Монолог
монологическая речь (от Моно. И греч. Lógos — слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи. См. Диалог) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе (См. Щерба) предположить её производность от диалогической (в историческом плане). Основные коммуникативные ситуации её употребления — сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.
П.). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем др. Виды речи. Эти её особенности изучает т. Н. Лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т. П.). М. В литературе и театре. Компонент художественного произведения или самостоятельный жанр, оформленные посредством монологической речи. В драме (спектакле, кинофильме) — высказывание персонажа, обращенное к самому себе или к окружающим, обособленное от реплик других персонажей. М. Часто используется для выражения лирико-философского, интимного или публицистического излияния героя, его жизненного кредо (знаменитое «Быть или не быть...» шекспировского Гамлета или «Не образумлюсь, виноват...» грибоедовского Чацкого), а также для изложения событий, предшествующих сюжету пьесы или происходящих за сценой.
Присущ трагедии античности, барокко, Возрождения, классицизма, драме романтизма (особенно), монодраме, современной нереалистической драме. Своеобразным М.-исповедью или М.-проповедью является Лирика, преимущественно т. Н. Субъективная лирика, непосредственно передающая переживания творца. Монологически оформляются часто повествовательные жанры, например рассказ от первого лица, в том числе Сказ (у Н. Лескова, М. Зощенко). Однако в повествовательном монологическом стиле нередко присутствует «чужое» слово (элементы пародии, полемики) и тогда повествовательный монолог сближается с диалогом. В реалистической прозе конца 19—20 вв. Одним из важных средств психологической характеристики стал внутренний М., или «Поток сознания» (по зарубежной терминологии).
Лит. Волошинов В. Н. [при участии Бахтина М. М.], Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930. Волькенштейн В., Драматургия, М., 1969. Бахтин М. М., Слово у Достоевского, в его кн. Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972. Корман Б. О., Чужое сознание в лирике..., «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка», т. 32, 1973, в. 3.
Дополнительный поиск Монолог
На нашем сайте Вы найдете значение "Монолог" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монолог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа