Конфуций
(Кун Фуцзы, Кун-цзы, Кун Цю) (551—479 до н. Э.), кит. Мыслитель, моралист и педагог. Род. В разорившейся знатной семье в царствеЛу. Много путешествовал по др. Царствам Китая, занимал разл. Должности в царстве Лу. Главное в этич. Учении К. — принципы жэнь («человечность», «гуманность») и ли («правила», «нормы поведения»), лежащие в основе жизни человека и определяющие отношения между людьми в семье и обществе. Эти принципы предусматривали почитание родителей и старших по возрасту, преданность и покорность правителю. Для постижения жзнь необходимо совершенствовать себя, избавляться от отрицат. Качеств (алчности, жестокости, хвастовства и др.). Соблюдать принципы ли (этикет) — это точно знать своё место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ, положению.
Среди педагогов древности К. Принадлежит одно из первых мест не только по времени, но и по значению того вклада, к-рый он внёс в развитие пед. Мысли в Китае. Он основал первую в Китае частную школу (по преданию, у К. Было ок. 3 тыс. Учеников и последователей), обобщил опыт обучения, накопленный в Китае. Этич. И пед. Взгляды К. Содержатся в книгах «Ли цзи» («Книга этики») и «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Представляет собой запись бесед К. С учениками). Он исходил из положения о неравенстве людей, врождённости этич. И интеллектуальных качеств человека. Высокоразвитые люди имеют от рождения больше способностей и могут изучать сложные явления, другие менее развиты, соответственно из-за ограниченности врождённых качеств им доступны только практич.
Навыки.Большое значение К. Придавал воспитанию и образованию как важному средству нравств. Совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Человек, если он не учится, не познаёт истин, не получает радости. Подчёркивал мысль о единстве учения и мышления. Разработанная им программа обучения делилась на две ступени. Сначала следует изучать шесть «искусств» (предметов) — мораль, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо, арифметику — и таким образом получить первонач. Умственное, физич., моральное и худож. Воспитание. После этого учащиеся должны перейти к изучению четырёх наук. Безупречное поведение (добродетель), политика и управление, лит-ра и язык. Особое внимание К.
Уделял моральному воспитанию. Презирал физич. Труд, считал, что им не должны заниматься люди умственного труда, и поэтому отрицал трудовое воспитание. В процессе обучения К. Большую роль отводил учителю, от к-рого зависит качество знаний и навыков учащихся. Учитель, по его мнению, должен быть строгим, но не деспотичным, постоянно совершенствовать свои знания и качества, развивать активность учащихся, помогать им самостоятельно и логически мыслить, требовать повторения ранее пройденного. Считал необходимым тесный контакт между учителем и учениками, основанный на уважении и любви, на признании авторитета учителя. Большое значение К. Придавал умению учителя знать индивидуальные особенности и склонности своих учеников, развивать их.В Китае со 2 в.
До н. Э. Конфуцианство стало офиц. Идеологией, к-рая на 2 тыс. Лет определила характер обучения в кит. Школе. К. Был объявлен величайшим из мудрецов, провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».Лит. Попов П. С., Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. С кит., СПБ, 1910. Клепиков В. 3., Конфуций — выдающийся педагог древнего Китая, НО, 1957, № 10. Кроль Ю., Китайские мудрецы, в кн. Страна Хань, Л., 1959. Ян Ю и г. О, История древнекит. Идеологии, пер. С кит., М., 1957. На кит. Яз. — Чэнь Цзин-пань, Пед. Идеи Конфуция, Ухань, 1957. Ли Чжан-чжи, Биография Конфуция, Шанхай, 1957. Хрестоматия по истории педагогики в древнем Китае, Пекин, 1962. Культурно-ист, и этико-филос. Аспекты конфуцианства. Сб. Статей кит. Ученых, опубл. В 1949—1985, Цзинань, 1987.
S. 3. Клепиков..
Дополнительный поиск Конфуций
На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуций" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа