Истина
— мысль или высказывание, соответствующие своему предмету. Мысль соответствует своему предмету, если представляет его таким, каков он есть на самом деле, в реальности. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш вливается в Обь. А мысль о том, что бананы растут на березе, искажает реальное положение дел, поэтому является ложью. Вопрос об И. Принадлежит сфере философии. Для логики важно иметь в виду следующее. Реальность, относительно которой наши мысли оцениваются как истинные или ложные, не обязательно должна быть только физической реальностью, это может быть реальность художественного вымысла или идеализированных объектов. Скажем, утверждение «Отелло любил Дездемону» истинно, а утверждение «Гамлет был женат» ложно в мирах, создаваемых текстом шекспировских пьес.
Здесь следует обратить внимание на то, что понятие И. Говорит о соответствии мысли своему объекту, но никак не касается природы этих объектов. И. Объективна в том смысле, что истинность или ложность некоторой мысли не зависит от воли и желания людей. Даже если все человечество принимает некоторую мысль, считает ее истинной, мысль может оказаться ложной, и наоборот. То, что некоторая мысль соответствует или не соответствует своему предмету, определяется предметом, а не субъектом познания. Я могу горячо верить в то, что на Луне живут разумные существа, при определенных условиях могу увлечь своей верой миллионы других людей, но, если в действительности на Луне нет разумных существ, эта мысль будет ложной.
Логика не занимается установлением истинности и ложности наших мыслей. Это дело конкретных наук. Однако понятие И. Играет в логике чрезвычайно важную роль. Именно с его помощью определяются фундаментальные для логики понятия логического вывода и логического следования..
верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. Как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал. «...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. — Ред.) — разделенным и соединенное — соединенным...» (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9. Рус. Пер., М.—Л., 1934). Эта традиция в понимании И. Продолжена в философии нового..
ИСТИНА - соответствие знания действительности. Объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия зна..
1. (слав. Настоящий), соответствие знания вечным, неизменным основам бытия и возникающим из него вещам и явлениям. Для православного высшая истина — Иисус Христос, воплощенный Бог. Познание истины требует не только ума, но и всего существа человека. В христианстве истина постигается верой. Христос говорит. «Я есьм путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Христианин верит, чтобы знать. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8. 32). Ценность истины в представлениях Святой Руси в том, чт..
ИСТИНА, адекватное постижение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Объективное> содержание человеческого познания. Аристотель> понимал истину как соответствие знания вещам (теория корреспонденции). Платон и Августин> - как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Кант - как согласие мышления с его априорными формами.. ..
Азбучная истина. Разг. Чаще Неодобр. О том, что всем хорошо известно, ясно без всяких доказательств. Ф 1, 225. ЗС 1996, 337. БМС 1998, 235.. ..
ИстинаЗнание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * УчениеБлизкие темы. Вера * Доверие * Истина * Правда * ЧестностьИстина - Судьба каждой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной. - Л. Швейцер Истина рождается в спорах. Но когда страсти кипят, истина испаряется. *** Перед ошибками захлопываем дверь. В смятеньи истина. "Как я войду теперь?" -•Тагор Рабиндранат Самая опасная ложь - слегка извращенная истина. -•Лихтенберг Георг (Lichte..
Об общеизвестной истине, не вызывающей спора, сомнений. Азбучная, банальная, безусловная, бессмертная, бесспорная, великая, вечная, высокая, грошовая, дешевая, житейская, затасканная (разг.), избитая, известная, истертая, мудрая, неопровержимая, неоспоримая, неотразимая, непогрешимая, непреложная, непререкаемая, непреходящая, несомненная, общеизвестная, общепризванная, очевидная, пошлая (устар.), прописная, простая, самоочевидная, святая, старая, стертая, тривиальная, ходячая, хрестоматийная, эл..
Соответствие знания действительности. Объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания дейст..
Ж. Противоположность лжи. Все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда. Правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму. А добро или благо к любви, нраву и воле. | Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне ..
Ж.1) а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности.б) Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии).2) То, что есть в действительности, соответствует ей. Правда.3) Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.. ..
-ы, ж. 1. В философии. Адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить (наставить) кого — на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина (книжн.) — непререкаемое положение, утверждение.. ..
Истины, ж. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина. 3. Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. Слыхал я истину бывало. Хоть л..
Общеслав. Суф. Производное от истъ «истинный, настоящий». См. Истый.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..
И́стина укр. Íстина, др.-русск., ст.-слав. Истина άλήθεια, ἀκρίβεια (Супр.), болг. И́стина, сербохорв. И̏стина, словен. Ȋstina, чеш. Jistinа "истина", др.-польск. Iścina "истина, капитал, наличные деньги". От и́стый.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..
Понятие, подвергающееся своего рода деонтологизации в неклассической философии. И. Ли- шается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н.Гартман) и др. В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанцирующих объяснение и понимание как взаимно исключаю..
Соответствие знания действительности. Вопрос о критериях И. Исследуется теорией познания. В истории философии И. Понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В совр. Логике и методологии науки классич. Трактовка И. Как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобнос..
-в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс 24.10), дело рук Его (Пс 110.7), заповедь, откровение и закон Его (Пс 118.86,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер 10.10). В Новом Завете нам истину явил Господь Иисус Христос (Ин 1.17. Еф 4.21), ибо Он Сам есть истина (Ин 14.6. 1Ин 5.6).. ..
Универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. 1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. - одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф.Бэкон, Спиноза, Дидро, Гел..
ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, ..
— универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой. 1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативные парадигмы трактовки И. — одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф.Бэкон, Спиноза, Дидро, Г..
В Библии нет споров об И., подобных тем, к-рые ведут философы. Вопрос Пилата. "Что есть истина?" - сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., к-рая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в к-рых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. Аспекте. И. В Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, к-рая..
Противоположность лжи, все что верно, подлинно, точно, справедливо. По понятиям христианским, истина в Христе, Его Евангелии, Его Церкви. "Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня", - сказал Сам Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 14, 6).. ..
(от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный) - находящееся на пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Понимание И. Зависит от определения понятия рационального. Если рациональное определяется как соответствующее законам разума, т. Е. Законам логики, то И. Можно назвать то, что нарушает законы логики. Напр., если признается истинной конъюнкция двух предложений «A&B» и признается истинным предло..
- метафорическое обозначение области исследований, цель которых - создание технических систем, способных решать задачи невычислительного характера и выполнять действия, требующие переработки содержательной информации и считающиеся прерогативой человеческого мозга. К числу таких задач относятся, напр., задачи на доказательство теорем, игровые задачи (скажем, при игре в шахматы), задачи по переводу с одного языка на другой, по сочинению музыки, распозна-  . Ванию зрительных образов, решени..
- одна из возможных характеристик высказывания с точки зрения соответствия его описываемому фрагменту действительности. Если допускается, что каждое высказывание является либо истинным, либо ложным (т. Е. Что оно либо соответствует действительности, либо не соответствует ей), говорят, что высказывание имеет одно из двух значений истинности. Данное допущение, именуемое двузначности (бивалентности) принципом, лежит в основе логики классической. В многозначной логике допускается, что высказыван..
— основанный на четких правилах формальный аппарат оперирования со знаниями определенного вида, позволяющий дать точное описание некоторого класса задач, а для отдельных подклассов этого класса - и алгоритм решения. В математической логике понятие об И. Подверглось уточнению и более строгой формализации. Логическое И. Строится на базе некоторого формализеванного языка. Задается набор исходных символов, из которых с помощью четко определенных правил строятся формулы рассматриваемого И. Некото..
Дополнительный поиск Истина
На нашем сайте Вы найдете значение "Истина" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Истина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 6 символа