Логика
(греч. Logike, от logikos -построенный на рассуждении), дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. Способных служить расширению знания, умственных построений. От Л. Как науки следует отличать Л. Как связь и динамику логически правильной мысли (Л. Мышления). В сферу науч. Л. Входит также разработка и исследование знаковых структур (исчислений, формальных систем), рассмотрение определённых фрагментов реальности (моделей), общие свойства к-рых отображаются логичной мыслью и фиксируются в знаковых структурах.Первые учения Л. Возникли в древности (Греция, Индия, Китай). Как наука Л. Оформилась в трудах Аристотеля, к-рый подверг анализу разл. Формы мышления — понятие, суждение, умозаключение, разработал теорию одного из видов умозаключений — категорич.
Силлогизма и заложил основы учения о доказательствах. Своё учение Аристотель называл аналитикой и рассматривал её как науку о средствах обоснования истины. Др. Аспект Л. — изучение способов рассуждения, используемых в ходе дискуссии, получил у греков название диалектики. По свидетельству Аристотеля, диалектика была изобретена Зеноном Элейским (5 в. До н. Э.) как «иск-во вопросов и ответов». В дальнейшем понятия -sЛ.»и«диалектика» часто использовались как синонимы.Начиная со 2-й пол. 5 в. До н. Э. Л. (диалектика) преподавалась в Греции софистами. О характере этого «иск-ва» можно судить по диалогам Платона, гл. Персонажем к-рых является его учитель Сократ. Представленный в диалогах «сократич. Метод» отчётливо демонстрирует, что фи-лос.
Мысль того времени прочно овладела навыками логич. Классификаций и определений, а также методом доказательства путём приведения к нелепости (rcductio ad absurdum). Обучение Л. Велось гл. Обр. На примерах-образцах. В иск-во построения диспута входил выбор темы и умение повернуть её определённым образом, о чём можно судить по софистич. Учебнику 5 в. До н. Э.«Двойные речи», демонстрировавшему возможность обоснования и отвержения одного и того же тезиса. Диалектика, в состав к-рой со временем вошла «доказывающая наука» Аристотеля, была живым иск-вом ведения спора и беседы, ему обучались на практике как ремеслу.После Аристотеля Л. Получила дальнейшую разработку в школе его учеников (Теофраст, Евдем), а также в филос. Школе стоиков (3—2 вв.
До н. Э.), развивших силлогистику условных и разделительных (т.е. Использующих посылки, содержащие альтернативы) умозаключений. Школа стоиков признавала Л. Одной из гл. Частей философии, сочетая собственно логич. Проблематику с вопросами гносеологии и структуры языка и речи.Первые учебники Л. Появились после того, как в 1 в. До н. Э. Были обнаружены и привезены в Рим логич. Соч. Аристотеля, к-рые воспроизводились и комментировались аристотеликами, в т. Ч. Авторитетнейшим комментатором Александром Афродисийским (2—3 вв.). Изучение свода логич. Соч. Аристотеля («Органон») стало непременной частью философского (для того времени высшего) образования. Однако на фоне заката антич. Культуры снизился и уровень логич. Знаний и обучения Л. Obria практически утрачена методика диспутов, сформировался «схоластич.» подход к Аристотелю — чтение текста (Аристотеля или его комментаторов) и текстологич.
Толкования.Поздняя греч. Традиция филос. Образования основывалась на истолковании текстов Аристотеля. В ср.-век. Зап. Европе стала доминировать установка на создание учебников по курсу семи свободных искусств. Л. (как диалектика) наряду с грамматикой и риторикой вошла в тривиум — низшую ступень курса и вплоть до 19 в. Являлась частью классического образования. Решающее влияние на формирование традиции изучения Л. Оказал перевод на лат. Яз. «Органона», выполненный Боэцием.В период средневековья диалектика, преподававшаяся по переводам и комментариям Боэция, входила в круг уч. Дисциплин в монастырских школах, позднее — в ун-тах. Важное значение Л. В уч. Процессе раскрылось благодаря распространению в ун-тах публичных диспутов — богословских и философских.
Логич. Построения, представленные в форме ответов на поставленные вопросы, наряду с опорой на авторитет, определяют существо ср.-век. Зап.-европ. Философствования.Освоение европ. Культурным миром полного. Текста «Органона» (начиная с сер. 12 в.) положило начало расцвету схо-ластич. Л. (см. Схоластика). В этот период аристотелевская Л. Подверглась дальнейшей детализации. Изучались связанные с Л. Вопросы семиотики, проблематика логич. Модальностей (категорий типа «необходимо», «возможно, что», «невозможно, чтобы» и т. П.), логич. Антиномии (возникающие в Л. Противоречия, для устранения к-рых предлагаются разл. Решения). Вместе с учением о языке Л. Рассматривалась при этом как диалектика, а термин «Л.» использовался в назв. Своего рода учебников — многочисл.
Ком-педиумов, составленных на основе и в развитие логич. Соч. Аристотеля. В университетском преподавании пользовались популярностью «Логические сумму-лы» («Summulae logicales») Петра Испанского (13 в.). Преподавание Л. Шло на фоне дискуссий о том, чем она является- иск-вом (ars) или наукой (scientia).Гл. Содержанием антич. И ср.-век. Л. Была теория дедукции как системы умозаключений, позволяющих выводить из достоверных посылок достоверные заключения в ходе применения общих принципов к конкретным ситуациям и случаям. На рубеже 16—17 вв. Ф. Бэкон создал теорию индукции как метода получения общих заключений о явлениях природы, использующего результаты опытов и наблюдений. Г. Галилей ввёл в науч. Обиход гипотетико-дедуктивные познават.
Процедуры, соединяющие дедукцию и матем. Средства с выдвижением и проверкой науч. Допущений — гипотез. Декарт, критикуя схоластич. Л., стремился сочетать логич. Дедукцию с интуитивным подбором простейших и очевидных фактов как исходны. Пунктом движения познающей мысли. Декартом была выдвинута идея «универсальной математики», развитая Г. В. Лейбницем до программы всеобъемлющего логич. Исчисления, цель к-рой — заменить содержательное мышление вычислением и рассуждением по установл. Строгим правилам. Продолжатель филос. Традиции Лейбница X. Вольф заложил основы обучения «иск-ву мышления», к-рое излагалось в многочисл. Учебниках Л., выходивших в немецкоязычных странах в 18 в. Публикация «Логики» И. Канта (издана в 1800) положила начало т.
П. Традиц. Л., утвердившейся в немецкой, а затем и в рус. Ср. И высш. Школе. Для «традиц. Л.» было характерно строгое разделение материала на «учение о понятии», «учение о суждении», «учение об умозаключении», «учение о методе и доказательстве».Во Франции содержание курсов Л. Определило классич. Руководство «Логика, или Иск-во мыслить», написанное А. Арно и П. Николем (т. Н. Логика Пор-Рояля, по назв. Монастыря, в к-ром было создано это соч., опубл. 1662). Написанная под влиянием Декарта и Б. Паскаля (среди его трудов было соч. «О геометрич. Разуме»), логика Пор-Рояля соединяла в себе осн. Положения схоластич. Л. С идеями, шедшими от опытной науки нового времени. Логич. Школа Пор-Роя^я оказала влияние на развитие Л. В др. Странах, включая Россию.В Англии получило распространение основанное Бэконом индуктивистское направление, к-рое в 19 в.
Нашло воплощение в труде Дж. С. Милля «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843). Однако в англоязычных учебниках Л. В равной мере излагалась теория дедукции и индукции (в т. Ч. Гипотеза и аналогия).В сер. 19 в. Началась математизация Л., были созданы логич. Исчисления, пользующиеся специфич. Знаковыми средствами (логич. Символикой). В 1847 в Англии вышли труды математиков Дж. Буля «Матем. Анализ логики» и А. Де Моргана «Формальная логика», в к-рых нашла первое реальное осуществление выдвинутая Лейбницем идея логич. Формализации. Дедукция и правдоподобные (вероятностные) рассуждения были представлены в виде определённых алгебраич. Систем. Пед. Аспект нового подхода к Л. Нашёл отражение в работах У. С. Дже-вонса, построившего механич.
Логич. Машину, служившую для демонстрации простейших умозаключений и обучению работе с логич. Формализмом. В трудах нем. Логика Г. Фреге (кон. 19 — нач. 20 вв.) был создан новый, отличный от алгебраического, формальный логич. Язык, что позволило существенно обогатить Л. (создание Л. Предикатов, т. Е. Л. Свойств и отношений). Значение матем. (символич.) Л. Как нового этапа в развитии древней науки было вполне осознано после появления в Англии труда А. Н. Уайтхеда и Б. Рассела «Principia mathematica» (1910—13) и работ Д. Гильберта, вышедших в 1900—20-х гг. (Германия).В уч. Пособиях по Л. Матем.-логич. Достижения учитывались начиная с 20- 30-х гг. 20 в. Соответственно изменились содержание курсов Л. И характер преподавания. Стало очевидным, что традиц.
Л. Охватывает лишь небольшую часть логич. Процедур, присутствующих в мышлении, новые подходы требовали более строгого изложения материала.По мере становления матем. Л. Она проникла в разл. Области знания. В технику, естеств. И гуманитарные науки. Этот процесс был связан с расширением круга внелогич. Интерпретаций (моделей) и приложений логич. Исчислений, а также с обнаружением тесной связи идей матем. Л. И теории алгоритмов. Матем.-логич. Средства оказались эффективными при анализе естеств. Языка и построении формальных схем языковых и речевых феноменов. Они стали использоваться в алгоритмич. Описании процессов переработки информации в мышлении и процессах обучения.К сер. 20 в. Матем. Л. Вошла в число предметов, обязательных для высш.
Матем. Образования. С развитием кибернетики и информатики Л. Сделалась необходимым компонентом подготовки широкого круга специалистов, открылись многообразные возможности её применения в пед. Практике (см. Алгоритмизация, Компьютеризация обучения).В Россию знакомство с Л. Пришло вместе с визант. Учёностью. Не позднее 14 в. Появился перевод соч. Визант. Богослова и философа Иоанна Дамаскина «Диалектика», в к-ром излагалось логич. Учение Аристотеля. В числе «свободных искусств» Л. Преподавалась на греч. Или лат. Языках в Киево-Могилянской и Славяно-греко-лат. Академиях. Автор первого известного на Руси учебника Л. (написан на лат. Яз. В 80-е гг. 17 в.) — Софроний Лихуд (см. Лихуды). В Славяно-греко-лат. Академии Петровичем Макарием было составлено первое уч.
Руководство по Л. На церк.-слав. Языке.В 17—18 вв. Л. Преподавалась гл. Обр. Как составная часть риторики («Риторика» М. В. Ломоносова) или философии. Так, филос. Курс Георгия Конисского, преподававшего в Киево-Могилянской акад. В 18 в., открывался разделом Л.С появлением гимназий и развитием университетского образования Л. Вошла в программы как самостоят, дисциплина. В 1849 была исключена из гимназии, курса, преподавание основ Л. (один уч. Час в неделю) возобновилось в 1871. Со 2-й пол. 18 в. Стали создаваться многочисл. Учебники Л. (отеч. Авторов и переводные). В 19 в. Интерес к Л. Значительно усилился. Выходили науч. Труды, а также переводы, предназначенные для широкой аудитории (напр., кн. У. С. Джевонса «Основания логики», 1878).К кон. 19 — нач. 20 вв.
Л. Преподавалась в ср. Светских (гимназии) и духовных уч. Заведениях, на всех гуманитарных ф-тах ун-тов. Появился ряд оригинальных отеч. Исследований по Л. Как филос. (М. И. Карийский, Л. В. Рутков-ский), так и матем. Ориентации (П. С. По-рецкий, Е. Л. Буницкий, И. В. Слешин-ский, С. О. Шатуновский), возникли подходы, сочетавшие традиционно-филос. Установки со стремлением учесть достижения матем. Л. (С. И. Поварнин, Н. А. Васильев).В нач. 20 в. Было издано и использовалось в преподавании большое число учебников для ср. Школы (А. Е. Светилина, Г. И. Челпанова), ун-тов (М. Владислав-лева, М. М. Троицкого, В. Н. Карпова, А. И. Введенского). Переводились на рус. Яз. (или передавались в изложении) матем. -логич. Труды признанных логиков и философов (Э. Шредер, Л. Кутюра, Ж. А. Пуанкаре), а также малоизвестных авторов.
