктивным путём общий закон становится основой получения новых выводов дедуктивным путём.ЛитШардаков M. H., Очерки психологии учения, М., 1951. Формальная логика, Л., 1977. Бабанский Ю. К., Методы обучения в совр. Общеобразоват. Школе. М., 1985, гл. 9. А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Дедукция
На нашем сайте Вы найдете значение "Дедукция" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дедукция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа