Истина

296

верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. Как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал. «...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред.) — разделенным и соединенное — соединенным...» (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9. Рус. Пер., М.—Л., 1934). Эта традиция в понимании И. Продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.). В идеалистических системах И. Понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И.

Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. Диалектический подход. По Г. Гегелю, И. Есть процесс развития знания. Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. Субъективно-идеалистически — как форму психологического состояния личности. Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (Прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой, «экономичной» взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом.

Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. И её содержание носят условно-договорный характер. Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. Такое содержание человеческих представлений, «...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества...» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18, с. 123). Наука — не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен. И. Относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И. — «дитя эпохи». Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. И тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия. Диалектический материализм «...признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (там же, с.

139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. Порождает заблуждение, догматизм мышления. В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания. Абсолютная И. Есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., которая в этом смысле складывается из суммы относительных И.«...Человеческое мышление, — писал В. И. Ленин, — по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (там же, с.

137). Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. Требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «...всякую истину, если ее сделать ,,чрезмерной”..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. Находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта.

К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. Е. Действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1—2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. Понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом.

Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал. Проблемы, связанные с теоретическими и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания (См. Теория познания) и социологии познания (См. Социология познания). А. Г. Спиркин..

Значения в других словарях
Истец

в гражданском процессе физическое или юридическое лицо, обращающееся в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. См. Также Иск. ..

Истикляль

(«Истикля́ль»,) аль-Хизб аль-Истикляль (Партия независимости), политическая партия в Марокко. Создана в 1943. Отражает интересы марокканской буржуазии, буржуазной интеллигенции и крупных землевладельцев. Активно участвовала в борьбе за независимость Марокко. В 1956—59 и в 1960 — январь 1963 партия правительственного большинства. С 1963 в оппозиции к правительству. В 1959 от «И.» откололось левое крыло (Национальный союз народных сил). В июле 1970 партии «И.» и Национальный союз народных сил созд..

Истинная аномалия

см. Аномалии. ..

Истинное место звезды

см. Среднее место звезды. ..

Истина

ИСТИНА - соответствие знания действительности. Объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия зна..

Истина

1. (слав. Настоящий), соответствие знания вечным, неизменным основам бытия и возникающим из него вещам и явлениям. Для православного высшая истина — Иисус Христос, воплощенный Бог. Познание истины требует не только ума, но и всего существа человека. В христианстве истина постигается верой. Христос говорит. «Я есьм путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Христианин верит, чтобы знать. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8. 32). Ценность истины в представлениях Святой Руси в том, чт..

Истина

ИСТИНА, адекватное постижение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Объективное> содержание человеческого познания. Аристотель> понимал истину как соответствие знания вещам (теория корреспонденции). Платон и Августин> - как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Кант - как согласие мышления с его априорными формами.. ..

Истина

Азбучная истина. Разг. Чаще Неодобр. О том, что всем хорошо известно, ясно без всяких доказательств. Ф 1, 225. ЗС 1996, 337. БМС 1998, 235.. ..

Истина

ИстинаЗнание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * УчениеБлизкие темы. Вера * Доверие * Истина * Правда * ЧестностьИстина - Судьба каждой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной. - Л. Швейцер Истина рождается в спорах. Но когда страсти кипят, истина испаряется. *** Перед ошибками захлопываем дверь. В смятеньи истина. "Как я войду теперь?" -•Тагор Рабиндранат Самая опасная ложь - слегка извращенная истина. -•Лихтенберг Георг (Lichte..

Истина

• абсолютная истина. ..

Истина

Правда, аксиома.. ..

Истина

Об общеизвестной истине, не вызывающей спора, сомнений. Азбучная, банальная, безусловная, бессмертная, бесспорная, великая, вечная, высокая, грошовая, дешевая, житейская, затасканная (разг.), избитая, известная, истертая, мудрая, неопровержимая, неоспоримая, неотразимая, непогрешимая, непреложная, непререкаемая, непреходящая, несомненная, общеизвестная, общепризванная, очевидная, пошлая (устар.), прописная, простая, самоочевидная, святая, старая, стертая, тривиальная, ходячая, хрестоматийная, эл..

Истина

Соответствие знания действительности. Объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания дейст..

Истина

Ж. Противоположность лжи. Все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда. Правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму. А добро или благо к любви, нраву и воле. | Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне ..

Истина

Ж.1) а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности.б) Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии).2) То, что есть в действительности, соответствует ей. Правда.3) Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.. ..

Истина

И́СТИНА -ы. Ж.. ..

Истина

-ы, ж. 1. В философии. Адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить (наставить) кого — на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина (книжн.) — непререкаемое положение, утверждение.. ..

Истина

Истины, ж. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина. 3. Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. Слыхал я истину бывало. Хоть л..

Истина

Общеслав. Суф. Производное от истъ «истинный, настоящий». См. Истый.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Истина

И́стина укр. Íстина, др.-русск., ст.-слав. Истина άλήθεια, ἀκρίβεια (Супр.), болг. И́стина, сербохорв. И̏стина, словен. Ȋstina, чеш. Jistinа "истина", др.-польск. Iścina "истина, капитал, наличные деньги". От и́стый.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Истина

Понятие, подвергающееся своего рода деонтологизации в неклассической философии. И. Ли- шается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н.Гартман) и др. В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанцирующих объяснение и понимание как взаимно исключаю..

Истина

Доказанность суждения, его соответствие действительности.. ..

Истина

Доказанность суждения, его соответствие действительности.. ..

Истина

Соответствие знания действительности. Вопрос о критериях И. Исследуется теорией познания. В истории философии И. Понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В совр. Логике и методологии науки классич. Трактовка И. Как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобнос..

Истина

(от греч. Aletheia. ..

Истина

-в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс 24.10), дело рук Его (Пс 110.7), заповедь, откровение и закон Его (Пс 118.86,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер 10.10). В Новом Завете нам истину явил Господь Иисус Христос (Ин 1.17. Еф 4.21), ибо Он Сам есть истина (Ин 14.6. 1Ин 5.6).. ..

Истина

Универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. 1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. - одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф.Бэкон, Спиноза, Дидро, Гел..

Истина

ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, ..

Истина

— универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой. 1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. — одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф.Бэкон, Спиноза, Дидро, Г..

Истина

В Библии нет споров об И., подобных тем, к-рые ведут философы. Вопрос Пилата. "Что есть истина?" - сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., к-рая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в к-рых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. Аспекте. И. В Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, к-рая..

Истина

Противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно, справедливо. По понятиям христианским, истина в Христе, Его Евангелии, Его Церкви. "Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня", - сказал Сам Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 14, 6).. ..

Истина

— мысль или высказывание, соответствующие своему предмету. Мысль соответствует своему предмету, если представля­ет его таким, каков он есть на самом деле, в реальности. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш вливается в Обь. А мысль о том, что бананы растут на березе, искажает реальное положение дел, поэтому является ложью. Вопрос об И. Принадлежит сфере философии. Для логики важ­но иметь в виду следующее. Реальность, относительно ко..

Дополнительный поиск Истина Истина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Истина" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Истина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 6 символа