Разрабатывались вопросы применимости матем. Л. При изучении мышления (Введенский, Поварнин), приложения Л. К технике.После 1917 преподавание Л. В ср. И высш. Школе стало постепенно свёртываться. Формальная Л. Рассматривалась как «классово чуждая» наука. Матем. Исследования в области Л. (И. И. Жегал-кин, В. И. Гливенко, А. Н. Колмогоров) были замкнуты в рамках математики. Л. Как самостоят, науч. Дисциплина практически прекратила своё существование.В 1946 Л. Вновь стала преподаваться в школе, на гуманитарных ф-тах ун-тов и пед. Ин-тов. Был переиздан учебник Челпанова, созданы руководства по Л. Сов. Авторов В. Ф. Асмуса (1947), К. С. Ба-крадзе (1951) и др. Однако ограничение преподавания рамками традиц. Л. И отсутствие квалифицир. Специалистов, владеющих логич.
Техникой, обусловило низкий науч. Уровень преподавания, в ходе «борьбы против перегрузки учащихся» в сер. 50-х гг. Л. Была исключена из уч. Курсов ср. Школы и ряда вузов. В 40- 50-е гг. Вышли в рус. Переводе классич. Книги по матем. Л. — А. Тарского, Д. Гильберта и В. Аккермана, С. К. Кли-ни, А. Чёрча.Развитие кибернетики и информатики привело к существенному изменению содержания как филос.-логич, так и матем.-логич. Исследований. В 70—80-е гг. Отеч. Логики-философы стали применять технику построения и анализа логич. Исчислений, а логики-математики вводить в свои работы филос. И кибернетич. Проблематику. Издавались учебники и уч. Пособия по Л., сочетающие филос. И матем. Ориентацию. В совр. Л. (филос. И матем.) активно осмысляются пед. Аспекты. Как уч. Предмет Л. Сделалась обязат.
Компонентом подготовки специалистов по разл. Профилям, в т. Ч. В сфере пед. Образования. В кон. 80-х—90-х гг. В Рос. Федерации в связи с ориентацией нек-рых типов ср. Уч. Заведений на классич. Образование (гимназии, лицеи) Л. Снова входит в круг общеобразоват. Дисциплин.Лит. Аристотель, Соч., т. 2, М., 1978. Ми л ль Дж. С., Система логики силлогистической и индуктивной, пер. С англ., M., 19142. Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. Формальной логики, пер. С англ., М., 1959. Попов П. С., История логики нового времени, М., 1960. Маковельский А. О., История логики, Ми967. С т я ж к и и Н. И., Формирование матем. Логики, М., 1967. С то л л Р., Множества. Логика. Аксио-матич. Теории, пер. С англ., М., 1968. К а р-ри X. Б., Основания матем. Логики, пер.
С англ., М., 1969. Столяр А. А., Педагогика математики, Минск, 19863. Марков А. А., О логике конструктивной математики, М., 1972. К лини С. К., Матем. Логика, пер. С англ., М., 1973. Бирюков Б. В., Геллер Е. С., Кибернетика в гуманит. Науках, М., 1973. Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич. Идей от античности до эпохи Возрождения, М., 1974. Формальная логика, Л., 1977. Логика и проблемы обучения, М., 1977. Фридман Л. М., Турецкий E. H., Как научиться решать задачи, M., 19893. Очерки истории школы и пед. Мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989, с. 213—15 («Диалектика» Иоанна Дама-скина). Кэрролл ЛЛогич. Игра, пер. С англ., М., 1991. Б. В. Бирюков, 3 — А. Кузичева. Ю. А. Шичалин..
Дополнительный поиск Логика
На нашем сайте Вы найдете значение "Логика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Логика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 6 символа