Веды
Древнейший памятник инд. Религ. Лит-ры на т. Н. Ведич. Санскрите. В. Состоят из 4 сборников (самхит). Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. Индологов, В. Складывались во 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Для указанного периода В. - единств. Лит., ист. Источник. Важнейшими из В. Являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. Названиям, Ригведа создавалась на терр. Между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. Рисуют Сев. Индию, населенную племенами, различными по уровню социально-экономич. Развития, физич. Облику, языкам и диалектам, религ. Представлениям и обрядам. Наиболее полно В. Отразили жизнь племен, к-рых творцы ведич. Гимнов называли арьями. Эти т. Н. Арийские племена занимались плужным земледелием, применяя, где нужно, искусств.
Орошение, разводили домашний скот (лошадей, коров, буйволов, коз, овец и т. Д.), знали разные ремесла, умели обрабатывать медь, а в кон. 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Стали употреблять и железо.В. Показывают жизнь арийских племен, когда у них на базе достигнутого уровня производит. Сил возникли частная собственность на движимое имущество, в т. Ч. И на рабов, обмен, имуществ. Неравенство и началось постепенное разложение первобытнообщинного строя. В В. Нашла отражение сопровождавшая процесс разложения первобытнородового строя борьба между богатыми и бедными, между выделившейся родовой аристократией и рядовыми членами племен. В этой борьбе родовая аристократия постепенно ограничивала первобытнообщинную демократию и заставляла служить родовые органы управления (самиты и сабха) своим интересам.В В.
Рассказывается о племенных войнах, в результате к-рых еще более увеличивалось значение воен. Вождей. В гимнах появляется мотив об исключит. Роли вождя, к-рый, обладая карательной властью, сам не подлежит наказанию и получает дань с соплеменников и с покоренных племен. Правда, в гимнах не раз упоминается, что вождь ограничен волей племенного веча и совета из благородных людей. В одном из самых поздних гимнов Ригведы (X, 90) говорится, что люди не одинаковы по рождению, что брахманы (жрецы), кшатрии (воен. Аристократия), вайшии (прочие свободные члены арийских племен) и шудры (по-видимому, племена, попавшие в зависимость от ариев) произошли из различных частей тела мифич. "первого человека", от его уст, рук, чресел и ступней.
Наряду с арийскими племенами в В. Упоминаются племена дасью, или даса. Из В. Известно о быте большой патриарх. Семьи, одежде и украшениях, увеселениях и особенно о религ. Представлениях др.-инд. Племен. В В. Можно обнаружить зародыши той религ. Философии, к-рая нашла дальнейшее развитие в Араньяках и Упанишадах. В. Передавались изустно в брахманских семьях. Европейцы впервые начали изучать и издавать В. С нач. 19 в.Библиография по В. Опубликована в кн. "Vedic bibliography. Since 1930", by R. N. Dandekar, Bombay, 1946. Из марксистской литературы о В. См. Данге С. A., Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. Строя, пер. С англ., М., 1950. Ильин Г. P., Др. Индия в XV-VI вв. До н. Э., в кн. Всемирная история, т. 1, М., 1955, гл. 25. Осипов А., Краткий очерк истории Индии до X в., М., 1948.A.
M. Осипов. Москва..
Дополнительный поиск Веды
На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа